«Серебряный век» русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

В настоящей контрольной работе я постаралась показать неповторимый момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3
1 «Серебряный век» русской культуры…………………………………………… …....5
1.1 Русская философия …………..……………………………………………………. 5
1.2 Наука и образование ………………...……………………………………………...7
1.3 Литература : поэзия, проза, публицистика….……………………………………10
1.4 Искусство : театр, живопись, музыка, архитектура …………………………….13
2 Кризис «классической модели» культуры….………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….18
Библиографический список……………………………………………………………. 20

Файлы: 1 файл

контр.раб.docx

— 308.79 Кб (Скачать файл)

 Один из поэтов-символистов  Ф. Сологуб писал, что символизм  как литературное течение «можно  охарактеризовать в стремлении  отобразить жизнь в ее целом,  не с внешней только ее стороны  не со стороны частных ее  явлений, а образ-

                                                         10

ным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».

Символизм способствовал  появлению новых течений, одним  из которых был акмеизм (от греческого akme - цветущая сила).Акмеисты провозглашали  возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.

Акмеисты использовали в  своем творчестве самые разнообразные  культурные традиции. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты.

Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Развитие литературы в  России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле  традиций русской классической литературы XIX века., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.

В русскую литературу вошло  немало имен, снискавших европейскую  известность. В их числе И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.

                                                     11

Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранять совершенно особое положение в литературе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность  формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями  были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях  Куприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который навсегда связал свою судьбу с пролетариатом и вошел в  историю как «буревестник революции». У Горького был могучий темперамент  борца. В его произведениях появились  новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои, описываемые события нередко  имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («Макар Чудра») он выступил как романтик.

Вскоре после революции 1905-1907 гг. несколько известных русских  публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон) выпустили  книгу «Вехи. Сборник статей о  русской интеллигенции». В ней  были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающие  интересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех»  приняли участие многие литераторы и ре-

лигиозные деятели. Эта полемика сыграла важную роль в разработке русскими фи-лософами и публицистами многих злободневных вопросов, в первую очередь касающихся русской национальной идеи.

                                                       

                                                         12

1.4 Искусство: театр, живопись, музыка, архитектура

 

Серебряный век – это  не только взлет поэзии, это и  эпоха художественных открытий в  театральном  искусстве. В конце века искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, но не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.Чехова и М. Горькова. Открылся Московский  Художественный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.Станиславский и В. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.

В репертуаре театра ведущее  положение заняли пьесы А.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», затем М. Горького «Мещане», «На дне. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К.Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетанства.[1,стр.322]

Появившийся на рубеже XIX - ХХ веков в России кинематограф пользовался особой популярностью. В 1908 году была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 году в стране действовало около 30 отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.

В начале ХХ столетия еще  продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы  как В. Суриков, братья Васнецовы, И. Репин, Н. Касаткин, представлявшие реалистическое направление в живописи.

Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской мировой культуре.На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров живописи М. Врубеля. Врубелевские образы – это образы-символы. Художник-гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей мысли,а«вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты.(приложения А,Б).                                            

                                                         13

Другой важнейший живописец  рубежа столетий – В.Серов. В его  замечательных портретах «Девушка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем»  не столько конкретные образы, сколько символы юности, красоты, счас тья.(приложение В)[2,стр.277]

В целом, достигнув творческой самостоятельности, русская живопись двигалась в общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытеснял бытовую живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдались в творчестве Ф. Васильева, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, А. Архипова.

Символизм, неоклассицизм, модерн оказал заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой  розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).

Существовало товарищество передвижных выставок - А.М. и В. М. Васнецовы, И. Бродский и другие.Значительную роль в русском искусстве начала ХХ столетия играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция  на уже утратившее свою актуальность движение передвижников. В нем участвовали  почти все заметные русские живописцы  того времени, объединившиеся вокруг журнала  с таким же названием. Как когда-то передвижники, «мирискуссники» устраивали выставки работ, идейной основой которых было не изображение грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи.

Крупнейшими русскими композиторами  начала ХХ столетия были А.И. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С.В. Рахманинов, И. Стравинский, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 гг.

Композиции Скрябина от романтических  традиций эволюционировали к символизму, предвидя многие новаторские течения  революционной эпохи.

Строй музыки Рахманинова  был более традиционен. В нем  отчетливо видна связь с русским  музыкальным наследием минувшего  столетия. Музыка Рахманинова 

                                                                  14

была менее субъективна  и утонченна, чем музыка Скрябина, в его произведениях душевное состояние обычно соединялось с  картинами внешнего мира, поэзией  русской природы или образами прошлого.

К началу XX века в архитектуре получил распространение новый стиль - модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, предполагавший использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций и материалов.

Таким образом, темы – Россия и свобода, интеллигенция и революция  – пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры периода  конца 19 начала 20 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

                                                                  15

2 Кризис «классической  модели» культуры

 

В конце 19 века вместе с утратой дворянством ведущих позиций в общественной жизни страны уходил в прошлое и особый характер российской образованности, связанной с этим социальным слоем. Отступала культура со специфической знаковой системой, усадебным бытом, нравственными «табу», классическим образованием, закрытая для непосвященных. В отличие от запада в нашей стране это произошло в течение жизни одного поколения.

         Потеря дворянством ведущих позиций  была одной из составляющих  кризиса классической  русской  культуры, основания которой были  заложены в Петровскую эпоху.  В новых исторических условиях  преимущественное положение классики  в культуре сдерживало процесс  капиталистической модернизации, в  которой так нуждалась Россия. Альтернатива — верность классическим  традициям или сохранение классики  лишь в «резервациях» гуманитарного  образования ради движения по  пути научно-технического прогресса,  была частью трудного выбора  между культурой и цивилизацией. С его необходимостью столкнулись  все страны в XIX-XX вв. Россия впервые в своей истории синхронно с Западом в середине XIX в. сделала свой выбор в пользу цивилизации.

        Базовой  основой классической русской  культуры была классическая система  образования. Созданная у нас  в XVIII в., она была одним из важнейших условий системного вхождения страны в европейское культурное пространство. В XIX в. новая индустриальная реальность потеснила «классику» по обе стороны границы, как в системе образования в результате его реформирования (идентичного в России и на Западе), так и в литературе, искусстве и языковой практике. Восприятие «классицизма» как препоны на пути к современному миру стало одной из доминант общественного сознания России второй половины столетия.

         Мощное влияние классической  культуры, ее нравственно-эстетические  ценности были важным противоядием  духовному оскудению в эпоху    тотального

наступления рынка и духа коммерции.

                                                                     16

        Во  второй половине столетия совпали  во времени два процесса: с  одной стороны — формировалась  массовая аудитория культуры  со специфическим эстетическим  запросом, а с другой — литература  и искусство превращались в  отрасль промышленного производства  и один из важных сегментов  рыночной экономики. 

               Если первые шаги массовой  культуры, совпавшие с пореформенным  общественным подъемом, оставались  в тени ярких исторических  событий, то в эпоху «безвременья»  (1880-1890) она стала не только  заметным явлением российской  модернизации, но и привлекла  внимание лучших умов России. Этот интерес к ней сохранялся  все последующие десятилетия  вплоть до конца 1930-х годов.

         Вопрос о месте, роли, функциях  культуры  Серебряного века весьма  актуален , потому  что ей принадлежало  весьма значимое место в «параде  культур» — специфическом порождении  этой переходной эпохи «концов  и начал». На рубеже веков оказались  востребованными две важнейшие  характеристики этого феномена. С одной стороны, его инвариантность  и архетипичность (неизменная опора  на базовые основания древнейших  пластов психологии и культуры), делающие его порождения всегда  доступными пониманию большинства.  С другой стороны, оказалась  массово необходимой его поразительная  соотнесенность с состоянием  «коллективного бессознательного».

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                                  

Информация о работе «Серебряный век» русской культуры