Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:25, контрольная работа
В настоящей контрольной работе я постаралась показать неповторимый момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3
1 «Серебряный век» русской культуры…………………………………………… …....5
1.1 Русская философия …………..……………………………………………………. 5
1.2 Наука и образование ………………...……………………………………………...7
1.3 Литература : поэзия, проза, публицистика….……………………………………10
1.4 Искусство : театр, живопись, музыка, архитектура …………………………….13
2 Кризис «классической модели» культуры….………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….18
Библиографический список……………………………………………………………. 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1 «Серебряный век» русской культуры…………………………………………… …....5
1.1 Русская философия …………..……………………………………………………. 5
1.2 Наука и образование ………………...……………………………………………...7
1.3 Литература : поэзия, проза, публицистика….……………………………………10
1.4 Искусство : театр, живопись, музыка, архитектура …………………………….13
2 Кризис «классической модели» культуры….………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………………. 20
ВВЕДЕНИЕ
Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.
«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями.
Индустриальная эпоха
диктовала свои условия и нормы
жизни, разрушающие традиционные и
представления людей. Агрессивный
натиск производства приводил к нарушению
гармонии между природой и человеком,
к сглаживанию человеческой индивидуальности,
к торжеству стандартизации всех
сторон жизни. Это порождало растерянность,
тревожное чувство
Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.
В настоящей контрольной работе я постаралась показать неповторимый момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.
1.1 Русская философия
Русская философская мысль
рубежа 19 – 20 столетий может считаться
своеобразной классикой. Ее важной чертой
была тесная связь с отечественной
литературой, прежде всего с литературой
символизма, что предопределило ее
преимущественно религиозно-
Центральной темой одного из направлений русского космизма представленного философией «общего дела» Н.Ф.Федорова , стала идея о постоянном расширении сферы деятельности человека, который, подчиняясь внутренним импульсам развития, сначала покоряет Землю, а потом и всю Вселенную.Овладев не только пространством, но и временем, человек обретет бессмертие и, более того, будет способен возвратить к жизни давно ушедшие поколения.
В.С. Соловьев, автор философии «всеединства», сделал вывод о том, что человечество может и должно перейти на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «богочеловечество». Возвышенное и одухотворенное, оно станет сотворцом Бога и сможет участвовать в грандиозной задаче по совершенствованию мира.
«Космическая философия» К.Э. Циолковского рисует космос, заполненным различными формами жизни – от примитивных до лучезарных, способных вечно потреблять энергию солнц. Разум и воля людей помогут им выйти в космос, где постепенно изменится их физическая природа и они приблизятся к высшим
бессмертным организмам, населяющим межзвездное пространство.
Общим для всех направлений русского космизма была вера в безграничные возможности людей; прогресс не мыслится вне единства всего человечества; абсо -
лютной и обязательной основой развития было неуклонное нравственное совершенствование всех и каждого, а главное направление движения определялось как постепенное приближение человека к Богу или высшим бессмертным субстанциям.[3,стр.273]
Идеологической базой
культуры является «критический идеализм»
разновидность религиозно-
Понимание любви и смерти
сближают русскую культуру «Серебряного
века» и психоанализ Фрейда. Многие
люди стремились вырваться за пределы
обыденной жизни, в поисках иной
реальности. Они гнались за эмоциями,
все переживания считались
Таким образом, «Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры, создание новой системы - опыт синтеза религии, философии и науки, причем не христианская доктрина обогащается за счет философии, а наоборот, в философию вносятся христианские идеи и ими обогащают и оплодотворяют философскую мысль.
1.2 Наука и образование
XIX столетие приносит
Гуманитарные науки испытывали
большое влияние процессов, происходивших
в естествознании. Ученые-гуманитарии,
как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А.
Венгеров и другие, плодотворно работали
в области экономики, истории, литературоведения.
В 1897 г. проводилась Всероссийская
перепись населения. Согласно переписи,
в России средний уровень грамотности
составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин
- 13,1%, около 1% населения имели высшее
и среднее образование. В средней
школе, по отношению ко всему грамотному
населению, обучалось всего 4%. На рубеже
веков система образования по-
начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).
1905 г. министерство народного
просвещения вынесло проект
Одновременно с воскресными
школами стали действовать
Большое влияние на просвещение
оказало развитие периодической
печати и книгоиздательства. В 1860-е
годы издавалось 7 ежедневных газет
и работало около 300 типографий. В 1890-е
годы – 100 газет и примерно 1000 типографий.
А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет
и журналов, а в городах насчитывалось
примерно 2 тысячи книжных магазинов.
По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самооб-разования» Сытина.
Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей
публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.
Итак, начало 20 столетия в области науки отличалось широтой интересов, постановкой глубоких научных проблем и предвидением открытий в самых разных научных областях, а рост индустрии рождал спрос на образованных людей.
1.3 Литература: поэзия, проза, публицистика
В самом конце 19 столетия в развитии русской литературы, прежде всего поэзии, обозначился переход к новому этапу, который условно называют «серебряным» веком». У его истоков стояли поэты-символисты К. Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый( настоящее имя Б.Бугаев), С.Черный (настоящее имя М.Гликберг),З.Гиппиус, Ф.Сологуб (настоящее имя Тетерников). Всем им было присущи желание раздвинуть рамки реалистического метода в литературе и желание уйти от обыденности, тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений.[3.стр.273].
Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта и философа В. Соловьева.
В среде символистов начался
творческий путь А.Блока. Раннюю поэзию
Блока определяли оторванность от реальной
действительности, анализ личных душевных
переживаний. В сборнике «Стихи Прекрасной
Даме» он выступил, как лирик-символист,
находящийся под сильным
Одним из инициаторов и организатором символизма в России был В. Брюсов, хотя его творчество вышло за рамки этого направления. Он поэт- лирик, драматург, переводчик, критик, теоретик литературы. По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».[1,стр.320]