Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:26, контрольная работа
К концу XIX в. завершился процесс становления русской нации. В то же время обстановка в России на рубеже веков была крайней напряженной. Сложный клубок противоречий общественной жизни требовал своего разрешения путем демократических реформ и преобразований. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, самым существенным образом сказались на ее культурном развитии. Прежде всего, это нашло свое выражение в возросшем интересе к личности, ее духовному миру и, наоборот, в снижении внимания к проблеме социальности в искусстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. «Серебряный век» русской культуры 4
1.1 Судьбы российской интеллигенции 4
1.2 Новые художественные течения в литературе 6
1.3 Художественная культура Серебряного века: театр, музыка, изобразительное искусство 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
М. Цветаева (1892-1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы – в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежат эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.
В лучших произведениях М. Волошина (1877-1932) – чувство любви к природе как к космическому целому, трагическое переживание исторических судеб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.
Н. Клюев (1887-1937) был поэтом – певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика. В начале века опубликованы сборники «Сосен перезвон», «Песнослов» (две книги), «Изба и поле».
Серебряный век – это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К. С. Станиславский (1868-1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.
Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы – так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.
Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880-1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» СП. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета в 1909-1911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, А.П. Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих.
Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины.
В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская (1864-1910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия – пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка. Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге. К концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX в. возникли белорусский и татарский театры.
Сложные общественные процессы рубежа XIX–XX вв. обусловили появление новых форм и способов их отражения в изобразительном искусстве. Своеобразным перекрестком, где сошлись новации живописцев Серебряного века, стаю творческое объединение «Мир искусства» созданное С.П. Дягилевым (1872-1929) в 1898 г. Это художественное направление родилось из студенческого кружка, сплотившего группу молодых художников во имя «служений искусству, поскольку участники кружка видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. Участниками объединения «Мир искусства» стали известные художники того времени: Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Бенуа, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Борис Кустодиев, Лев Бакст идо Движение издавало и одноименный журнал, впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.
Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволявшие реализовать их идеи. Художественная ориентация «Мира искусств» была связана с модерном и символизмом.
Художники и писатели в своих картинах и на журнальных страницах открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов заставляли задуматься о современном звучаний древних цивилизаций и заново оценить художественное и литературное наследие.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства» пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева – Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.
Постепенно разногласия, царившие внутри группы, привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
Сергей Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г., представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали М. Сарьян и М. Ларионов.
Важной особенностью мирискусников был универсализм – они выступали как критики, искусствоведы, театральные декораторы. Их искусство было «надмирным, «мифологичным», оно создавало «новые реальности» и уводило в культурную среду других веков5. Основными темами их творчества были мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина, которые они смогли полно и разносторонне реализовать 6 оформлении театральных постановок. Спектакли, с декорациями Бенуа, Врубеля, Бакста становились заметными явлениями культуры, так как превращались в подлинный праздник масок, метафор, событий, героев.
Особое место в изобразительном искусстве Серебряного века занимает русский авангард, который был ориентирован на развитие новаторских течений и тотальное обновление всей культуры. В русле авангардистских устремлений рождались различные направления и формы творчества – кубизм, примитивизм, абстракционизм, супрематизм и др. Это разнообразие форм русского авангарда выдвинуло соответственно таких талантливых художников, как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал.
В целом русский авангард, как и западный, тяготел к самодавлеющей форме, к асоциальности, к традициям искусства XIX в., к абсолютизации творческого «я». Однако русская социокультурная ситуация Серебряного века придала ему некоторые национальные самобытные черты. Такими стали немой «трагизм», метафизические поиски нового религиозного сознания и др.
Культурологические и художественные взгляды создателя абстракционизма Василия Кандинского (1866-1944) были весьма сложны и многообразны. Творческая личность, по мысли художника, – это «пророк», ведущий искусство вперед. Задача авангарда – выразить духовные абсолюты в нормах, соответствующих глубинам человеческой психики (его полотно «Импровизация»). Для этого художник стремился к внутреннему синтезу искусств будущего, к их сосуществованию и взаимодействию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры – от цвета до звука. Выявить импульсивное, подсознательное – одна из главных целей авангарда.
Сформулировавший и развивавший идеи супрематизма Каземир Малевич (1878-1935) не ограничился только теоретическими заявлениями и постарался дать философское обоснование своим представлениям (теории А. Шопенгауэра, А. Бергсона, эмпириокритицизма). В отличие от теоретиков декаданса, он утверждал, что в основе мира лежат не некие мистические начала, а своеобразное беспокойство, «возбуждение» как скрытая сила, управляющая состоянием природы и самого художника. В работах «От кубизма к супрематизму», «О новых системах в искусстве» Малевич утверждал, что именно это «возбуждение» и является единственным предметом художественного постижения. Оно как бы улавливается художником в его собственном внутреннем мире и преобразуется благодаря творчеству в иное видимое состояние (живопись), не обретая при этом предметного выражения.
В теории и практике супрематизма нашел свое завершение процесс постепенного отхода художника от реальной жизни и выдвижения на первый план замкнутого в себе внутреннего мира, – изолированного от каких-либо связей с действительностью, мира «предчувствий» и «прозрений» как единственного предмета художественного отражения.
Таким образом, русская культура к началу XX столетия была итогом процесса огромного и сложного развития. Гуманизм и гражданственность, народность и демократизм, высокая образность и глубокая духовность были отличительными чертами на всех этапах ее истории. В канун революционных событий 1917 г. она обладала богатейшим художественным наследием, культурными ценностями мирового уровня.
Единство и целостность культуры Серебряного века заключались в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства, в переплетении традиционного и новаторского. Иными словами, в культуре «русского Ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических тенденций уходящего XIX в. и новых направлений наступающего XX в.
Однако в России всегда существовало несоответствие между богатым разнообразием явлений культуры и возможностями их потребления широкими слоями народа. В результате культурный уровень народных масс зачастую ограничивался элементарными знаниями. Статусный, сословный характер культуры, отсутствие в обществе широкого среднего культурного слоя и сегодня являются одной из особенностей культурной ситуации в России. Эта особенность общественно-культурной жизни была определяющей причиной всех процессов развития русской культуры на протяжении всего XX в.
1 Культурология [Текст] : учебник для вузов / [Л.А. Никитич и др.]; под ред. А.Л. Золкина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.413
2 Культурология. История мировой культуры [Текст] : учебник для вузов / под ред. Н.А. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С.486
3 Культурология. История мировой культуры [Текст] : учебник для вузов / под ред. Н.А. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С.486
4 Там же. – С. 487
5 Грушевицкая Т.Г. Культурология [Текст] : учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.641