Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:29, реферат
Серебряный век как культурная эпоха включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа. Классическая литература, живопись передвижников теряли своих приверженцев. Последние столпы классической культуры − Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. − в начале XX в. возвышались как утесы во внезапно обмелевшем море.
В 1904 г. в Петербурге возник
театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар
которого отражал устремления
Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова.
Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898).
В творчестве композиторов молодого
поколения на рубеже XX в. наблюдался
отход от социальной проблематики,
усиление интереса к философско-этическим
проблемам. Наиболее полное выражение
это нашло в творчестве гениального
пианиста и дирижера, выдающегося
композитора С.В. Рахманинова, бывшего
во многом прямым наследником Чайковского,
в эмоционально напряженной, с резкими
чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина
(«Божественная поэма», «Поэма экстаза»,
«Прометей»), в произведениях И.Ф.
Стравинского, в которых гармонично
сочетались интерес к фольклору
и самые современные
Новое в архитектуре.
Эпоха промышленного прогресса
на рубеже XIX−XX вв. произвела подлинный
переворот в строительстве. В
городском ландшафте все
В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве) и рациональному (типография А.А. Левенсона в Мамонтовском пер.). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, ассиметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз − все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения − превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.
С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма − стиля, который оформится в 20-е годы.
В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой; Никольские торговые ряды на Никольской ул.). В неорусском стиле работали А.В. Щусев − здание Казанского вокзала в Москве, В.М. Васнецов − здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль − неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, архитектор И.А. Фомин).
По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн − один из наиболее последовательных стилей.
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой, сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И.И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, бронза) проявились черты нового метода − «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.
Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).
По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.
Живопись.
На рубеже веков происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.
Жанровая живопись в 90-е
годы утратила ведущую роль. Художники
в поиске новых тем обращались
к изменениям в традиционном укладе
жизни. Их в равной мере привлекали
тема раскола крестьянской общины (С.А.
Коровин, «На миру», 1893), проза отупляющего
труда (А.Е. Архипов, «Прачки», 1901) и революционные
события 1905 г. (С.В. Иванов, «Расстрел»,
1905). Размывание границ между жанрами
на рубеже веков в исторической теме
привело к появлению историко-
В исторических полотнах А.В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900). Творчество М.В. Нестерова представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев («Видение отроку Варфоломею», 1889−1890, «Великий постриг», 1898).
И.И. Левитан явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895; «Озеро», 1900) до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1894).
К.А. Коровин (1861−1939) − самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С.И. Мамонтова, объединившего лучшие художественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе с Мамонтовым Коровин посетил Париж и Испанию, это предопределило начало нового этапа его творчества. Художник все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Вновь посетив Париж, он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами («Париж», 1902; «Париж вечером», 1907; «Париж. Бульвар капуцинок», 1911). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах («Цветы», 1911; «Розы и фиалки», 1912; «Сирень», 1915). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры.
В.А. Серов также испытал
влияние художественного
Один за другим вошли в
русскую культуру два мастера
живописного символизма, создавшие
в своих произведениях
Для искусства М.А. Врубеля
характерно стремление к постановке
философских проблем. Его размышления
об истине и красоте, о высоком
предназначении искусства остро
и драматично, в присущей ему символической
форме воплощены в картине
«Шестикрылый серафим» (1904), навеянной
стихотворением А.С. Пушкина «Пророк»
и музыкой Н.А. Римского-Корсакова.
Тяготея к символико-
Искусство лирика и мечтателя В.Э. Борисова-Мусатова − это реальность, превращенная в поэтический символ. Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами. Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», 1894; «Гобелен», 1901; «Призраки», 1903; «Изумрудное ожерелье», 1903−1904).
Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» роднит Борисова-Мусатова с «Миром искусства» − объединением петербургских художников во главе с А.Н. Бенуа. Огромную роль в нем играл меценат С.П. Дягилев, занимавшийся организацией выставок, изданием журнала с тем же названием. Художники-«мирискусники» были участниками знаменитых Русских сезонов, организованных Дягилевым. Отвергая и академически-салонное искусство, и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» проявляли интерес к жизни лишь постольку, поскольку она уже выразилась в искусстве. Отсюда поиск художественного образа в минувшем.
К интерпретации прошлого, особенно XVIII в., обращались К.А. Сомов, совмещавший эстетизм и трезвую иронию («Эхо прошедшего времени», 1903; «Осмеянный поцелуй», 1908; «Дама в голубом», 1897−1900), А.Н. Бенуа (версальские версии, 1896−1906); Е.Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге», 1901; «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905).
Творчество Н.К. Рериха (1874−1947)
обращено к языческой славянской
и скандинавской древности («Гонец»,
1897; «Заморские гости», 1901; «Никола», 1916).
Основой его живописи всегда был
пейзаж, часто непосредственно
Ко второму поколению «мир искусников» принадлежали Б.М. Кустодиев, автор ироничной стилизации народного лубка («Купчиха», 1915), З.Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма («Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро/», 1911; «Крестьяне», 1914).
В 1903 г. в Москве было учреждено выставочное объединение «Союз русских художников». В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь», 1904; ФА. Малявин, «Вихрь», 1906) и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем (К.Ф. Юон, «Троицкая лавра зимой», 1910; «Мартовское солнце», 1915).
В 1907 г. в Москве возникло другое крупное художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова. «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи − плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений (П.В. Кузнецов, «Мираж в степи», 1912; М.С. Сарьян, «Финиковая пальма», 1911). Плодотворно работая в театре, «голуборозовцы» непосредственно соприкоснулись с драматургией символизма.
Художники объединения «Бубновый валет», возникшего в 1910г., обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры − натюрморт − выдвигалось на первое место (И.И. Машков «Синие сливы», 1910, ГТГ). Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр − портрет (П.П. Кончаловский «Портрет Г. Якулова», 1910).
«Лирический кубизм» P.P. Фалька отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией («У пианино. Портрет Е.С. Потехиной-Фальк», 1917).
С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время.
К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В.В. Кандинский и К.С. Малевич. В то же время творчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции («Купание красного коня», 1912). Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.
Заключение.
Рубеж XIX —XX вв. Н. Бердяев назвал временем культурного ренессанса в России, имея в виду расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения, необычайный творческий подъем в изобразительном искусстве.