Рыцарский кодекс чести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

«Средневековье, от этой эпохи нас отделяет более пятисот лет, но дело не только во времени, в истории европейской культуры за эти пять веков произошли большие изменения, человечество стало намного более цивилизованным и рациональным. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире и о человеке все. Из нашей жизни исчезла тайна, мир стал более простым и обыкновенным. Для школьника двадцатого столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в шестнадцатом веке. Человечество стало старше и, как это часто происходит у повзрослевших детей, начало решать другие, более «важные» и «серьезные» задачи. Однако даже у взрослых в душе иногда рождается ностальгия по детской непосредственности, умению искренне радоваться и горевать, удивляться тайнам окружающего мира. Кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье?

Содержание работы

Введение
История возникновение рыцарства
Детство рыцаря
Ритуалы
Посвящение в рыцари
Турниры
Как тренировались рыцари
Символика
Гербы
Девизы и военный клич
Кодекс чести
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат культура.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыцарский Кодекс чести

План

  1. Введение
  2. История возникновение рыцарства
  3. Детство рыцаря
  4. Ритуалы
      1. Посвящение в рыцари
      1. Турниры
  1. Как тренировались рыцари
  2. Символика
      1. Гербы
      1. Девизы и военный клич
  1. Кодекс чести
  2. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  «Средневековье,  от этой эпохи нас отделяет более пятисот лет, но дело не только во времени, в истории европейской культуры за эти пять веков произошли большие изменения, человечество стало намного более цивилизованным и рациональным. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире и о человеке все. Из нашей жизни исчезла тайна, мир стал более простым и обыкновенным. Для школьника двадцатого столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в шестнадцатом веке. Человечество стало старше и, как это часто происходит у повзрослевших детей, начало решать другие, более «важные» и «серьезные» задачи. Однако даже у взрослых в душе иногда рождается ностальгия по детской непосредственности, умению искренне радоваться и горевать, удивляться тайнам окружающего мира. Кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье? Кто хоть раз в жизни не поддался магии этого времени? В наших рациональных душах живет ностальгия по давно ушедшим временам, по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни. За прошедшие столетия изменилось многое и в то же время не изменилось ничего. Иным стал облик земли и людей, но прежними остались человеческие проблемы и мечты, и где-то в глубине души не исчезла тяга к истинной Красоте, Любви, Благородству, Отваге. Мы смотрим на средневековье со стороны и немного свысока. Однако если бы мы попытались не только судить, но по-настоящему понять дух тех времен, то стороннего наблюдения было бы недостаточно. Для этого необходимо слиться с прошлым, пожить в нем, стать хотя бы на мгновение одним из его современников. Пока мы смотрим со стороны, как зрители в театре, средневековье кажется похожим на театральное представление. Вот одна из фигур на мгновение приоткрывает занавес, и перед вашими глазами предстают величественные соборы, устремленные в небо, благородные дела и великие жертвы, совершаемые Рыцарями и Дамами во славу Господа».    [4, c.1]

Многие из нас слышали  о рыцарях. Наверное, почти все  слышали о Короле Артуре и рыцарях  Круглого стола. О рыцарях написано много  книг, существуют так же многочисленные легенды и мифы о них. Про рыцарей  снято много различных фильмов, из которых мы можем узнать о том, как они одевались, где жили, как  тренировались.

Существуют также различные  взгляды и представления о том, какими рыцарями были на самом деле. Одни люди считают, что они были благородными, доброжелательными и мужественными, что соответствовало Кодексу чести. Но другие же люди полагают, что рыцари были жестокие, считали себя высшим слоем общества, были высокомерны по отношения к людям.

В наше время данная тема актуальна, потому она учит нас доставлять людям добро, бережно относиться к ним и делает нас, пусть даже не каждого на капельку добрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения  рыцарства

О рыцарстве и о его  происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного и того же мнения относительно происхождения рыцарства; некоторые из писателей относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам еще более отдаленным. В 12-14 столетия сложились своеобразные нормы поведения - “правила чести” - которых должен был придерживаться воин, называющий себя рыцарем. Этот рыцарский кодекс чести призывал быть храбрым воином, преданно служить сеньору, защищать слабых и обиженных, бороться за христианскую веру. Рыцарь-сеньор был обязан заботиться о своем вассале и щедро его одарять. Настоящий рыцарь не мог вести себя в бою подло. Если он уклонялся от честного поединка, то навсегда клеймил себя. К побежденному противнику-рыцарю следовало относиться с уважением. А встретиться в бою с “неблагородным” воином считалось недостойным рыцаря. Рыцарь должен быть щедрым. Конечно, не все и не всегда придерживались этих норм поведения.

Если смотреть на рыцарство  как на особый обряд, по которому молодые  люди, предназначавшиеся к военной  службе, получали право носить оружие, то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Известно из истории, что Карл Великий вызвал своего сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение.

Но если смотреть на рыцарство  как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и  торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее 11 века. Только тогда французское  правительство вышло из того хаоса, в который погрузили его как  внутренние волнения в стране, последовавшие  за пресечением династии Каролингов.

 Признательность и  энтузиазм воодушевляли храбрых  воинов, и они смело шли на  борьбу, чтобы наказать тех жестоких  владетелей, которые занимались  грабежами и разбоями, сеяли всюду  бедствия и несчастья, проливали  кровь невинных, заставляя их  предаваться отчаянию.

Духовные лица, видя в  рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них  как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной  жизни. Католическая церковь придала  большое значение этому благодетельному  учреждению и освятила прием в  рыцари своей пышной обрядностью.

Таким образом, рыцарство  достигло той степени славы, которой  домогались даже короли. И эта слава  настала именно в то время, когда  отважный дух крестоносцев усилил степень  энергии и всех рыцарских доблестей  и открыл новое поприще для  удальцов.

Как только рыцарь избирал  себе “даму сердца”, которая со времен должна была сделаться его  подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами  доблести и чести. Желание понравиться  даме своего сердца удваивало храбрость  рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам; все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей. Последние всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому делать этого в своем присутствии.

Девизом всех рыцарей было следующее: “Бог, женщина и король”; они были настоящими защитниками  отечества. Рыцарство способствовало также сохранению вассальной верности и простоты, что, конечно, красило  душу человека; в то время одно слово  считалось нерушимым залогом в самых важных договорах.

В 11 веке было рождение новой  рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле «мира божия». Отказавшись следовать новому курсу, воины из рыцарей превращались в «антирыцарей». Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой обозначалось соответствующим обрядом - ритуалом посвящения в рыцари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство рыцаря

Во времена средневековья  медицина была развита очень слабо. Поэтому детская смертность в  возрасте до 1 года была просто ужасающей. Сейчас мы располагаем цифрой около 50-60%. Именно столько малышей умирало, не дожив и до года. Наиболее частой причиной смерти становились инфекционные заболевания и несчастные случаи.

В те времена хорошая, чистая ткань ценилась дорого. Поэтому только высшие слои населения могли позволить  себе пеленать детей. Стоит отметить, что пеленали обычно очень туго. До 8 лет будущий рыцарь считался ребенком. Продолжалось беззаботное  детство и игры. Как только мальчик  достигал возраста 8 лет все детские  забавы уходили с его жизни. Далее  основное внимание уделялось военной  подготовке. Конечно, все получали минимальное  образование, но это в жизни рыцаря было далеко не самым главным. Считалось, что мальчик достигал совершеннолетия  в 21 год. Именно в этом возрасте происходило  посвящение в рыцари. Было принято  второго сына в семье готовить к карьере священника. Таким образом, когда сын получал азы грамотности  его, отправляя либо в университет  на теологический факультет, либо в  монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритуалы

Посвящение в  рыцари

Рыцарство с течением времени  благодаря своей храбрости, великодушию  и честности приобретало все более и более значения, но в силу этого и посвящение в рыцарское звание становилось все более и более затруднительным. Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21-го года, мог быть посвящен в рыцари. Необходимо было, чтобы человек, добивавшийся рыцарского звания, был приготовлен к этому с самых юных лет тщательным и хорошим воспитанием; он должен был быть настолько силен и крепок, чтобы выносить без вреда для своего здоровья все трудности воинской жизни; кроме того, от него требовалось основательное изучение всех обязанностей воина. Желавший получить рыцарское звание должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть и проявить себя достойным такого высокого звания, такой великой чести. Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией.

 «В ритуале посвящения в рыцари можно выделить три главные составляющие:

а) основные жесты при посвящении;

б) посвящающий и посвящаемый в рыцари;

в) место и время проведения церемонии.

Основные жесты при посвящении. Очевидно, что старинный германский обычай вручения оружия, постепенно пронизанный духом христианства, незаметно превратился в то, что стали называть церемонией посвящения в рыцари. Хотя трудно уточнить, на каком именно этапе эта процедура окончательно стала почти священным обрядом. Долгое время посвящение сводилось лишь только к передаче предметов вооружения, а именно меча, копья, шпор, кольчуги, шлема и щита, необходимых для всадника, воина, который всегда являлся кандидатом в рыцари.

Вскоре вручение меча - человек, совершающий церемонию, опоясывал будущего рыцаря перевязью с мечом — и шпор стали двумя ключевыми моментами этой процедуры, которая могла сопровождаться некоторыми наставлениями от посвящающего: быть верным и бесстрашным, защищать Церковь и слабых и т. д. — это полностью зависело от вдохновения проводившего церемонию. Позже, хотя и неизвестно точно когда — либо IX, либо X век — вручение оружия, весьма похожее на германский ритуал, дополнилось еще одним жестом, истинный смысл которого до сих пор остается спорным, — ударом.

Посвящающий и  посвящаемый в рыцари

Кто мог проводить церемонию  посвящения оруженосца в рыцари? Мы уже сказали: любой рыцарь был  вправе возвести оруженосца в рыцарское  звание. Такое правило, хотя с ним  боролись власти, просуществует дольше, чем само рыцарство. Однако оно будет  ограничено если не юридически, то на практике. Церемонии посвящения также часто являлись исключительным правом, которым обладали, конечно, кроме отца посвящаемого, высокородные сеньоры. Более того, ритуал «удар» часто проходил на полях сражений, и военачальники — которые, впрочем, почти всегда были могущественными сеньорами, — часто сами проводили церемонию посвящения в рыцарство.

Место и время  проведения ритуала

Где проводили церемонию? Как мы уже сказали, в мирное время  на главном дворе замка на площади  перед крыльцом княжеской резиденции, на главной городской площади  или густой траве луга. Иногда, чтобы  придать церемонии больший блеск, воздвигали помост, покрытый дорогим ковром. Так простой люд мог ничего не пропустить в спектакле, за которым, как он знал, часто следовали милостыни от человека, проводящего церемонию, и посвящаемых в рыцари.

 Наконец, эти действа  происходили и в церквях, без  всякого сомнения по просьбе оруженосца, чья набожность была глубже, чем у остальных кандидатов в рыцари. Во время войны местом для посвящения, как можно догадаться, обычно служило поле боя. Тогда церемония сводилась к вручению освященного, если среди бойцов находился капеллан, что не было исключением, меча и удару по шее или плечу. Когда проводили церемонию? В военное время — как перед битвой, так и после победы. До — чтобы побудить нововозведенных превзойти друг друга. После участия в рукопашной схватке, особенно на стороне победителей, посвящения в рыцари являлись естественным вознаграждением тех из оруженосцев, кто смело вел себя в сражении. Очевидно, эти церемонии после удачной битвы были самыми славными и поэтому самыми желанными. А в мирное время? Церемонии посвящения происходили главным образом во время значительных литургических праздников: Рождество, Пасха, Вознесение, Троица и день Иоанна Крестителя». [2, c. 7-9]

Информация о работе Рыцарский кодекс чести