Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 05:30, реферат
Конструктивизм – это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на советскую архитектуру1920-х гг. Яркими представителями советского конструктивизма были: братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников, В.Татлин, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Реферат на тему:
«Русский конструктивизм и выразитель его программных идей В.Е.Татлин»
Выполнил: студентка 408 гр.
Мустафина К.М
Проверил: Малеко Е.В.
Магнитогорск, 2013
Введение
Теория конструктивизма
возникла в начале прошлого века в
среде левых живописцев и «идеологов
массового действа», бунтовавших
против засилья эклектики. Одни исследователи
отмечали, что «его истоки следует
искать в архитектуре начала ХХ в.,
когда архитекторы братья Веснины
создавали проекты банка
Конструктивизм формировался в борьбе
творческих идей и мнений о различных
путях развития современной архитектуры,
полиграфии и дизайна.
Теоретические искания в
сфере конструктивизма
Конструктивизм – это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на советскую архитектуру1920-х гг. Яркими представителями советского конструктивизма были: братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников, В.Татлин, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др.
Предпосылки возникновения конструктивизма
В качестве ведущего стиля
модерн просуществовал недолго. Уже
в первом десятилетии XX в. начался
его постепенный упадок. Тому были
разные причины, но главная заключалась
в том, что новое время требовало
воплощения в новых образах и
формах. Наступал век мощной индустрии,
функционализма, массового производства
и, как следствие, неминуемой стандартизации
изделий. Возрождение ремесел, культ
ручного труда, на котором зачастую
строилась эстетика модерна, никак
не могли удовлетворять новые
запросы и никак с ними не согласовывались.
Кризис художественной промышленности
периода модерн наступил довольно скоро
в результате пересмотра эстетического
отношения к технике, к машине и к художественным
формам, которые ими порождались. Эти изменения
наиболее ярко проявились в отношении
к предметному миру, бытовой среде. Появлению
нового стиля способствовала индустриа¬лизация
самого быта; новые предметы быта (пишущая
машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы,
новейшая телефонная аппаратура, радио-аппаратура
и т. д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной
эстетикой.
Один из идеологов авангардного направления
М.И. Гинзбург выделял основные предпосылки
нового стиля («новый потребитель, новые
архитектурные задачи, новая психология
и вкусы») и его экономические причины
(«экономическая бедность и необходимость
удовлетворить архитектурой массы трудящихся»).
Два направления развития конструктивизма
В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы, которые исторически вылились в две линии его развития:
Эта фаза конструктивизма
приходится уже на послереволюционный
период в России, и она также
связана с именем В. Е. Татлина. Ее
знаменует всемирно известный проект
4 метрового памятника III Интернационалу,
разработанный по заданию отдела
ИЗО Наркомпроса (1919—1920). Татлин не
пытался сделать
Конструктивизм – одно
из авангардных направлений
Классически конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. В. В. Маяковский отмечал в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…».
О. Чичагова писала в 1923 г.: «Конструктивизм
- это идеология, возникшая в пролетарской
России во время революции, и как
всякая идеология, конструктивизм только
тогда может быть жизнеспособным
и не построенным на песке, когда
создает себе потребителя; а потому
- задачей конструктивизма
Конструктивисты советского периода
видели главное назначение своего искусства:
- во-первых, в создании агитационно-пропагандистской
продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение
городов к пролетарским праздникам и т.п.);
- во-вторых, в организации самой жизни
(среды обитания, включая новую архитектуру,
предметов утилитарного обихода) по художественно
функциональным принципам, разработанным
ими;
- в-третьих, во внедрении принципов художественно
технологического проектирования и конструирования
практически в любое производство (превратить
производство в искусство, а искусство
– в производство);
- в-четвертых, в распространении принципов
конструктивизма на все искусства (в частности,
особенно активно конструктивизм внедрился
в театр того времени);
- в-пятых, в организации на своих принципах
художественно педагогической деятельности,
в подготовке кадров для «производственного»
искусства (этим в основном занимался
ВХУТЕМАС).
Рационализм, технологичность,
функциональность, практицизм, тектоничность,
фактурность материала и т.п. понятия из арсенала техноцентристской
цивилизации становятся главными категориями
в теориях конструктивистов.
Даже термин «художник» заменяется у них
словом «мастер».
Производственное искусство
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства» — искусство должно было служить… производству. Интересен факт, что значительная часть тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства», призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Б. Арватов, один из теоретиков «производственного искусства» писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»; «производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Теория производственного
С.О. Хан-Магомедов выделяет основны
- Во-первых,- резкое повышение стилеобразующей
роли новых технических форм и материалов.
- Во-вторых, - принципиально новое во
взаимоотношении творческой деятельности
в «чистом» искусстве и в «предметной»
сфере.
- В-третьих, - отношение рабочего к орудиям
и средствам производства, объявленным
общенародной собственностью.
- В-четвертых, - включение новой техники в идеал будущего общества, художественно-стилевые формы предметной среды которого, естественно, трудно было предугадать, а наличие в нем новой совершенной техники было очевидным для всех фактом.
- В-пятых,- подчеркнуто критическое отношение к формам предметной среды и искусства прошлого, в которых видели олицетворение образа жизни свергнутых имущих классов.
- В-шестых, - подчеркнутый аскетизм в быту, в одежде, в официальной и общественной жизни тех, кто боролся за советскую власть и строил новое общество. Этот аскетизм ставший этической нормой первого послереволюционного десятилетия, рабочие противопоставляли не только роскоши свергнутых правящих классов. Но и быту той «накопи», которая была порождена нэпом.
По этому поводу М.Я. Гинзбург в
своей статье, опубликованной в первом
номере журнала «Современная архитектура»,
писал: «Нет никакой опасности в
аскетизме новой архитектуры, которая
отпугивает близоруких. Это аскетизм
молодости и здоровья, бодрый аскетизм
строителей и организаторов новой
жизни. Все эти и многие другие
объективные предпосылки не могли
не найти отражения в
Теоретики производственного искусства попытались осмыслить эти объективные предпосылки, сформулировать требования социального заказа, выявить новые тенденции в самом творчестве художников. Во многом теория производственного искусства, верно, отразила тенденции развития творчества и помогла художникам осознать сложные процессы изменения взаимоотношения многих сторон потребностей, производства, быта, предметной среды и искусства. Например, такие положения теории производственного искусства как уравнивание художественной ценности полезных изделий и произведений искусства, подчеркивание роли утилитарно-технической целесообразности в вопросах формообразования, сближение понятий функциональное и красивое, подчеркивание социально-этического момента в эстетике предметной среды и т.д., объективно способствовали становлению новой архитектуры и дизайна.
Родоначальник конструктивизма
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) отнюдь не был «приятным во всех отношениях» человеком. Детские годы, полные истерии и паранойи, необузданности и эгоистичности, давления авторитарного папаши, явили собой классическую иллюстрацию к пресловутому комплексу Эдипа, открытому Фрейдом.
В 13 лет Татлин сбегает из дома в Одессу, нанимается юнгой на корабль, с которым посещает Турцию. Вернувшись, заканчивает Одесское училище торгового мореплавания, служит некоторое время на парусном судне. Любовь к морю у Татлина - на всю жизнь. Будучи уже известным художником, он периодически нанимается на лето матросом, познает мир.
Художественное образование он получает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, из которого его вскоре отчисляют «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и Пензенском художественном училище. Затем, осев в Москве, сближается с Казимиром Малевичем.
Информация о работе Русский конструктивизм и выразитель его программных идей Татлин