Русский конструктивизм и выразитель его программных идей Татлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 05:30, реферат

Описание работы

Конструктивизм – это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на советскую архитектуру1920-х гг. Яркими представителями советского конструктивизма были: братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников, В.Татлин, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский  государственный университет»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Русский конструктивизм и выразитель его программных идей В.Е.Татлин»

 

 

 

 

Выполнил: студентка 408 гр.

Мустафина К.М

Проверил: Малеко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2013

 

Введение

Теория конструктивизма  возникла в начале прошлого века в  среде левых живописцев и «идеологов массового действа», бунтовавших  против засилья эклектики. Одни исследователи  отмечали, что «его истоки следует  искать в архитектуре начала ХХ в., когда архитекторы братья Веснины  создавали проекты банка Юнкера, дома «Динамо», а Ф. Шехтель строил доходный дом Строгановского училища». Другие считали, что элементы конструктивизма  зарождались в недрах модерна. Очевидно, что конструктивизм был, прежде всего, отражением социальных преобразований в обществе и предвосхищением  применения новых материалов и конструкций. 
Конструктивизм формировался в борьбе творческих идей и мнений о различных путях развития современной архитектуры, полиграфии и дизайна.

Теоретические искания в  сфере конструктивизма сопровождали весь процесс его становления  и развития. Основными вопросами, решаемыми как теоретиками, так  и практиками, являлись:

  • определения конструктивизма,
  • понятие конструкции,
  • предпосылки возникновения стиля конструктивизм, 
  • направления конструктивизма,
  • характеристика самого явления, 
  • стиль или метод, 
  • «эстетика конструктивизма»,
  • роль, место конструктивизма в развитии полиграфии, дизайна и архитектуры

Конструктивизм – это  авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные  виды искусства, но наибольшее влияние  они оказали на  советскую архитектуру1920-х гг.  Яркими представителями советского конструктивизма были: братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников, В.Татлин, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки возникновения  конструктивизма

В качестве ведущего стиля  модерн просуществовал недолго. Уже  в первом десятилетии XX в. начался  его постепенный упадок. Тому были разные причины, но главная заключалась  в том, что новое время требовало  воплощения в новых образах и  формах. Наступал век мощной индустрии, функционализма, массового производства и, как следствие, неминуемой стандартизации изделий. Возрождение ремесел, культ  ручного труда, на котором зачастую строилась эстетика модерна, никак  не могли удовлетворять новые  запросы и никак с ними не согласовывались. 
    Кризис художественной промышленности периода модерн наступил довольно скоро в результате пересмотра эстетического отношения к технике, к машине и к художественным формам, которые ими порождались. Эти изменения наиболее ярко проявились в отношении к предметному миру, бытовой среде. Появлению нового стиля способствовала индустриа¬лизация самого быта; новые предметы быта (пишущая машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы, новейшая телефонная аппаратура, радио-аппаратура и т. д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной эстетикой.  
Один из идеологов  авангардного направления М.И. Гинзбург выделял основные предпосылки нового стиля («новый потребитель, новые архитектурные задачи, новая психология и вкусы») и его экономические причины («экономическая бедность и необходимость удовлетворить архитектурой массы трудящихся»).

 

 

 

 

 

 

Два направления  развития конструктивизма

В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы, которые  исторически вылились в две линии  его развития:

  1. неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции, так называемое отвлеченное конструирование. Для этой фазы характерна идущая еще от Сезанна и кубистов тенденция к выявлению реальной конструкции внутри архитектонической структуры предмета и ее закреплению в пластических (плоскостных или объемных) формах.  
    Эта фаза, впервые проявилась в  угловых рельефах (1913-1914 гг.) В. Е. Татлина - родоначальника конструктивизма, где поиски пластической выразительности из плоскости картины были выведены в «реальное» пространство экспонирования с использованием «реальных» материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета. Фактически первые «рельефы»В. Е. Татлина – это кубофутуристические структуры, вынесенные с плоскости холста в пространство. На первом плане здесь остается (как и в абстрактном, или "беспредметном", искусстве) еще чисто эстетическая функция. Эта фаза была продолжена Н. Габо, А. Певзнер и многими западными конструктивистами.
  2. прикладной конструктивизм, «производственно проектный», принципиально утилитарный. Здесь уже создание "конструкции" подчинено конкретной утилитарной цели - воплощению идеи прогрессивной социально-политической роли в истории III (коммунистического) Интернационала. 

Эта фаза конструктивизма  приходится уже на послереволюционный период в России, и она также  связана с именем В. Е. Татлина. Ее знаменует всемирно известный проект 4 метрового памятника III Интернационалу, разработанный по заданию отдела ИЗО Наркомпроса (1919—1920). Татлин не пытался сделать изобразительный  скульптурный памятник. Он исходил  из глубоких национальных традиций, когда  исторические события отмечались строительством архитектурных сооружений. Был предложен  проект грандиозного архитектурного сооружения, предназначенного для размещения в нем главных  учреждений всемирного государства Будущего. Это был один из наиболее ранних и, в то же время, наиболее органичных проектов периода конструктивизма — полностью утилитарный и строго функциональный. Он нес в себе, при этом, огромный динамический заряд и создавал небывалый художественный образ, не пользуясь при этом изобразительными средствами. С этого момента, русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков и уже до конца своего существования в России (конец 1920-х гг.) сохраняет свою привязанность к этой идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктивизм – одно из авангардных направлений пролетарского  искусства

Классически конструктивизм принято  считать советским явлением, возникшим  после Октябрьской революции  в качестве одного из направлений  нового, авангардного, пролетарского  искусства. В. В. Маяковский отмечал  в своём очерке о французской  живописи: «Впервые не из Франции, а  из России прилетело новое слово  искусства — конструктивизм…».

О. Чичагова писала в 1923 г.: «Конструктивизм - это идеология, возникшая в пролетарской России во время революции, и как  всякая идеология, конструктивизм только тогда может быть жизнеспособным и не построенным на песке, когда  создает себе потребителя; а потому - задачей конструктивизма является организация коммунистического  быта через создание конструктивного  человека».

Конструктивисты советского периода  видели главное назначение своего искусства: 
- во-первых, в создании агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение городов к пролетарским праздникам и т.п.);  
- во-вторых, в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов утилитарного обихода) по художественно функциональным принципам, разработанным ими;  
- в-третьих, во внедрении принципов художественно технологического проектирования и конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство – в производство);  
- в-четвертых, в распространении принципов конструктивизма на все искусства (в частности, особенно активно конструктивизм внедрился в театр того времени);  
- в-пятых, в организации на своих принципах художественно педагогической деятельности, в подготовке кадров для «производственного» искусства (этим в основном занимался ВХУТЕМАС).    

Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм, тектоничность, фактурность материала и т.п. понятия из арсенала техноцентристской цивилизации становятся главными категориями в теориях конструктивистов. 
 Даже термин «художник» заменяется у них словом «мастер». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственное искусство

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали  отказ от «искусства ради искусства» — искусство должно было служить… производству. Интересен факт, что значительная часть тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства», призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Б. Арватов, один из теоретиков «производственного искусства» писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»; «производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Теория производственного искусства  была порождена объективными процессами, происходившими в реальной действительности, характерными в 1920-е гг. только для  нашей страны. 

С.О. Хан-Магомедов выделяет основные из этих объективных предпосылок: 
- Во-первых,- резкое повышение стилеобразующей роли новых технических форм и материалов.

- Во-вторых, - принципиально новое во взаимоотношении творческой деятельности в «чистом» искусстве и в «предметной» сфере. 
- В-третьих, - отношение рабочего к орудиям и средствам производства, объявленным общенародной собственностью.

- В-четвертых, - включение новой техники в идеал будущего общества, художественно-стилевые формы предметной среды которого, естественно, трудно было предугадать, а наличие в нем новой совершенной техники было очевидным для всех фактом.

- В-пятых,- подчеркнуто критическое отношение к формам предметной среды и искусства прошлого, в которых видели олицетворение образа жизни свергнутых имущих классов.

- В-шестых, - подчеркнутый аскетизм в быту, в одежде, в официальной и общественной жизни тех, кто боролся за советскую власть  и строил новое общество. Этот аскетизм ставший этической нормой первого послереволюционного десятилетия, рабочие противопоставляли не только роскоши свергнутых правящих классов. Но и быту той «накопи», которая была порождена нэпом. 

По этому поводу М.Я. Гинзбург в  своей статье, опубликованной в первом номере журнала «Современная архитектура», писал: «Нет никакой опасности в  аскетизме новой архитектуры, которая  отпугивает близоруких. Это аскетизм молодости и здоровья, бодрый аскетизм строителей и организаторов новой  жизни. Все эти и многие другие объективные предпосылки не могли  не найти отражения в стилеобразующих  процессах искусства. Мастера различных  областей искусства в той или  иной степени вносили вклад в  общий процесс количественного  накопления таких изменений в  области формообразования, которые, в конце концов, привели к резкому  пересмотру всей стилевой художественной культуры в целом.

Теоретики производственного искусства  попытались осмыслить эти объективные  предпосылки, сформулировать требования социального заказа, выявить новые  тенденции в самом творчестве художников. Во многом теория производственного  искусства, верно, отразила тенденции  развития творчества и помогла художникам осознать сложные процессы изменения  взаимоотношения многих сторон потребностей, производства, быта, предметной среды  и искусства. Например, такие положения  теории производственного искусства  как уравнивание художественной ценности полезных изделий и произведений искусства, подчеркивание роли утилитарно-технической  целесообразности в вопросах формообразования, сближение понятий функциональное и красивое, подчеркивание социально-этического момента в эстетике предметной среды и т.д., объективно способствовали становлению новой архитектуры и дизайна. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родоначальник конструктивизма

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) отнюдь не был «приятным во всех отношениях» человеком. Детские  годы, полные истерии и паранойи, необузданности и эгоистичности, давления авторитарного папаши, явили собой  классическую иллюстрацию к пресловутому комплексу Эдипа, открытому  Фрейдом.

В 13 лет Татлин сбегает из дома в  Одессу, нанимается юнгой на корабль, с которым посещает Турцию. Вернувшись, заканчивает Одесское училище торгового  мореплавания, служит некоторое время  на парусном судне. Любовь к морю у  Татлина - на всю жизнь. Будучи уже  известным художником, он периодически нанимается на лето матросом, познает  мир.

Художественное образование он получает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, из которого его  вскоре отчисляют «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и  Пензенском художественном училище. Затем, осев в Москве, сближается с Казимиром  Малевичем.

Информация о работе Русский конструктивизм и выразитель его программных идей Татлин