Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:25, контрольная работа
В настоящей контрольной работе я постаралась показать неповторимый момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3
1 «Серебряный век» русской культуры…………………………………………… …....5
1.1 Русская философия …………..……………………………………………………. 5
1.2 Наука и образование ………………...……………………………………………...7
1.3 Литература : поэзия, проза, публицистика….……………………………………10
1.4 Искусство : театр, живопись, музыка, архитектура …………………………….13
2 Кризис «классической модели» культуры….………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….18
Библиографический список……………………………………………………………. 20
Один из поэтов-символистов
Ф. Сологуб писал, что
10
ным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme - цветущая сила).Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.
Акмеисты использовали в своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты.
Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Развитие литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX века., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.
Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранять совершенно особое положение в литературе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.
Если прозу Бунина отличали
строгость, отточенность и совершенность
формы, внешняя бесстрастность автора,
то в прозе Куприна проявилась
стихийность и страстность, свойственные
личности писателя. Любимыми его героями
были люди душевно чистые, мечтательные
и одновременно безвольные и непрактичные.
Зачастую любовь в произведениях
Куприна кончается гибелью
Иным было творчество Горького, который навсегда связал свою судьбу с пролетариатом и вошел в историю как «буревестник революции». У Горького был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои, описываемые события нередко имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («Макар Чудра») он выступил как романтик.
Вскоре после революции 1905-1907 гг. несколько известных русских публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В ней были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающие интересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех» приняли участие многие литераторы и ре-
лигиозные деятели. Эта полемика сыграла важную роль в разработке русскими фи-лософами и публицистами многих злободневных вопросов, в первую очередь касающихся русской национальной идеи.
1.4 Искусство: театр, живопись, музыка, архитектура
Серебряный век – это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце века искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, но не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.Чехова и М. Горькова. Открылся Московский Художественный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.Станиславский и В. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.
В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», затем М. Горького «Мещане», «На дне. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К.Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетанства.[1,стр.322]
Появившийся на рубеже XIX - ХХ веков в России кинематограф пользовался особой популярностью. В 1908 году была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 году в стране действовало около 30 отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.
В начале ХХ столетия еще продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы как В. Суриков, братья Васнецовы, И. Репин, Н. Касаткин, представлявшие реалистическое направление в живописи.
Тенденции, которые определили
развитие литературы «серебряного века»,
были характерны и для изобразительного
искусства, составившего целую эпоху в
русской мировой культуре.На рубеже столетий
расцветает творчество одного из крупнейших
мастеров живописи М. Врубеля. Врубелевские
образы – это образы-символы. Художник-гигант,
мыслящий не бытовыми категориями окружающей
мысли,а«вечными» понятиями, он мечется
в поисках истины и красоты.(приложения
А,Б).
Другой важнейший живописец
рубежа столетий – В.Серов. В его
замечательных портретах «
В целом, достигнув творческой
самостоятельности, русская живопись
двигалась в общем русле
Символизм, неоклассицизм, модерн оказал заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).
Существовало товарищество передвижных выставок - А.М. и В. М. Васнецовы, И. Бродский и другие.Значительную роль в русском искусстве начала ХХ столетия играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на уже утратившее свою актуальность движение передвижников. В нем участвовали почти все заметные русские живописцы того времени, объединившиеся вокруг журнала с таким же названием. Как когда-то передвижники, «мирискуссники» устраивали выставки работ, идейной основой которых было не изображение грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С.В. Рахманинов, И. Стравинский, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 гг.
Композиции Скрябина от романтических традиций эволюционировали к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи.
Строй музыки Рахманинова
был более традиционен. В нем
отчетливо видна связь с
была менее субъективна и утонченна, чем музыка Скрябина, в его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
К началу XX века в архитектуре получил распространение новый стиль - модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, предполагавший использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций и материалов.
Таким образом, темы – Россия и свобода, интеллигенция и революция – пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры периода конца 19 начала 20 веков.
2 Кризис «классической модели» культуры
В конце 19 века вместе с утратой дворянством ведущих позиций в общественной жизни страны уходил в прошлое и особый характер российской образованности, связанной с этим социальным слоем. Отступала культура со специфической знаковой системой, усадебным бытом, нравственными «табу», классическим образованием, закрытая для непосвященных. В отличие от запада в нашей стране это произошло в течение жизни одного поколения.
Потеря дворянством ведущих
Базовой
основой классической русской
культуры была классическая
Мощное влияние классической
культуры, ее нравственно-эстетические
ценности были важным
наступления рынка и духа коммерции.
Во
второй половине столетия
Если первые шаги массовой
культуры, совпавшие с пореформенным
общественным подъемом, оставались
в тени ярких исторических
событий, то в эпоху «
Вопрос о месте, роли, функциях
культуры Серебряного века весьма
актуален , потому что ей принадлежало
весьма значимое место в «