Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:29, реферат
Серебряный век как культурная эпоха включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа. Классическая литература, живопись передвижников теряли своих приверженцев. Последние столпы классической культуры − Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. − в начале XX в. возвышались как утесы во внезапно обмелевшем море.
На Тему: Серебряный век русской культуры
Контрольная работа
Шматовой Алены
Группа 180 ИН
Серебряный век русской
Введение.
Конец XIX − начало XX в. переломная эпоха социально-политической и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Одним из первых профессионально использовал термин «Серебряный век» П.Н. Милюков в своей «пушкинской» речи в Сорбонне в 1924 г. по случаю 125-летия со дня рождения поэта. Интересные суждения высказывал критик «аполлоновец» С. К. Маковский в воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века». Он определял тип культуры этой поры как «стремление к запредельному», «искание высшей правды», как «мятежное, богоищущее, бредившее красотой» искусство иной, «не марксистской, не бездуховно-рабской России».
Серебряный век как культурная эпоха включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа. Классическая литература, живопись передвижников теряли своих приверженцев. Последние столпы классической культуры − Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. − в начале XX в. возвышались как утесы во внезапно обмелевшем море.
Хронологические рамки Серебряного века более определенны, чем его содержание: 20−25 лет на рубеже XIX−XX вв. Начало − рядовые, на первый взгляд, события: в 1894 г. вышел первый «брюсовский» сборник поэтов-символистов; увидела сцену опера М.П. Мусоргского «Хованщина»; начал свой творческий путь композитор-новатор А.Н. Скрябин; в 1898 г. в Петербурге основано принципиально новое творческое объединение «Мир искусства», в Париже начались «русские сезоны» СП. Дягилева.
Просвещение.
Система образования в России рубежа XIX−XX вв. включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи составляли в среднем 38−39%.
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Университет Шанявского, работавший в 1908−1918 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.
В начале XX в. получило развитие высшее женское образование. В то время в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений. В 1911 г. право женщин на высшее образование было признано юридически.
Одновременно с воскресными
школами стали действовать
Большое влияние на просвещение
оказало развитие периодической
печати и книгоиздательства. В начале
XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913
− более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала.
Тираж массового литературно-
Крупнейшие книгоиздатели А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам. В 1989−1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание»», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И.А. Бунина.
Крупные издательства ставили
перед собой достаточно демократические
цели. Так, И.Д. Сытин выпускал книги
серии «Библиотека для
Начало XX в. ознаменовалось процессами интеграции и демократизации науки. Как в центре, так и в провинциальных городах появляются многочисленные научные общества, проводятся научные съезды и конференции по проблемам воздухоплавания, минералогии, астрономии, геологии, электромеханики, сельского хозяйства и др. Индустриализация России способствовала бурному росту естественных и технических наук. Многие открытия русских ученых имели прогностическое значение для развития всей мировой науки. Так, основы современной аэродинамики заложил великий русский исследователь Н.Е. Жуковский, основавший в 1904 г. Аэродинамический институт под Москвой. На рубеже XIX−XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский − основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
К.Э. Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракето-динамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель − ракету.
Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
Велико научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования. Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия. Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом в 1908 году за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским.
Гуманитарные науки испытывали
большое влияние процессов, происходивших
в естествознании. В философии
получил широкое
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены B.C. Соловьевым.
Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории − не космоцентризм и не антропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества − узловой пункт его построений. Его система − опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В.В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.
Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк − во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм.
Литература, театр и музыка.
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.
Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш») принесли известность молодому A.M. Горькому. Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.
В конце XIX вв., когда в обстановке
политической реакции и кризиса
народничества часть
Русская литература, не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм.
Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, считавший преобладание реализма главной причиной упадка литературы, основами нового искусства провозглашал «символы», «мистическое содержание». Собственные его романы пронизаны религиозно-мистическими идеями (трилогия «Христос и Антихрист», 1895−1905). Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».
Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.
К 1910 г. символизм закончил свой круг развития, его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов, в которую входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин, декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. Впрочем не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А.А. Ахматовой, лиризм раннего О.З. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Одновременно возникло другое
модернистское течение −
Из всех групп, в начале
века провозглашавших тезис: «искусство
− игра», наиболее последовательно
воплощали его в своем
Были в поэзии этого
времени яркие
Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты Н. Клюев и П. Орешин. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи они воплощали в творчестве. Позже Осип Мандельштам в «Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее значительных, по его мнению, русских поэтов (наряду с Блоком, Ахматовой, Кузминым) назовет Н.А. Клюева.
С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве в 1898 году художественного театра, основанного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей.