Рыцарский кодекс чести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

«Средневековье, от этой эпохи нас отделяет более пятисот лет, но дело не только во времени, в истории европейской культуры за эти пять веков произошли большие изменения, человечество стало намного более цивилизованным и рациональным. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире и о человеке все. Из нашей жизни исчезла тайна, мир стал более простым и обыкновенным. Для школьника двадцатого столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в шестнадцатом веке. Человечество стало старше и, как это часто происходит у повзрослевших детей, начало решать другие, более «важные» и «серьезные» задачи. Однако даже у взрослых в душе иногда рождается ностальгия по детской непосредственности, умению искренне радоваться и горевать, удивляться тайнам окружающего мира. Кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье?

Содержание работы

Введение
История возникновение рыцарства
Детство рыцаря
Ритуалы
Посвящение в рыцари
Турниры
Как тренировались рыцари
Символика
Гербы
Девизы и военный клич
Кодекс чести
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат культура.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

На рассвете за новиком приходили старые рыцари, его восприемники, то есть избранные предстоять с ним во время посвящения; затем они вели его в баню. После этого сопровождавшие новика рыцари надевали ему на шею перевязь с мечом, укладывали его в постель и покрывали простым белым полотном, а иногда и черным сукном в знак того, что он прощался со сквернами мира сего и вступал в другую, новую жизнь.

 В таком наряде восприемники  вводили в церковь новопосвященного в сопровождении родственников, друзей и соседних рыцарей, которых приглашали на эту торжественную церемонию. В церкви священник, благословляя меч новика. По окончании этого обряда восприемники уводили новика в комнаты и там его одевали. Сначала на него надевали нечто вроде темной фуфайки, а на неё - газовую, тканную золотом рубашку; затем уже его облачали в кольчугу и накидывали ему на плечи мантию, всю испещренную цветами и гербами рыцаря.

В этом парадном костюме  новопосвященный рыцарь отправлялся  туда, где король или какой-нибудь знаменитый, прославившийся своими подвигами  рыцарь должен был облобызать его. Такое  лобзание давалось вновь принятому  рыцарю обыкновенно в церкви или  в часовне. Шествие кандидата  было само церемониальное; под звуки  барабанов, труб и рогов; впереди  этой процессии шли наиболее знаменитые рыцари и несли на бархатных подушках доспехи, которыми вооружали кандидата  по прибытии его на место; только щит  и копье вручали ему после  освящения. По прибытии на место совершали  литургию во имя Святого Духа. Посвящаемый  выслушивал ее на коленях, став как можно ближе к алтарю, даже впереди того, кто давал ему лобзание. По окончании обедни церковнослужители выносили аналой с книгой рыцарских законов, которые кандидат и все присутствовавшие должны были выслушать с большим вниманием. По окончании чтения рыцарского устава посвящаемый преклонял колено перед государем, который произносил торжественные слова. Кандидат давай клятву. После этого государь вынимал свой меч и три раза ударял им по плечу новоизбранного; потом давал троекратное лобзание новому рыцарю; затем государь давал знак восприемнику, повелевая ему надеть новоизбранному золотые шпоры - эмблему возлагаемого достоинства, помазать его елеем и объяснить ему таинственный смысл каждой части его вооружения. Если новый рыцарь был сыном короля или принца, то ему надевали мантию из красного сукна как знак его царского происхождения.

Турниры

Турниры представляли собой  военные упражнения, происходившие на арене, окруженной зрителями. Во Франции, в Англии, в Испании и в других европейских государствах, короли и верховные владельцы в праздничные и торжественные дни по случаю их браков, коронаций, крестин их детей и многих других случаев, когда бывали при дворах публичные собрания, имели обыкновение устраивать турниры. На этих турнирах одинаковое число рыцарей с каждой стороны бились друг с другом тупым оружием, т. е. копьями с закругленными, тупыми концами, или затупленными мечами, так что удары бывали не слишком опасны.

Король Филипп Валуа издал  множество законов и постановлений относительно турниров; в особенности он узаконил, кого исключать, что можно видеть из следующих пунктов одного постановления.

1. Дворянин или рыцарь, сказавший или сделавший что-либо против католической веры, исключается из турнира.

2. Кто не дворянин по  отцу и матери, по крайней мере в третьем колене, и кто не представит свидетельства о своем воинском звании, тот не допускается в число сражающихся.

3. Кто учинит или скажет что-нибудь противное чести короля, своего государя, тот да будет побит посреди турнира и с позором выведен за барьер.

4. Кто изменит своему государю-повелителю или покинет его в битве, тот будет изгнан с турнира.

5. Кто употребит в дело насилие или оскорбит словами честь или честное имя дамы или девицы, да будет побит и изгнан с турнира.

6. Пьяница и сварливый изгоняются из общества, участвующего в турнире.

Следственно турниры устраивались не только, как великолепные и царские потехи для зрителей, но и как благородные собрания, в которых, так сказать, очищалась нравственность. Государи этой суровой строгостью, страхом всенародного бесчестия, принуждали дворянство исполнять его обязанности, обязывали его стремиться к добродетели и удерживаться от порока; из желания попасть в число рыцарей дворяне становились честными людьми. На турнирах и военных игрищах было строго запрещено разить острием меча; наносить удары можно было только плашмя, затупленным лезвием, и не по лицу.

Почетный рыцарь, избранный  дамами, обязан был наблюдать, чтобы никого из рыцарей не увечили, чтоб никого из них не били жестоко; было постановлено, что если почетный рыцарь своим шарфом или привязанным дамами к концу его копья значком  дотронется до кого-нибудь, то соперник давал ему перевести дух; поэтому несчастья случались редко. Новики, оруженосцы и пажи, домогавшиеся рыцарского звания, во избежание вреда упражнялись деревянными мечами и ломали пихтовые копья.

Турниры и смертные поединки, на которых бились острым оружием или боевыми мечами, или заостренным булатом, следовательно, с кровопролитием или насмерть, никогда не дозволялись; они были даже осуждаемы религией.

Во всех странах турнир обнародовался за несколько месяцев или по крайней мере за месяц ранее. Герольды отправлялись в города и возвещали о турнире под звуки трубы.

Для турниров всегда выбирали место около больших городов, построенных на реке, близ леса, так что город был как бы оградой с одной стороны, а лес с другой; оба пролета закрывались деревянными барьерами, вне их выставляли флаги начальников турнира. [3, Глава VIII]

 

Как тренировались  рыцари

Для повышения уровня мастерства воинов на тренировочной площадке можно  было поставить простой деревянный столб со специальной мишенью  для удара копьем или мечом, известный  с еще римских времен. Столб, который  служил для тренировки конных копейщиков, был вверху с вращающимся рычагом. К одному из концов рычага был прикреплен щит, ко второму груз, чаше всего  это был мешок с песком. Когда  по такому щиту наносили удар, под действием  груза рычаг совершал оборот вокруг своей оси. Воин, который не успевал  вовремя отвести коня, мог получить весьма чувствительный удар в спину. Порой к рычагу вместо щита прикреплялся нарисованный на доске сарацин с  деревянным мечом в руке. Если удары  наносились точно между глаз манекена, рычаги не поворачивались, как обычно, но оставались на месте. Воин, не принадлежавший к рыцарскому классу, устанавливал столб с мишенью на деревенской лужайке, а порой - посередине неглубокой реки. Воины приближались к нему, стоя на носу лодки. Различные отвлекающие маневры, подобные описанному, применялись в настоящих морских сражениях.

Делая упражнение «набрасывание  кольца», рыцари пускали лошадей  галопом, подъезжали к обручу, закрепленному  на стойке при помощи пружинного механизма, при верном ударе по которому обручи перескакивали на копье. Копья для  упражнений были короче используемых на поединках. До нас дошло лишь одно из копий конца XVII века длина которого была 3.17 метра и вес 3,15 кг. Такое копье обладало конусообразным наконечником, чтоб удобнее было подцеплять кольцо. Пластинка, которая предохраняла руку от ударов противника, по неизвестным причинам отсутствовала. На рукоятке такого копия обычно делался желобок. Описанный вид в упражнениях стал достаточно популярным в конце XVI-XVII веках, в особенности при дворе короля Людовика Четырнадцатого.

Символика

Гербы

«Происхождение гербов как символических знаков, по которым можно распознавать во время боя вождя, племя, народ, скрывается в глубокой древности. Они были не выдумкой тщеславия, а справедливым возмездие мили чествованием личных заслуг. Независимо от этого ими искони отличались отдельные лица, колена, города, царства и народы, как один от другого, так и благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но чаще всего они служили сборными пунктами разбитых, рассеянных войск, приметами распознавать своих. Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка.

Для гербов на щитах употребляли  два металла (золото - цвет желтый - и  серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Гербовый щит или поле герба делилось горизонтальными, перпендикулярными и диагональными линиями на несколько отделений, в которых размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и т.д. Вне поля герба были другие фигуры, называвшиеся внешними украшениями. Их было три вида: украшения вверху, с боков и кругом. Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, намет, нашлемник, иногда девиз или военный клич. Шлемы и шишаки рисовали или в профиль, или анфас, с опущенным, полуоткрытым или совсем поднятым забралом. Нашлемник составлял самую верхнюю часть украшения гербов, его можно было составлять из всякого рода фигур, цветов, перьев, животных, деревьев. Общим обыкновением было также помещать девизы и клич над гербом.

По сторонам бывали изображения  ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; эти фигуры назывались щитодержателями. Кто не имел права помещать щитодержатели, тот украшал бока гербов какими-нибудь живописными и резными орнаментами. Орденские хоругви, знамена, мантии, жгутики также окружали щит герба. Кроме этих украшений были еще другие, присвоенные известным званиями обозначавшие особенные достоинства. Поле герба всегда покрыто какими-нибудь металлами, цветами или мехами; затем следует главный знак; краски знаков те же, что и краска поля, за исключением лишь случая, когда нужен естественный цвет.

 В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики». [3, Глава V]

 

Девизы и военный  клич

«Девизы- памятники мужества, вежливости и великодушия – становились для потомства храбрецов постоянными уроками; они были, так сказать, сокращения рифмованных рассказов, которые сочинялись странствующими из замка в замок трубадурами, певшими их под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов менестрелей; они тождественны, так сказать, с духом рыцарства. Часто это бывали аксиома, пословица, наивное суждение, аналогия знаков герба, согласная с наклонностями и вкусами рыцаря. Слава и любовь также создали множество этих девизов.

Девизы относились всегда к каким-либо эмблемам, и от этого  они получали еще большую силу. Например, изображали пустой колчан и ставили к нему девиз: «Его стрелы в моем сердце»; или изображали бутон розы и к нему девиз: «Меньше показываясь, становится прекраснее»; ласточку, перелетавшую море, и к ней надпись: «Чтобы найти солнце, покидаю отечество».

Девиз помещается под щитом  и служит или воспоминанием о славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключается плоть и дух, или вернее, идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический, и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинство заключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица, которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в западной Европе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давала ему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобы разгадать какой-нибудь девиз, краткий и выразительный. Только с XV столетия девиз стал фразой общепонятной, афоризмом в похвалу красоте и добродетели.

 

Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роду, носили над гербом так называемые «Клич следует за знаменем», т. е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других рыцарей. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич, которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый бой». [3, Глава V]

Действительно, изображение  в гербе дракона, грифона, льва, орла, тура в сопровождении девизов  вроде “Берегись это – я”, “Бойся чёрного быка” и т.п. должны были характеризовать могущество его  носителя, внушать страх не только безоружному виллану, но и серьезному противнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыцарский кодекс чести

Основные законы кодекса чести зачитывали кандидату в рыцари на обряде посвящения:

«Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх Божий, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, всей крепостью своей; сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от христианства».

«Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать своё отечество, не жалея для него и самой жизни».

«Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных».

Информация о работе Рыцарский кодекс чести