Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:57, реферат
Любое движение человеческого тела, входящее в систему искусства, - может стать основой создания пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и (или) ассоциативно связано с вокальным произведением. Избранный пластический мотив, в зависимости от его стилистического толкования, становится средством создания характера персонажа, от имени которого поётся песня.
Департамент по культуре Томской области
Областное государственное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального образования
«Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»
Специализация
«Музыкальная деятельность»
Специальность «Педагогика дополнительного образования»
Бочтарева Анастасия Санеровна
Сценическая пластика как одно из выразительных средств эстрадного вокалиста
Реферат
Томск 2013
Департамент по культуре Томской области
Областное государственное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального
«Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»
Специализация
«Музыкальная деятельность»
Специальность «Педагогика дополнительного образования»
Сценическая пластика как одно из выразительных средств эстрадного вокалиста
Реферат
Выполнила: студентка гр. 1141
Бочтарева Анастасия Санеровна
Преподаватель: Терсков Антон Александрович
Томск 2012
Содержание
Любое движение человеческого тела, входящее в систему искусства, - может стать основой создания пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и (или) ассоциативно связано с вокальным произведением. Избранный пластический мотив, в зависимости от его стилистического толкования, становится средством создания характера персонажа, от имени которого поётся песня.
Пластика,
как составная часть
Для этого артист эстрады вокального жанра должен владеть разнообразным пластическим языком, сценическим пространством и быть, собственно, в некотором роде, балетмейстером-режиссёром исполняемой песни.
Эстрадный певец обязать уметь собирать воедино комплекс выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть свою основную идею в данном вокальном произведении, своё видение, связанное с музыкой и драматургией песни. Через единственно нужные выбранные «пережитые» сценические движения, родившиеся от неразрывной связи музыки и содержания песни, возможен диалог певца со зрителем и воздействия на него. Эстрадный певец должен убедить своими найденными пластическими красками, привлечь, изумить, заставить поверить зрителя в творческий замысел.
При формировании профессиональных навыков эстрадного певца имеют значение не только занятия вокалом, ансамблем и другими музыкальными дисциплинами, но и танцем в сочетании с основами сценического движения. В предмете «Хореография» необходим акцент классического, характерного народно-сценического и современного танца. Учитывая специфику эстрадного пения как жанра, следует подумать о включении в учебный процесс, помимо «Хореографии», дисциплины «Пластическое воспитание эстрадного певца», где шлифуется богатство пластической выразительности, не связанное с эстетикой балета и языком танца. Здесь, главным образом, должны прорабатываться упражнения на развитие фантазии, воображения, этюды на «испытание музыкальности», на обнаружение интонационных и темповых оттенков звучания музыки. Конечно, все эти указанные пластические упражнения требуют профессионального танцевального запаса, поскольку невозможно сочинение без знаний движенческого материала. Поэтому, преподавание основ хореографического искусства является обязательным, но с последовательным переходом во вторую часть урока – импровизацию. Здесь танец и сценическое движение соединяются в пластическом рисунке (как и позже при исполнении эстрадного вокального произведения), становясь выразительными и изобразительными движениями, а порою и пантомимой. Как показывает практика, все эти виды движения могут применяться и отдельно, и одновременно.
Обратим
внимание на главные
С первых
шагов следует обратить
[Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004. С. 256]
Вторым
по значимости выразительным
элементом пластики эстрадного
певца является жест. Жесты, благодаря
своим свойствам
Огромную
роль в пластической культуре
эстрадного вокалиста играет
артистизм, как одно из
Изложенное выше подводит к рассмотрению вопроса о синтезе пластики и музыки в вокально-эстрадном номере. Музыкально-пластический образ есть результат идейного, эмоционального отношения певца к музыкальному материалу, осмысления его.
В одном
случае можно следовать
В другом случае – средствами пластической лексики выстроить обобщённый художественный образ музыки вокального произведения, то есть дать ему пластическую интерпретацию. Для этого нужно раскрыть вокально-музыкальный строй произведения, чтобы построить аналогичный ему адекватный пластический образ.
Третий случай, - когда первый и второй перемежаются между собой. Тогда открывается широкий диапазон в развитии движения, аналогий и разнообразных приёмов.
Эстрадный певец должен
«чувствовать» пластический
Следует подробнее остановиться на выработке навыка импровизации танцевальных движений.
Танцевальные движения
могут либо сливаться с
Эстрадному певцу следует обязательно учиться приёму пластической паузы: когда танцевальные движения замирают в скульптурной статике.
Необходимо учиться
создавать и организовывать
Найденный характер в эстрадной песне определяет пластическую образность в целом. Ярким примером тому служат пластические решения песен Клавдии Ивановны Шульженко. Так, когда певица в одном из своих «хитов» доходила до слов «руки, вы словно две большие птицы», актриса одним движением, одной позой рук, раскрывала идею, выражала сильный порыв чувств и мыслей, эмоциональную, духовную суть замысла.
Яркое пластическое
решение песни «Арлекино», созданное
народной артисткой СССР Аллой
Борисовной Пугачёвой,
В песне ярким поэтическим сравнением, каким является, например, выражение «Я словно бабочка…» в вокальном произведении А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс», певица Валентина Пономарёва обращается к пластической скульптурной выразительности и добивается правдивого проживания чувств.
Для выработки навыка импровизации движений следует обратить внимание на отбор песенно-танцевального репертуара, что так ярко и интересно предлагается в замечательных трудах В. Константиновского «Учить прекрасному» и Д. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое». Последний подчёркивает, что «…издавна пение часто сопровождалось плясками и танцами («Бульба», «Лявониха», «Крыжачок», в Польше – многие мазурки, во Франции – бержеретты). Среди многочисленных форм танцевально-песенной музыки есть одна, которой принадлежит здесь исключительное, совершенно особое место. Это песня-вальс. В самом деле: мы знаем песни-пляски, песни-польки, песни-краковяки, песни-гопаки, знаем в наше время появившиеся песни-фокстроты, песни-блюзы и песни-твисты. Но не один из танцев не породил бессчётного числа песен, как вальс. Это действительно удивительный танец! Чудо-танец!» [Кабалевский Д.Д. Про трёх китов и про многое другое. Пермь, 1975. С. 71]
Романс-вальс получил своё распространение в русской классической музыке: «В крови горит огонь желания» Глинки, «Мне минуло шестнадцать лет» Драгомыжского, «Растворил я окно, стало душно невмочь», «Средь шумного бала» Чайковского… В музыке ХХ в.: «Моя любимая» М. Блантера, «Школьный вальс», «Лунный вальс» И. Дунаевского, «Вальс о вальсе» Э. Колмановского. Интересно обратить внимание на замечательное высказывание Д. Кабалевского, которое, по сути, формулирует важнейший методический приём в процессе пластического воспитания эстрадного певца: «Вы замечали, как во время танца, даже незаметно для самого себя, вы начинаете что-то напевать, вроде как бы подпевая своим танцевальным движениям? Или даже так: идёте куда-нибудь (марш!), но идёте, чуть-чуть подпрыгивая, этакой танцующей походкой (танец) и ещё при этом что-то напеваете (песня). Вот вам и все три кита объединились в одном и том же настроении, в одном и том же движении. Так бывает и в жизни, и в искусстве буквально на каждом шагу!». [Кабалевский Д. Д. Указ. Соч. С. 72]
Импровизация движений
на основе танцевально-
Информация о работе Сценическая пластика как выразительное средство эстрадного вокалиста