Серебряный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

«Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть в истории русской культуры конец XIX - начало XX вв.
Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные представления людей.

Файлы: 1 файл

jsilver.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Серебряным веком» в сравнении  с «золотым», пушкинским, принято  называть в истории русской культуры конец XIX - начало XX вв.

Начало XX в. – переломное время  не только в политической и социально  – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные  представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули  и философию, и науку, и литературу, и искусство. В России духовные искания проходили более болезненно нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

Целью настоящей работы является исследование русской культуры «серебряного века».

Задача исследования: рассмотреть особенности русской культуры «серебряного века», ее характерные черты. 
1. Силуэт Серебряного века

 

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все — и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все—и  острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский культурный Ренессанс  создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

 

2. Мировоззренческие аспекты Серебряного века

Основой мировоззрения человека Серебряного  века, как полагают практически все  исследователи данного периода, становится обращение к духовному началу, осмысление цели человеческой жизни. Носители культуры этой эпохи полагали, что современная им ситуация в России характеризуется кризисным состоянием духовных основ общества, сменой личностных ценностных ориентиров. «Мы калеки потому, что наша личность раздвоена, что мы утратили способность естественного развития, где сознание растет заодно с волею, что наше сознание… умчалось далеко и мчится впустую, поставив втуне конец чувственно-волевой жизни, – пишет М. О. Гершензон. – Стали мы все калеками, с глубоким расколом между нашим подлинным «я» и нашим сознанием»6. По мнению интеллигенции рубежа XIX – XX вв., причиной кризисного состояния было именно отсутствие внутренней личностной гармонии, потеря духовных основ.

Мыслители Серебряного века в своих  исканиях обратились к духовным началам, к анализу проблемы личности. Они предложили в качестве основной ценности творчество, сделали акцент на творчестве как способе существования человека. Изменение ценностных ориентиров, смещение акцента на творческое начало человека повлекло за собой переосмысление образа личности, субъекта творчества. Для картины мира эпохи рубежа XIX – XX вв., согласно мнению исследователей данного периода, была характерна антропоцентрическая традиция восприятия человека-творца, уходящая корнями в эпоху Ренессанса. Существует предположение, что люди этой эпохи, приняв ренессансную модель личности, стали сознательно и планомерно воплощать ее в жизнь.

Подобно мыслителям эпохи Возрождения, философы Серебряного века воспринимали человека как личность «свободную, творческую, героическую».8 По их мнению, человек может считаться личностью, если он индивидуален. Индивидуализм также понимался мыслителями рубежа XIX – XX вв. в рамках ренессансного толкования данного термина.

Исследователи эпохи утверждают, что  данный период явил особый «стиль жизни».Под  последним подразумевается манера одеваться, держаться в обществе, разговаривать. Иными словами, человек рубежа XIX – XX вв. зачастую сознательно стремился выработать персональный внешний облик. Одной из концептуальных основ формирования персонального внешнего облика была экстравагантность, иногда переходящая в эпатажность, как в одежде, так и в манере общаться, в поведении. Исследователями неоднократно отмечались элегантно-эпатажная одежда Зинаиды Гиппиус, рискнувшей надеть мужской брючный костюм, оранжевый галстук как атрибут одежды Владимира Маяковского, подчеркнутый аристократизм и нервность жестов Александра Скрябина, ослепительная элегантность Андрея Белого. 

Наконец, последним критерием, позволяющим  достичь внешнего индивидуализма, согласно трактовке данного термина, признавалась необычная биография, то есть некоторые вехи жизненного пути, выходящие за пределы обыденной жизни. Согласно источникам (воспоминаниям современников), творческие личности Серебряного века полагали, что жизненный путь личности формируется самой личностью, поэтому возможность менять свою жизнь, создавать знаковые вехи, вполне реальна. Подобное стремление сами носители культуры Серебряного века именовали «жизнетворчеством», подразумевая искусственное создание неких моментов биографии, которые могут показаться символическими или «роковыми». Неоднократно упомянутый в работе мыслитель Андрей Белый верил, что сама жизнь является категорией творчества. Мыслитель полагал, что ярчайшим признаком личности можно считать самостоятельное формирование собственного жизненного пути, а также стремление «содействовать преображению человека в таком направлении, чтобы он стал сам творить свою жизнь, населяя ее событиями роковыми».

Среди искусственно создаваемых «символических» моментов биографии наиболее распространенным, согласно комментариям исследователей, следует считать стремление обожествлять своих возлюбленных, видеть в них святых, преклоняться, опасаться прикоснуться, взглянуть, дабы не осквернить грешным. 

Помимо обожествления возлюбленных и родных для Серебряного века было также характерно стремление вести жизнь, полную событий: бесконечных поездок, новых впечатлений, увлечений. Это позволяло увеличить возможность жизнетворчества. Наконец, символически воспринималась смерть каждой творческой личности. Некоторые исследователи полагают, что не до конца понятные смерти Есенина, Маяковского, а также «мистические» смерти Белого, Скрябина могли быть восприняты таковыми, поскольку носители культуры Серебряного века ожидали реализации жизнетворчества и искали подтверждения последнего. 

Однако следование всем трем критериям, которые характеризовали понятие «внешний индивидуализм», не признавалось достаточным для того, чтобы человека можно было назвать личностью. Согласно трактовке эпохи Возрождения, помимо внешнего индивидуализма необходим внутренний индивидуализм. Под этим термином мыслителями Ренессанса понималось богоподобие человека. Человек мыслился активной творческой сущностью, творящим субъектом, не только восстанавливающим и гармонизирующим мир, но и создающим его наподобие Бога. 

Философы Серебряного века, следуя за мыслью эпохи Ренессанса, предположили, что для достижения богоподобия  человека необходима внутренняя способность  и готовность личности продолжать дело Бога-творца. Человек должен быть достаточно развит, чтобы реализовать свой потенциал. Поэтому одним из основных критериев внутреннего индивидуализма полагалась энциклопедичность, то есть наличие качественных, глубоких знаний в разных областях человеческой деятельности. Наиболее ценным признавалось умение собирать знания из разных областей воедино, создавать «метанауки», «творить на грани». Именно так, по мнению исследователей, появился «особый тип ренессансного человека ХХ в., художника, ученого и мыслителя». Очевидно то, что навыки в этих трех областях человеческой деятельности (искусство, наука, философия) считались мыслителями Серебряного века первостепенными.

Наконец, наличие знаний и навыков  из разных областей человеческой деятельности позволяло, согласно предположениям носителей культуры Серебряного века, достичь той степени индивидуализма, которая дает возможность человеку, личности ощутить себя подобным Богу, то есть творить мир. Для данного периода культуры характерно утверждение первенствующей роли автора, режиссера и художника.Для Серебряного века художник в широком смысле слова мыслился не только как творец образов, но и как «демиург, создающий миры».

Согласно концепции личности Серебряного  века, истинной «идеальной личностью» может стать лишь тот человек, кто гармонично соединил в себе внешний и внутренний индивидуализм. Безусловно, в реальности подобное сочетание представлялось труднодостижимым (если вообще достижимым). Более приближенным к реальности, согласно предположениям исследователей, был «тип человека не столько как создателя художественных ценностей, сколько как носителя творческих потенций высшего порядка, обладателя утонченной интуиции и безудержной фантазии, то есть как исключительной личности, возвышающейся над «толпой».

Подобная «исключительность» предполагала, что творческой личности открыто  нечто, недоступное окружающим «людям толпы». Творческая личность признавалась духовным лидером, мессией, способным повести за собой и помочь остальным осознать себя, а именно возможности и обязанности личности как субъекта творчества. По мнению теоретиков культуры Серебряного века, мессианство творца заключалось в создании «идеального произведения искусства», которое было бы способно сплотить, вдохновить, утешить, помочь познать себя и окружающий мир, сподвигнуть на подвиги каждого, прикоснувшемуся к нему.

  1. Серебряный век: декадентство или ренессанс?
    1. Образование и просвещение

Система образования  в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38—39 %.

В значительной мере развитие народного  образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Информация о работе Серебряный век