Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:33, реферат
«Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть в истории русской культуры конец XIX - начало XX вв.
Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные представления людей.
Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» роднит Борисова-Мусатова с «Миром искусства» (1898—1924) — объединением петербургских художников (Бакст, Добужинский, Лансере, Сомов и др.) во главе с А.Н. Бенуа (1870— 1960). Огромную роль в нем играл меценат С.П. Дягилев (1872—1922), занимавшийся организацией выставок, изданием журнала с тем же названием, художники-«мирискусники» были участниками знаменитых Русских сезонов, организованных Дягилевым. Отвергая и академически-салонное искусство, и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» проявляли интерес к жизни лишь постольку, поскольку она уже выразилась в искусстве. Отсюда поиск художественного образа в минувшем. За столь откровенное неприятие современной действительности «мирискусников» критиковали со всех сторон, обвиняя в пассеизме (бегстве в прошлое), в декадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественного движения не было случайностью. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже XIX—XX вв. и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства.
К интерпретации прошлого, особенно XVIII в., обращались К.А. Сомов (1869—1939), совмещавший эстетизм и трезвую иронию («Эхо прошедшего времени», 1903, ГТГ; «Осмеянный поцелуй», 1908, ГРМ; «Дама в голубом», 1897-1900, ГТГ), А.Н. Бенуа (версальские версии, 1896—1906); Е.Е. Лансере (1875—1946; «Никольский рынок в Петербурге», 1901, ГТГ); «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905).
Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», 1897, ГТГ; «Заморские гости», 1901, ГРМ; «Никола», 1916, КМРИ). Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. И это не случайно, ведь учителем Рериха в Академии художеств был известный пейзажист А.И. Куинджи. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн (использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные), так и с увлечением культурой древней Индии (противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала).
Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев. (1878—1927), одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка («Купчиха», 1915, ГРМ), З.Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма («Пьеро /Автопортрет в костюме Пьеро/», 1911, ОХМ; «Крестьяне», 1914, ГТГ).
Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.
Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мира искусства» национальную тематику, а графическому стилизму — обращение к пленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников» (1903—23). В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь», 1904; Ф.А. Малявин, «Вихрь», 1906, ГТГ) и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем (К.Ф. Юон, «Троицкая лавра зимой», 1910, ГРМ; «Мартовское солнце», 1915, ГТГ).
В 1907 г. в Москве возникло другое крупное художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова. «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи — плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений (П.В. Кузнецов, «Мираж в степи», 1912; М.С. Сарьян, «Финиковая пальма», 1911, ГТГ). Плодотворно работая в театре, «голуборозовцы» непосредственно соприкоснулись с драматургией символизма (Н.Н. Сапунов оформлял спектакли по пьесам Метерлинка, Ибсена, Блока).
С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время (декоративное панно А. В. Лентулова «Василий Блаженный», 1913, ГТГ).
Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова (1881—1964), одного из организаторов «Бубнового валета» («Отдыхающий солдат», 1910, ГТГ) и его жены художницы Н.С. Гончаровой («Мытье холста», 1910, ГТГ). Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З. Шагала (1887-1985, «Венчание», 1918, ГТГ; «Я и деревня», 1911, Муз. совр. иск., Нью-Йорк и др.). Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н. Филонова (1883-1941, «Восток и Запад», 1912-13; «Пир королей», 1913; «Крестьянская семья», 1914, ГРМ).
К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский (1866—1944) и К.С. Малевич (1878—1935). В то же время творчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции («Купание красного коня», 1012, ГТГ). Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.
Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. "Солнце наивного реализма закатилось", — вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.
На первый взгляд художественная культура "серебряного века" полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пения"... Контрастных, порой взаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства "серебряного века" не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.
Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, в художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.
Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века" можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражает воображение.
Важнейшую образную сферу
поэзии, музыки, живописи определял
лейтмотив свободы
Иным началам "космической темы" — космосу Души было посвящено немало вдохновенных страниц русского искусства. Культ трепетного Чувства был необычайно силен, и его пылкость рождала состояние "дионисийства", всепожирающего экстаза. Опьянение любовью, чувственной красотой мира, бурными стихиями огня и воды, упоение радостью бытия — достаточно яркая образная сфера искусства этого времени. Слово "любовь" в искусстве "серебряного века" было не декларированным, но глубоко выстраданным. Личные любовные переживания составляли лишь одну из граней этого необъятного "микрокосмоса". Не менее сильными оказались темы любви к Богу и России:
Из моря слез, из моря муки
Судьба твоя — видна, ясна:
Ты простираешь ввысь, как руки,
Свои святые пламена...
(А. Белый)
При всей "космической"
общезначимости и европейской ориентированност
Обращение к истокам не исчерпывается "русской темой". "Вечная гармония" искусства прошлых эпох, его загадочные лики, образы, предметы, чуть затененные столетиями, словно пробуждаются для новой жизни в творчестве неоклассицистского направления.
Художественное
После революции за бортом отечества оказались многие деятели "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.0. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сути выбором "между Соловками и Парижем". Но были и те, кто остался, разделив со своим народом его судьбу. Как написала АА. Ахматова осенью 1917г.:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда..."
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорблялся скорбный дух.
Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян". Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки.
Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории XX века.
Заключение
Серебряный век имел
большое значение для развития не
только русской, но и мировой культуры.
Его деятели впервые выразили
серьезное беспокойство по поводу того,
что складывающееся соотношение между цивилизацией
и культурой приобретает опасный характер,
что сохранение и возрождение духовности
является настоятельной необходимостью.
В эпоху «Серебряного века» получили новое
развитие многие области человеческой
деятельности, но также возникли и совершенно
новые проявления человеческого разума.
Возник кинематограф, человек стал осваивать
воздушное пространство, поставил себе
на службу электромагнитные волны.
Бурному развитию культуры
на рубеже веков, безусловно , способствовала
демократизация общества и стремление к просвещению.
Дух свободы, отсутствие ограничения творчества,
даже некоторая деидеологизация – все
это способствовало возникновению такого
множества течений, что часто доходило
даже до абсурда. Но время всегда расставляет
все по местам, и истинные ценности остаются
на века, а герои не умирают.
К сожалению, Великая Октябрьская Революция
мало способствовала дальнейшему развитию
свободной мысли. Судьбы многих гениев
Серебряного века сложились трагически:
те, кто не смог или не пожелал творить
по правилам социалистического реализма,
вынуждены были иммигрировать и скитаться
по чужбинам. Очень многие были репрессированы
и закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным
пришлось изменять своим идеалам и приспосабливаться
к новым условиям, что тоже, как правило,
приводило к трагическому финалу.
Ознакомление с историей культуры Серебряного
века позволяет понять и проанализировать,
увидеть закономерности развития человеческой
мысли, узнать много новых имен и явлений.
А, главное, понять, что свободное развитие
человеческой мысли и просвещения приводит
к небывалому развитию творчества и гуманизма.