Русские свадебные обряды и традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать ритуал и обряд бракосочетания на Руси и в России, проследить его изменение с течением истории.
Задачи работы – проследить историю развития свадебного обряда, ритуальные действия, предшествующие бракосочетанию, непосредственно само бракосочетание; исследовать взаимосвязь между свадьбой и институтом семьи.

Содержание работы

Введение
1. Русская свадебная обрядность
1.1 Исторический обзор русских свадебных традиций
1.2 Свадебные обряды, обычаи, суеверия
1.3 Обряд венчания
2. Институт семьи и его значение для общества
Социальный аспект свадьбы и семьи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Свадебные обычаи и обряды на русси.docx

— 59.84 Кб (Скачать файл)

В обрядах причудливо переплетались  действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. Вплоть до XIX–начала XX в. в свадебном  ритуале сохранялись элементы, характерные  для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающих  участников свадьбы от враждебных сил  или направленных на умиротворение  предков (своих родовых и домашних духов). Эти действия должны были способствовать благополучию брачующихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота и т.д. Во время  отправки свадебного поезда (или при  благословении) нередко стреляли в  воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный  поезд, а в определенные моменты  громко кричали и шумели. Желая  сохранить невесту от сглаза, оборачивали  ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях или накололась на иголки. Темные силы можно было еще  и обмануть, поэтому в разговорах пользовались иносказаниями, намеками. Во время сватовства, например, с  этой же целью изменяли путь, совершали  объезды, ехали окольными дорогами, молодые подъезжали не с главного крыльца, а со двора, подменяли невесту  и т.д. От порчи и злых духов  можно было уберечься с помощью  воздержания от произнесения слов (молчание жениха и невесты), от еды (пост жениха и невесты до венца, запрет есть во время общего пира), избегая «несчастных» дней и периодов при выборе времени для брака.

Из обрядов продуцирующей  магии, прежде всего, следует указать  на те, которые обеспечивали молодым  многодетность и богатство. К  ним относятся обсыпание молодых  зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства  и многодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целая группа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг с другом. К ним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду и питье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядение молодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощение жениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невесты платком, и т.п. Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержание древних магических ритуалов и обрядов, бытовавших в XIX–начале XX в., так как многие из них, сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.

Заметное влияние на народный свадебный обряд оказало православие. С ним связаны многочисленные моления с зажиганием свечей и  лампад, особое отношение к благословениям, крестам и иконам, к участию  в обряде священнослужителей. Христианские сюжеты проникли и в свадебный  фольклор.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное  действо, включающее песни, плачи, приговоры  и присказки, заговоры, игры и танцы. Многожанровый свадебный фольклор был органичной и в значительной степени организующей частью свадебного ритуала. Он представлял собой одно из наиболее ярких и красочных  явлений устной народно-поэтической традиции. Многие свадебные песни по художественной выразительности можно отнести к поэтическим шедеврам. Поражает их разнообразие и количество (всего известно несколько тысяч текстов). В ряде эпизодов свадебного обряда диалоги между действующими лицами велись в форме причитаний. Невеста с причетами обращалась то к отцу, то к матери, то к братьям и сестрам, то к своим подругам, прося заступиться за нее, не отдавать «в злы-чужи люди», дать ей еще погулять на свободе «хоть одну зиму студеную, хоть одну весну красную, хоть одно лето теплое». Так же в форме причетов невеста прощалась с родным домом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьей косой.

Как во всяком драматическом  произведении, в свадебном обряде был своя постоянный состав действующих  лиц – «чинов», исполнявших определенные традицией роли. Их поведение довольно четко регламентировалось, что не исключал импровизации в рамках заданной роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста. Вокруг них  в разворачивалось свадебное  действо, хотя сами они чаще всего  вели себя пассивно. Невеста должна была выражать покорность и благодарность  родителям за то. что они ее «вспоили, вскормили». С момента сватовства до отъезда в церковь невеста  горько оплакивала свою девичью жизнь  в родительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху –  «чужому чужанину» и его родне  – «злым чужим людям». Создаваемый  невестой образ в течение свадьбы  менялся. Эти изменения имели  реальные основания. До отъезда со свадебным  поездом к венцу невеста много  плакала, ее «горе» достигало эмоциональной  кульминации во время девичника  и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать. В  Пермской губернии, например, отъезжая к венцу, она бросала через  плечо платочек, которым утирала  слезы, чтобы они остались дома.

Активными участниками свадьбы  были родители жениха и невесты (особенно жениха), ближайшие родственники с  обеих сторон, крестные родители, а  также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и др. Дружка (дружко) – представитель жениха. Его свадебные функции обширны и разнообразны. Он был главным распорядителем на свадьбе (эту функцию он часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости (существовало выражение: «выбирай такого дружку, чтобы загадки разгадывал»). По народным представлениям, дружка был наделен магической силой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому–старшего боярина и т.д. В южнорусском обряде назначались каравайницы, готовившие обрядовый каравай. В некоторых районах (главным образом северных) обязательным персонажем свадьбы был колдун, разделявший с дружкой некоторые магические функции. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники с обеих сторон. Они участвовали в свадебной застолье и во многих обрядах, обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п.

Каждый персонаж свадьбы  отличался своей одеждой или  каким-то дополнительным ритуальным элементом  ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе  и в дни самой свадьбы, несколько  раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии. Жених также именовался князем молодым  и затем просто молодым. Он не менял  одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе  или на груди, платок, полотенце на плечах и т.д. В день свадьбы жених  и невеста одевались нарядно  и по возможности во все новое.

1.2 Свадебные обряды, обычаи, суеверия

Для крестьянина семья  имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое  состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом определяло поведение и отношения  между молодежью. Тема брака постоянно  присутствовала и проявлялась в  жизни подрастающего поколения, особенно она усиливалась по мере приближения к брачному возрасту. Мальчики приобщались к мужским  работам, девочки – к заботам  будущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки  была подготовкой к замужеству. Отношение  к дочери в крестьянской среде  во многом определялось по пословице: «дочь–чужая добыча, дочь отцу матери не корысть (не кормилица)», она «ключница  чужому отцу, ларешница чужой матери». Но все эти соображения, конечно, не влияли на желание родителей получше выдать дочь замуж и достойно сыграть свадьбу. Поэтому буквально с рождения дочери мать начинала готовить ей приданое. Хорошее приданое обеспечивало женщине некоторую имущественную независимость и более престижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры приданого и его качество влияли и на общественное мнение. К 16-17 годам девушка считалась невестой. Ее хозяйственные обязанности оставались прежними, но менялось ее поведение, по-другому относились к ней в семье и в деревенском обществе. Девушку-невесту «славили», т.е. старались создать и упрочить за ней лестную, похвальную репутацию. Она имела право одеваться лучше младших сестер, получала большую свободу в поведении.

К возрасту невесты девушка  владела местным репертуаром  хороводных и игровых песен, знала  свадебный обряд. Одной из важных и необходимых обязанностей невесты  было умение плакать с причетом. К плачу она начинала готовиться заранее.

Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные смотрины невест. Они помогали найти подходящую невесту не только в своем селе (деревне), но и в соседних, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать «ровню» (достоинство крестьянина нередко заставляло отказывать богатому жениху, чтобы их дочь не была в доме мужа служанкой). Смотры устраивали и в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, на которые съезжались гости из соседних деревень. Нередко смотры проходили на Крещенье.

Обычно недели через две  или через месяц после смотров  мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать  ту девушку, которую облюбовала на общественных смотрах. Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. С заключением брака были связаны и дни святых, особо почитаемых девушками и женщинами как помощников в замужестве, родах и женских работах.

Итак, весь добрачный период был своеобразными университетами деревенской молодежи. За работами и увеселениями шел постоянный процесс  передачи трудового и духовного  опыта сельского мира. Молодежь усваивала  традиционные этические представления  и нормы поведения, перенимала фольклор. Незаметно, но постоянно крестьянская община формировала своих будущих  членов, готовила их к взрослой семейной и общественной жизни.

По нормам обычного права  женитьба сына и выдача замуж дочери были обязанностью родителей или  людей, заменяющих их. Они должны были подготовить детей к будущей  самостоятельной жизни, позаботиться об их браке, сыграть свадьбу.

К браку сельское общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в  брак в установленное обычаем  время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни  и обычаи предков.

Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту. Они  советовались с родственниками и  друзьями, узнавали у кого есть «девки на выданье», ездили наездники по окрестным  деревням, посещали собрания молодежи, смотры невест, и конечно, особенно в конце XIX–начале XX вв., узнавали у  сына, нет ли у него самого какой-нибудь девушки на примете. Желание сына учитывалось, но не всегда оно было решающим, так как девушка должна была отвечать требованиям родителей  и родственников, поскольку свадьба  – это, прежде всего, определенный хозяйственный  акт, прием в семью, в хозяйство  работника и продолжателя рода. Для  крестьянина главным в браке  была экономическая сторона. Мотивы для вступления в брак по важности можно расположить в такой  последовательности:

·  необходимость иметь больше рабочих рук в хозяйстве,

·  боязнь нравственного падения молодежи

·  любовь

Возраст вступления в брак в большинстве губерний был примерно одинаковым: 18-19 лет для жениха, 16-17 лет для невесты. Иногда невесты  бывали старше жениха. Считалось, что  жених непременно должен быть старше невесты на два или три года. Малолетних обычно не засватывали. Чаще придерживались мнения: «за старым жить – только век должить, за малым жить – только маяться, за ровней жить – тешиться». Как уже говорилось, обычно в большинстве районов России при выдаче дочерей замуж соблюдалась очередь по старшинству, которая нарушалась, если старшая почему-либо отказывалась от брака или являлась «не способной». Засидевшихся девушек (обычно в возрасте 23—25 лет) считали «перестарками», «вековухами» и женихи их избегали, думая, что они с «пороком». Такое же недоверие и презрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, «перестарки»). При всем трезвом подходе к выбору невесты и жениха в народе существовало убеждение, что «суженого и конем не объедешь», и что «всякая невеста для своего жениха родится».

Первые браки обычно заключались  с соблюдением всех обычаев и  обрядов свадебного ритуала. Так  же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими  в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Воля родителей играла важную роль при выборе невесты и  жениха. К концу XIX – началу XX вв. с ростом в деревнях отходничества  характерной и достаточно распространенной была ситуация, когда родители, не спрашивая  мнения сына, находящегося на стороне, готовили к его возвращению невесту. Так же не всегда спрашивали согласия девушки на вступление в брак. В  случае противодействия со стороны  детей, родители нередко прибегали  к принуждению и угрозам. Как  правило, отказов при обряде венчания в церкви не было, так как воля родителей почиталась. Конечно, так  было не всегда и не везде. Часто  молодым людям предоставлялась  свобода выбора, и согласие жениха и невесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали в брак и не просили разрешения у родителей, но со стороны девушек  такого почти не было, так как  они находились в большей материальной зависимости от родителей. Случаев  принуждения к браку крестьянским обществом неизвестно. Браки без  разрешения родителей всегда вызывали долгие толки в среде крестьян как явление исключительное. По глубокому  убеждению православных, крестьян браки, заключенные без согласия родителей, противозаконные и в большинстве  случаев кончаются для сторон несчастливо.

Сироты вступали в брак с согласия большака или большухи в доме. При заключении брака круглых сирот посаженного отца и посаженную мать выбирали из родственников, а если не было родственников, то из чужих. При отсутствии крестного отца или матери, выбирали посаженного отца крестного и посаженную мать крестную. После брака между посаженными родителями и детьми никаких особых отношений не устанавливалось.

Время для свадеб у русских  определялось земледельческим календарем: обычно свадьбы играли в свободный  от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел и церковный  календарь, так как в посты  свадьбы не играли. Большинство браков приходилось на осень, а также  на зиму. В эти периоды браки  шли «грудно», «кучно» и были богаче. К свадьбам, праздновавшимся в весенние и летние месяцы относились с предубеждением. И все же весной и летом браки совершались, правда, гораздо реже – обычно женился многодетный вдовец, чтобы получить в дом хозяйку и мать детям, или срочно выходила замуж девушка из-за нравственного падения. Такие свадьбы праздновались скромно.

Традиционный русский  свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период начинался негласным  семейным советом – «сходом» в  доме жениха. В нем участвовали  родители и ближайшие родственники жениха, в отдельных случаях приглашали особо уважаемых односельчан  или соседей. Жених, как правило, в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное  положение родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную  – нет ли у нее родства с  женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьяниц или непутевых; разбирали также личные качества невесты, ее умение вести хозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое внимание уделяли таким чертам характера, как кротость, уважительность, от которых зависели добрые отношения  в семье. Обычно крестьяне из чувства  собственного достоинства старались  взять ровню, считая, что «лучше на убогой жениться, чем с богатой  браниться». Нередко уже на этих советах определяли свадебные расходы, решали какую сумму денег отдать за невесту, прикидывали размер ее приданого. В конце XIX — начале XX вв. семейные советы, хотя и имели уже только совещательное значение, но все же оказывали большое влияние на окончательное решение. Их деятельность красноречиво свидетельствовала о  том, каким важным и ответственным  событием была предстоящая свадьба  не только для двух семей, но и для  всех родственников жениха и невесты  и для деревенского общества.

Информация о работе Русские свадебные обряды и традиции