Русские свадебные обряды и традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать ритуал и обряд бракосочетания на Руси и в России, проследить его изменение с течением истории.
Задачи работы – проследить историю развития свадебного обряда, ритуальные действия, предшествующие бракосочетанию, непосредственно само бракосочетание; исследовать взаимосвязь между свадьбой и институтом семьи.

Содержание работы

Введение
1. Русская свадебная обрядность
1.1 Исторический обзор русских свадебных традиций
1.2 Свадебные обряды, обычаи, суеверия
1.3 Обряд венчания
2. Институт семьи и его значение для общества
Социальный аспект свадьбы и семьи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Свадебные обычаи и обряды на русси.docx

— 59.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

Реферат по дисциплине:

,,Культурология''.

 

 

Тема реферата: ,,Русские свадебные обряды и традиции''.

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Э-2711

Захаров Виталий Александрович

 

Проверил: д-р филос. наук, профессор

Кузнецов Олег Валентинович

 

 

 

 

Курган, 2013 г.

Оглавление 

 

Введение

1. Русская свадебная обрядность

1.1 Исторический обзор  русских свадебных традиций

1.2 Свадебные обряды, обычаи, суеверия

1.3 Обряд венчания

2. Институт семьи и  его значение для общества

Социальный аспект свадьбы  и семьи

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый народ имеет  свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими  чертами, определяющими весь образ  мыслей, стиль жизни и само будущее  того или иного народа, но и главным  связующим мостом между многими  поколениями. Сколько стран и  народов – столько и различных  обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным  содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают  не одну сотню лет.

Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она  является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и  обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые  из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной  культуре или же сохранились как  отголоски тех далёких времён.

Бракосочетание – это  универсальный ритуал. Он есть у  всех народов – африканских племен, эскимосов, американских индейцев –  независимо от их географического положения  и степени развития общества. У  всех этих народов можно проследить множество схожих черт в брачной  обрядности и традициях, несмотря на то, что их территории расселения находятся  за тысячи километров друг от друга.

Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и  обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря  многочисленным региональным вариациям  у славянских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых  действий – фата у невесты, обсыпание  молодоженов хмелем, зерном, обручальные  кольца… Но современный человек  едва ли знает, какой смысл кроется  за этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.

Несмотря на современную  свободу нравов в России, люди продолжают жениться и выходить замуж. Это не может не внушать оптимизма, особенно на фоне неослабевающей популярности гражданского брака. Поэтому тема данной работы всегда актуальна, и, пожалуй, потеряет эту актуальность, лишь когда вымрет все человечество.

Цель работы – исследовать  ритуал и обряд бракосочетания на Руси и в России, проследить его  изменение с течением истории.

Задачи работы – проследить историю развития свадебного обряда, ритуальные действия, предшествующие бракосочетанию, непосредственно само бракосочетание; исследовать взаимосвязь  между свадьбой и институтом семьи.

Объект исследования –  бракосочетание как ритуал, знаковая система в контексте культуры.

Предмет – русский свадебный  обряд и его традиции.

 

 

1. Русская свадебная  обрядность

1.1 Исторический  обзор русских свадебных традиций

Свадьба – это, прежде всего, ритуал. Ритуал – это совокупность обрядов, символических действий, придающих  определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы. Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны, воспроизводятся  традиционно, в соответствии с обычаем  или специально разработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретают традиционный характер. Важные моменты в жизни человека переживаются и отмечаются не только им самим, но и членами его семь, родственниками друзьями и т.д. Поэтому  ритуалы представляют собой в  большинстве случаев коллективные действия. Обряды различны в разных религиях и культурах. На ранних стадиях  истории ритуалы вплетены в магический комплекс (например, обряды инициации, то есть, превращение подростка во взрослого), в развитых культурах  и религиях – составляют компонент  сложной культовой системы. Ритуалы  возвышают над обыденностью, способствуют упрочению связи человека со своими близкими.

Свадебный ритуал – важнейшее  событие в жизни взрослого  человека, его переход в новую  стадию бытия – самостоятельную  жизнь.

У русского народа существует огромное количество свадебных традиций и обрядов, которые с течением истории только обогащались. Поэтому  для полного представления о  русской свадьбе представляется необходимым рассмотреть историю  русского свадебного обряда.

Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических  документах, гражданских и церковных  источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., то есть к периоду, когда  патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии).

Материалы летописей позволяют  предположить, что в древности  существовало несколько архаичных  форм брака. Автор «Повести временных  лет» (XII в.) писал, что поляне «брачные обычаи имяху: не хожаше по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче». Иными словами, поляне пользовались формой «брака-приведения», сочетавшейся с элементами договоренности. У остальных племен брака не было и они, говорит летописец, «живяху в скотстве». Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало «умыкание» невест по предварительному сговору. Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищение невест обычно происходило «у воды на праздниках в честь богини «женитьвы», – Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Славянам разрешалось многоженство. Что же касается «купли жен», известной многим славянским народам, то об этом до сих пор нет единой точки зрения, так как термин «вено» толкуется по-разному. Традиционно русская историко-юридическая литература рассматривает «вено» как плату (сумму выкупа) за невесту. В то же время существуют документы, позволяющие рассматривать «вено» как синоним «приданого», что исключает существование купли. Эти формы брака без сомнения сопровождались определенными обрядами и обычаями, которые отражали религиозные представления народа, социальные и юридические нормы, народное искусство.

В Древней Руси пережитки  племенных брачных обычаев сохранялись  довольно долго. Даже в свадебных  обрядах XI-XIII вв. «на простых людях» бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дуба или ракиты, «плескание водою» (как способы закрепления брака), многоженство.

В 991 году (конец Х века) на Русь пришло христианство. Оно оказало  большое влияние на формирование свадебного обряда. Христианство —  письменная религия, приобщившая Русь к высокоразвитой мифологии, к истории  европейских и малоазийских стран. Произошло соединение с культурой  Византии, наиболее передовой страны того времени. Причем это произошло, когда византийская культура переживала пик своего расцвета IX—XI веков.

С этого времени церковные  браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный  обряд как его составная часть. Правда, этот процесс занял несколько  веков, и лишь к XVII в. церкви удалось  прочно ввести освященную религией форму  брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две  традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных формах.

К сожалению, не много известно о древнерусское свадебной обрядности. В русских памятниках, повествующих о событиях Х-ХIII вв., упоминаются  лишь некоторые обряды, например, разувание жениха невестой (вспомним ответ Рогнеды на сватовство князя Владимира – «не хочю розути робичича»). В летописях ХI-ХIII вв. сохранились известия о княжеских свадьбах. В «Повести временных лет» под 1043г. описываются отдельные этапы предсвадебного периода, например, предварительный брачный сговор, которому предшествовала своеобразная помолвка, сопровождаемая трапезой, во время которой ели пирог-каравай, кашу и сыр. Разрезание сыра символизировало закрепление помолвки. После этого отказ жениха от невесты считался позорящим невесту и с него брали штраф – «за сыр гривну, а сором ей три гривны, и за что потеряно, за то ей отплатити...» Во время брачного сговора («ряды») родители договаривались («рядились») о размерах приданого и о дне свадьбы. Но прежде необходимо было получить от жениха и невесты согласие на брак. К концу ХIII в. согласие сторон на брак стало закрепляться в брачном договоре («ряде»), который составляли сваты или родственники после сговора.

В XIV—XV вв. брачный сговор завершался уже церковным обручением, которое подтверждалось грамотой. Есть основания предполагать, что к  середине XIII в. древнерусский свадебный  обряд был уже достаточно развит, о чем свидетельствует встречающаяся  в описаниях свадеб того времени  привычная для нас свадебная  терминология – женитьба, замужество, венчание, свадьба, жених, невеста, сваты  и т.п.

Сохранились древние миниатюры  и рисунки, на которых изображены свадебные пиры и брачные обряды. Однако вплоть до XV в. нет достаточных  сведений, чтобы составить целостное  представление о свадебном обряде. Можно лишь предположить, что в XIV в. с образованием великорусской  народности складывается и развивается  национальный свадебный обряд, который  постепенно становится нормой для русского народа. Вместе с тем этот обряд  в разных местностях со временем приобретал свои отличия и особенности, т.е. существовал в разнообразных  формах. Начиная с XV в. появляются более  подробные описания княжеских свадеб, позволяющие точнее определить основные черты великорусского свадебного обряда.

Дошедшие до нас описания XVI в. чинов царских и княжеских  свадеб помогают составить довольно полное представление об обряде, бытовавшем на Руси в то время. Кроме того, становится очевидно, что этот обряд в основном сформировался уже к середине XIV в.

Однотипные указания на соблюдение старой традиции – «как истори уряжено», «как прежде велось» – постоянно встречаются и в описаниях других царских свадеб того времени. Помимо того, что эти данные помогают установить время формирования обряда, можно увидеть четко выраженное стремление русских государей строго соблюдать древний свадебный чин, которому следовали при заключении брака их предки. Ясно и то, что народный обряд продолжал оставаться обязательной частью бракосочетания, в то время как православная церковь настойчиво внедряла церковный брак, вводила в народный обряд православную символику, атрибуты и элементы ритуала. Изучение «чинов» княжеских свадеб XVI в. (дочери Ивана III c князем В. Холмским. 1500 г., великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской, 1526 г., князя Андрея, младшего брата Василия, 1533 г.) позволяет утверждать, что к XVI в. уже сложилась терминология великорусского свадебного обряда, определилась номенклатура свадебных чинов и ид функции, были приняты особая свадебная одежда, пища и атрибутика, определились основные обрядовые этапы свадьбы, существовал свадебный фольклор.

Особый интерес для  характеристики обряда XVI в. представляет «чин свадебный», обычно сопровождающий текст «Домостроя», но не включенный в него.

Домострой – это, с одной  стороны, оригинальный памятник древнерусской  литературы, с другой – исторический документ, отражающий взгляды московского  правительства времени Избранной  рады. Он свидетельствовал о стремлении к упорядочению различных сторон частной жизни народа, к созданию таких форм, которые соответствовали  бы народным традициям и вместе с  тем отвечали требованиям светской и духовной власти. Скорее всего, такие  рекомендации не полностью отражали реально бытовавший свадебный обряд (о чем можно судить из сравнения  с описаниями, приводимыми в воспоминаниях  иностранцев, посетивших Россию в XV-XVI вв.), но они дают представление о  существующих этапах брачного обряда, его атрибутике, составе свадебных  чинов. Вместе с тем, они помогают понять соотношение древних традиционных элементов свадебного обряда с обрядами, предписываемыми православной церковью.

Во второй половине XVI –  начале XVII в. народный обряд все еще  оставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержал множество разнохарактерных в разновременных элементов. С одной  стороны, в нем сохранялось много  обычаев с дохристианского времени, с другой – в обряде явно усилились  церковные элементы. Так, Михаил Романов  уже не стал разбивать после венчания склянку, как это делали его предшественники, молодых чаще стали кропить «святой  водой», перед расчесыванием волос  и покрыванием невесты протопоп читал специальную молитву и  т.п.

Со второй половины XVII в. церковь более настойчиво борется  за введение церковного брака и вместе с тем усиливает противодействие  народному обряду. Эта тенденция  просматривается в описаниях  свадебного чина, сделанного приказным  посольского приказа Григорием  Котошихиным. Он не упоминает некоторые древние магические элементы, известные по более ранним записям и отмечаемые в более позднее время (обсыпание хмелем, разбивание стеклянного кубка во время венчания и др). Вместе с тем, отмечает детали, ранее не встречавшиеся в обряде, но связанные с официальной религией (например, родительское благословение).

Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между  господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и  на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа. Первые специальные (с научными целями) записи народного свадебного обряда и фольклора русских были сделаны лишь в 50-60 годах XIX в. Какой  предстает традиционная русская (крестьянская) свадьба ХIХ–начала XX в. в этих записях? Прежде всего, она отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества  различных по происхождению, характеру  и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными  и социальными особенностями. Каждый уголок старой России имел свой неповторимый бытовой уклад («что город, то норов, что деревня, то обычай»), специфические черты культуры, устного поэтического и изобразительного творчества. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В отдельных деталях свадебного обряда можно усмотреть черты группового брака, пережитки «умыкания», «купли-продажи» (особенно при сватовстве) и т.д.

Информация о работе Русские свадебные обряды и традиции