Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 15:09, реферат

Описание работы

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Содержание работы

Введение 3
Образование и просвещение 4
Наука 5
Литература 6
Архитектура 8
Живопись 9
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Kulturologia.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Серебряный век русской культуры»

 

 

 

 

Проверил:               Выполнила:

Евтеев И.А.              ст. группы МТ-114

        Блинникова  Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

Оглавление

 

  
Введение

 

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

     «Серебряный  век» занимает совершенно особое  место в российской культуре. Это противоречивое время духовных  поисков и блужданий, значительно  обогатило все виды искусств  и философию и породило целую  плеяду выдающихся творческих  личностей. На пороге нового века  начали меняться глубинные основы  жизни, порождая крушение старой  картины мира. Традиционные регуляторы  существования – религия, мораль, право – не справлялись со  своими функциями, и зародился век модерна.

     Однако иногда  говорят, что «Серебряный век»  – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал  эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

     Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла  переоценка ценностей с позиций  европеизма. Но в свете новой  эпохи, явившейся полной противоположностью  той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища  предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это  была самая творческая эпоха  в российской истории, полотно  величия и надвигающихся бед  святой России.

 

Образование и просвещение

 

     В 1897 г. проводилась  Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний  уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и  среднее образование. В средней  школе, по отношению ко всему  грамотному населению, обучалось  всего 4%. На рубеже веков система  образования по-прежнему включала  три ступени: начальную (церковноприходские  школы, народные училища), среднюю (классические  гимназии, реальные и коммерческие  училища) и высшую школу (университеты, институты).

     1905 г. министерство  народного просвещения вынесло  проект закона «О введении  всеобщего начального обучения  в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот  проект так и не получил  силу закона. Но растущая потребность  в специалистах способствовала  развитию высшего, в особенности  технического, образования. В 1912 г. в  России было 16 высших технических  учебных заведений, помимо частных  высших учебных заведений. В университет  принимались лица обоего пола  независимо от национальной принадлежности  и политических взглядов. Поэтому  количество студентов заметно  выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее  развитие получило и высшее  женское образование, и юридически  в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

          Большое влияние на просвещение  оказало развитие периодической  печати и книгоиздательства. В 1860-е  годы издавалось 7 ежедневных газет  и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах  насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

     По количеству  издаваемых книг Россия занимала  третье место в мире после  Германии и Японии. В 1913 г. только  на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели  А. С. Суворин в Петербурге и  И.Д. Сытин в Москве способствовали  приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным  ценам: «дешевая библиотека» Суворина  и «библиотека для самообразования» Сытина.

     Процесс просвещения  был интенсивным и успешным, а  количество читающей публики  быстро возрастало. Об этом свидетельствует  тот факт, что в конце XIX в. было  примерно 500 публичных библиотек  и около 3-х тысяч земских народных  читален, а уже в 1914 г. в России  насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

     Не менее  важную роль в развитии культуры  сыграл «иллюзион» – кино, появившееся  в Петербурге буквально через  год после его изобретения  во Франции. К 1914г. в России уже  было 4000 кинотеатров, в которых шли  не только зарубежные, но и  отечественные картины. Потребность  в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было  снято более двух тысяч новых  художественных фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.

Наука

     

     XIX столетие  приносит значительные успехи  в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность  с западноевропейской, а порой  и на превосходство. Нельзя не  упомянуть ряд работ русских  учёных, приведших к достижениям  мирового уровня. Д. И. Менделеев  в 1869 г. открывает периодическую  систему химических элементов. А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает  законы фотоэффекта. В 1863 г. выходит  работа И. М. Сеченова «Рефлексы  головного мозга». К. А. Тимирязев  основывает русскую школу физиологии  растений. П. Н. Яблочков создаёт  дуговую электрическую лампочку, А. Н. Лодыгин – лампочку накаливания. А. С. Попов изобретает радиотелеграф. А. Ф. Можайский и Н. Е. Жуковский  своими исследованиями в области  аэродинамики закладывают основы  авиации, а К. Э. Циолковский известен, как основоположник космонавтики. П.Н. Лебедев является основоположником  исследований в области ультразвука. И. И. Мечников исследует область  сравнительной патологии, микробиологии  и иммунологии. Основы новых наук  – биохимии, биогеохимии, радиогеологии  – заложены В.И. Вернадским. И  это далеко не полный список  людей, сделавших неоценимый вклад  в развитие науки и техники. Значение научного предвидения  и ряда основополагающих научных  проблем, поставленных ученым в  начале века, становится ясным только теперь.

     Гуманитарные  науки испытывали большое влияние  процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области  экономики, истории, литературоведения. В философии получил широкое  распространение идеализм. Русская  религиозная философия с ее  поиском путей соединения материального  и духовного, утверждением «нового»  религиозного сознания явилась  едва ли не самой важной  областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

     Основы религиозно-философского  Ренессанса, которым отмечен «Серебряный  век» русской культуры, были заложены  В.С. Соловьевым. Его система –  опыт синтеза религии, философии  и науки, «причем не христианская  доктрина обогащается у него  за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

     Этот период, отмеченный целым созвездием  блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и другие –  во многом определил направление  развития культуры, философии, этики  не только России, но и на  Западе.

 

 

Литература

     

     Реалистическое  направление в русской литературе  на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои  произведения, темой которых были  идейные искания интеллигенции  и «маленький» человек с его  повседневными заботами, и молодые  писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

     В связи  с распространением неоромантизма, в реализме появились новые  художественные качества, отражающие  действительность. Лучшие реалистические  сочинения А.М. Горького отразили  широкую картину русской жизни  рубежа XX века с присущим ей  своеобразием экономического развития  и идейно-общественной борьбы.

     В конце XIX века, когда в обстановке политической  реакции и кризиса народничества  часть интеллигенции была охвачена  настроениями общественного и  нравственного упадка, в художественной  культуре получило распространение  декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от  гражданственности, погружением в  сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления  стали достоянием ряда художественных  течений модернизма, возникших на  рубеже XX в.

     Русская литература  начала XX в., породила замечательную  поэзию, и наиболее значительным  направлением был символизм. Для  символистов, веривших в существование  иного мира, символ был его  знаком, и представлял связь между  двумя мирами. Один из идеологов  символизма Д.С. Мережковский, романы  которого пронизаны религиозно-мистическими  идеям, считал преобладание реализма  главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое  содержание», как основу нового  искусства. Наряду с требованиями  «чистого» искусства символисты  исповедовали индивидуализм, для  них характерна тема «стихийного  гения», близкого по духу к  ницшеанскому «сверхчеловеку».

     Принято различать  «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие  в литературу в 90-е годы, период  глубокого кризиса поэзии, проповедовали  культ красоты и свободного  самовыражения поэта. «Младшие»  символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

     Читателю символисты  предлагали красочный миф о  мире, созданном по законам вечной  Красоты. Если к этому добавить  изысканную образность, музыкальность  и легкость слога, становится  понятной устойчивая популярность  поэзии этого направления. Влияние  символизма с его напряженными  духовными исканиями, пленительным  артистизмом творческой манеры  испытали не только сменившие  символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

     К 1910 г. «символизм  закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов  являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение  поэзии от символистских призывов  к «идеальному», возвращение ей  ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

     Одновременно  возникло другое модернистское  течение – футуризм, распадавшийся  на несколько группировок: «Ассоциация  эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

     Из всех  групп, в начале века провозглашавших  тезис: «искусство — игра», наиболее  последовательно воплощали его  в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с  их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

     Группировки  акмеистов и футуристов, возникшие  в полемике с символизмом, на  практике оказались весьма близки  ему и тем, что в основе их  теорий лежали индивидуалистическая  идея, и стремление к созданию  ярких мифов, и преимущественное  внимание к форме.

     Были в поэзии  этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к  определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха  не дала такого обилия деклараций  собственной исключительности.

     Особое место  в литературе рубежа веков  заняли крестьянские поэты, как  Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической  программы, свои идеи (соединение  религиозно-мистических мотивов  с проблемой защиты традиций  крестьянской культуры) они воплощали  в творчестве. «Клюев народен  потому, что в нем сживается  ямбический дух Боратынского  с вещим напевом неграмотного  олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

           

   

 

Архитектура

     

     Эпоха промышленного  прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела  подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все  большее место занимали сооружения  нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление  новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование  строительной техники позволило  использовать конструктивные и  художественные приемы, эстетическое  осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

     В творчестве  Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

Информация о работе Серебряный век русской культуры