Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 15:09, реферат

Описание работы

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Содержание работы

Введение 3
Образование и просвещение 4
Наука 5
Литература 6
Архитектура 8
Живопись 9
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Kulturologia.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

     С нарастанием  рационалистических тенденций в  ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

     В Москве  новый стиль выразил себя особенно  ярко, в частности в творчестве  одного из создателей русского  модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.

     По целостности  подхода и ансамблевому решению  архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных  искусств модерн – один из  наиболее последовательных стилей.      

     

    

 

Живопись

     

     На рубеже  веков взамен реалистичного метода  прямого отображения действительности  в формах этой действительности  происходило утверждение приоритета  художественных форм, отражающих  реальность лишь косвенно. Поляризация  художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

     В исторических  полотнах А. В. Васнецова находим  развитие пейзажного начала. Творчество  М.В. Нестерова представляло вариант  ретроспективного пейзажа, через  который передана высокая духовность героев.

     И.И. Левитан, блестяще  владевший эффектами пленэрного  письма, продолжая лирическое направление  в пейзаже, подошел к импрессионизму  и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного.

     К.А. Коровин  – самый яркий представитель  русского импрессионизма, первый, среди  русских художников, сознательно  опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций  московской школы живописи с  ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное  душевное состояние музыкой цвета. Он создал серию пейзажей, не  осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами. В 1910-е годы под воздействием  театральной практики Коровин  пришел к яркой, интенсивной манере  письма, особенно в любимых художником  натюрмортах. Художник всем своим  искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

     Центральная  фигура искусства рубежа веков  – В.А. Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому» (Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу. Поиски законов художественной трансформации действительности, стремление к символическим обобщениям привели к изменению художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80-90-х годов к условности модерна в исторических композициях.

     Искусство  лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать». Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и масштабных явлений.

     Далекая от  современности тематика, «мечтательный  ретроспективизм» является основной объединения петербургских художников «Мир искусства». Отвергая академически-салонное искусство и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем.

          Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев, одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка, З.Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма.

     Заслугой «Мира  искусства» было создание высокохудожественной  книжной графики, эстампа, новой  критики, широкая издательская и выставочная деятельность.

     Художники  объединения «Бубновый валет» (1910—1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также  к приемам русского лубка и  народной игрушки, решали проблемы  выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный  принцип их искусства составлял  утверждение предмета в противовес  пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет.

     «Лирический  кубизм» Р.Р. Фалька отличался  своеобразным психологизмом, тонкой  цвето-пластической гармонией. Школа мастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов, как В.А. Серов и К.А. Коровин, в сочетании с живописно-пластическими экспериментами лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова, М.Ф. Ларионова, А.В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель».

     С середины 10-х годов важным компонентом  изобразительного стиля «Бубнового  валета» стал футуризм, одним  из приемов которого был «монтаж»  предметов или их частей, взятых  из разных точек и в разное время.

     Примитивистская  тенденция, связанная с ассимиляцией  стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась  в творчестве М.Ф. Ларионова, одного  из организаторов «Бубнового валета. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З. Шагала. Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н. Филонова.

 

Заключение

     

     «Серебряный  век» стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения  в государстве и отошла в  прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего  людские души. И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого «Серебряного века» после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский «Серебряный век», не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества.

     Попытка «модернизации»  культуры, связанная с реформой  П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Её результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые  противоречия. Нарастание напряжённости  в обществе происходило быстрее, чем находились ответы на возникающие  коллизии. Обострялись противоречия  между аграрной и индустриальной  культурами, что выражалось и  в противоречиях экономических  форм, интересов и мотивов творчества  людей, в политической жизни общества.

     Требовались  глубокие социальные преобразования  для того, чтобы предоставить  простор для культурного творчества  народа, значительные вложения в  развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что  у правительства не хватало  средств. Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование  значительных общественных, культурных  мероприятий. Ничто не могло кардинальным  образом преобразовать культурный  облик страны. Страна попала в  полосу нестабильного развития  и не нашла иного выхода, кроме  социальной революции.

     Полотно «Серебряного  века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным  и неповторимым. Это было полное  солнечного сияния творческое  пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

 

Список литературы 
 

  1. http://ricolor.org/

  1. http://www.yaklass.ru/

  1. https://ru.wikipedia.org

  1. http://www.hist.msu.ru/

 

 


Информация о работе Серебряный век русской культуры