Русский конструктивизм и выразитель его программных идей Татлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 05:30, реферат

Описание работы

Конструктивизм – это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на советскую архитектуру1920-х гг. Яркими представителями советского конструктивизма были: братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников, В.Татлин, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

Обратившись к искусству, он начал  с традиционной живописи и рисования, создавая иконы и произведения в  народном стиле. Поворотным моментом в  его творчестве стало посещение  в 1914 году в Париже мастерской Пикассо. Увидев его кубистические коллажи, в которых традиционная работа кистью и краской сведена к минимуму, Татлин принципиально перестает  писать картины. Абсолютной новацией стал предпринятый им в 1914 году прыжок из двумерного пространства холста в трехмерное пространство проектов и оригинальных инсталляций. Тогда же он порывает с Малевичем, обзаводится собственными учениками, среди которых архитекторы братья Веснины. Отныне титаны авангарда –  непримиримые соперники и даже враги.

Если до Татлина искусство изображало предмет, то теперь оно стало самим  предметом. Но Татлин идет еще дальше: уничтожает плоскость, как последний  элемент традиционного искусства. Так появляется серия контррельефов. «Его контррельефы (углубленные рельефы, получающиеся в результате механического  оттискивания обычного выпуклого изображения  в мягком материале - глине, воске) были в свое время решительным разрывом с нормами и практикой обычного буржуазного искусства»

Как и почти все авангардисты, революцию Татлин принимает безоговорочно.  Цели художника и цели революции  тождественны, и Татлин яростно борется  с «реакционным» искусством, выдвинув лозунг «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!». Конструктивизм –  искусство предельно утилитарное: художник должен не «бесполезные картинки мазать», но создавать нужные объекты. От трусов до Дворца Советов. Формирующие  ареал обитания человека. Целесеобразные. Простые. С использованием достижений науки и техники. И тогда среда  поменяет сознание человека, и появится Новый Человек - советский/коммунистический!

Следующим шагом в этом же направлении  должен был стать 400-метровый памятник «III Интернационалу». Отдаленное сходство с Вавилонской башней П.Брейгеля добавляет утопическому пафосу «Памятника»  оттенок богоборчества. Но гражданская  война и технические сложности  не дали осуществить этот проект.

Еще одна идея Татлина должна была воплотиться в так называемой Машине мировой революции, задуманной в форме гигантского комплекса  вращающихся с разной скоростью  цилиндров, объединенных вокруг общей  наклонной оси и напоминавших ту же Вавилонскую башню. Этот объект должен был отражать новый социалистический порядок. Проект такой «машины» был  в свое время у всех на устах, вдохновив  целый ряд интеллектуалов. В 1960-е  годы несколько раз предпринимались  попытки реконструировать разрушенную  модель этой «машины» - две реконструкции  можно будет увидеть в Базеле

В 1920-е годы Татлин занимался в  своем творчестве попытками оторваться от земли и придать искусству  динамическое измерение. Его утопическая  пластика «Летатлин» (орнитоптер) остроумно  предвосхитила принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой  природы.

Сам Татлин жил этой идеей в эпоху, которая планомерно истребила даже чахлые ростки надежд на гуманизацию  самого человека… Трудно сказать, в  какие Галактики занесло бы Татлина  его творчество. Антиутопия, пришедшая  на смену Утопии, в новаторах уже не нуждалась: дала Татлину звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и «забыла» о нем. Хорошо, что не расстреляла. Оставшуюся жизнь художник пробавляется работой в театре и книжной графике. И... пишет небольшие картины, в стиле собственных ранних работ. Круг замкнулся. Последний натюрморт, написанный им незадолго до смерти, относится к барочному жанру vanitas (суета) и рассказывает о тщете жизни. 

 

 

Заключение

Идеи теоретиков конструктивизма, стремившихся совершить социально-экономическую  революцию средствами архитектуры  и дизайна, совпали со стремлением  власти провести индустриализацию страны быстро, дешево и с максимальным экономическим и социальным эффектом для трудящихся.

Конструктивисты видели своей задачей  увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов  классических стилей, использование  функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты  иcкали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания

Возникновение архитектурного авангарда 1920 – 1930-х гг., можно отнести к  культурному феномену ХХ в., идейная  и художественная направленность которого в существенной мере повлияла на формирование новой пространственной среды городов, преобразила архитектурный язык и облик построек, позволила создать  ранее неизвестные типы зданий и  сооружений, изменила представления  людей об удобстве, стиле и качестве жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. http://rus.ruvr.ru/
  2. Русский гений конструктивизма: от Нового человека к тщете жизни /  «NashaGazeta.ch»// Швейцария. - 2012 . – 7 июня.
  3. Первова Р. Г. Становление представлений о дизайне в теориях XX в.  http://www.taby27.ru/
  4. Койнова Н. Становление и развитие идей русского конструктивизма в начале XX в. http://www.taby27.ru/

 
 
 

 


Информация о работе Русский конструктивизм и выразитель его программных идей Татлин