Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:43, курсовая работа
Рассмотрение такого религиозного феномена как шаманизм является актуальным и вызывает огромный интерес в науке в связи с тем, что в наши дни шаманизм переживает второе рождение, становится популярным и модным явлением культуры. Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с потусторонним миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Цель работы - дать целостное, системное представление о шаманизме как явлении культуры. Из данной цели можно выделить задачи – проследить историю возникновения шаманизма, изучить обряды, атрибуты шаманов и определить их место в обществе.
Введение
Шаманизм как религия
Роль шамана в обществе
Одежда, атрибуты шамана
Шаманизм и галлюциногены
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Шаманизм как религия
Роль шамана в обществе
Одежда, атрибуты шамана
Шаманизм и галлюциногены
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рассмотрение такого религиозного феномена как шаманизм является актуальным и вызывает огромный интерес в науке в связи с тем, что в наши дни шаманизм переживает второе рождение, становится популярным и модным явлением культуры.
Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с потусторонним миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — от эвенкийского слова saman.
Степень разработанности темы. Шаманские обряды привлекли внимание: Веселовский Н. И., Басилов В. Н., Горшунова О. В., Ксенофонтов Г. В., Стивенс Д., Элиаде М. Подробно изучает эту тему Институт этнологии и антропологии РАН.
Цель курсовой работы - дать целостное, системное представление о шаманизме как явлении культуры.
Из данной цели можно выделить следующие задачи исследования – проследить историю возникновения шаманизма, изучить обряды, атрибуты шаманов и определить их место в обществе.
1Шаманизм как религия.
Шаман своим знанием и своим искусством должен объяснять все неслыханное и ему противостоять. Он является ученым и вместе с тем архивариусом научных традиций племени, экспертом случая. Окруженный почтением и страхом, он пользуется огромным авторитетом, но все же не настолько большим, чтобы его племя не было в тайне убеждено, что в соседнем племени колдун все - таки лучше. [3;271]
Главная суть шаманизма - наличие веры в духов, в возможность их подчинения шаманам, в возможность шаманов перемещаться в Верхние и в Нижние миры, чтобы там бороться и побеждать злых духов. Необходимо, однако, подчеркнуть, что вера в духов присуща всем без исключения религиям мира. Особенность шаманизма не в этой вере самой по себе, но в убежденности и самих шаманов и их соплеменников в возможности и необходимости самостоятельной борьбы с одними духами в сотрудничестве с другими. Только человек, вынесший "за скобки" Бога - Творца, но сохранивший при этом веру в духов, нуждается в шаманизме. Человек теистической религиозности, сознавая, что духи - такие же сотворенные существа, как и он сам, защищается от их вредоносных действий силой Божией, равно как и ищет помощи добрых духов, призывая имя и их и своего Создателя. Понятно, что убежденный атеист равно безразличен и к духам и к Богу - Творцу и ищет устроения своей жизни только в использовании научных методов и знаний.
Среди народов демонистического типа религиозности, не только шаманы, но и обычные их соплеменники, всячески пытаются овладеть искусством управления духами, точно также, как и мы, не будучи медиками, даем своим заболевшим близким аспирин или валидол, и, не являясь водопроводчиками, меняем прокладки в текущих кранах. Шаман, в этом случае, оказывается не какой - то противопоставленной всему обществу странной фигурой, подобно ведьме, магу или колдуну христианского средневековья, но лишь собирателем и проявителем тех настроений, которые, в какой - то степени, присущи всем представителям сообщества.
Однако, в отличие от духовенства, сосредоточившего духовные основы в руках своего клана, и на этом основании становившегося выше других, шаманы стояли на одном уровне с остальными, лишь передавая духовные послания предков. При некотором внешнем сходстве с духовенством, шаманство имеет важное коренное отличие: шаманы не являлись служителями культа, шаманы служили обществу. Они не составляли социальной группы служителей культа с чётким статусом. И не назначались с вершины людской иерархии, а выбирались особым образом благодаря личным качествам - способности служить интересам общины, а не верхушке иерархии.
Иными словами, древние шаманы в отличие от сменившего их духовенства, опирались не на "священный" авторитет своей должности, а исключительно на личные качества. Путь шамана требовал особого мужества и особых знаний, чрезвычайно нервного напряжения, а иногда был связан с риском для жизни. Шаман не играл в "избранника духов", не пользовался этим положением в личных целях. Мало того, он находился под постоянным и бдительным взором членов своего кровного коллектива, он принадлежал этому коллективу в миру, как все, но духовно он принадлежал этому коллективу - более чем любой рядовой его член, поскольку был накрепко связан (как никто другой) с родоплеменными духами. Древний шаман жил со своей избранностью, как с общественной (а не клановой) необходимостью.
Главное отличие культуры общинной магии от следующей за ней ведически - знахарской культуры в том, что в культуре общинной магии поддерживались такие духовно - магические отношения, при которых всем членам общины обеспечивался равный доступ к управлению и к процессу принятия важнейших решений.
Таким образом, культура шаманизма обеспечивала максимум "демократичности", что надёжно поддерживало общинный строй, необходимый для выживания в суровых условиях древнего мира.
Исторически шаманизм возник
в каменном веке, можно сказать, на
заре человеческой истории, а потому
является одной из самых ранних форм
религии. Несмотря на свое раннее появление
и многолетнее существование, его
религиозные островки сохранились
у многих народов мира и до сегодняшнего
дня. Правда, некоторые исследователи
полагают, что шаманизм не является
собственно религией. По их мнению, это
- совокупность экстатических и
Впервые шаманизм был описан в конце 18 - начале 19 века, как религиозный феномен сибирского и североевропейского региона, и наименован, в научной литературе, "урало - угорской религией". Но уже к концу 19 столетия собрано много этнографических фактов, свидетельствующих о присутствии аналогичных шаманизму религиозных явлений у многих народов, как Старого так и Нового Света. Таким образом, шаманизм был открыт не только на территории Сибири и Центральной Азии, но и в Северной и Южной Америке, в Океании, на островах Малайского архипелага. [13, c. 12].
Научное открытие шаманизма случилось в крайне неблагоприятное для этого время, как раз тогда, когда западный мир переживал расцвет атеизма. Признать в то время шаманизм - означало признать реальное существование духовных сил, которые наука 19 века отрицала со всей решимостью. Но факты шаманского камлания, впадения шамана в транс были многократно описаны. Объявить все это иллюзией не было никакой возможности. И тогда шаманизм был сочтен психической болезнью. В энциклопедии Религии и Этики феномен шаманизма описывается следующим образом: "Взгляд на шамана как на человека нервно или психически больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике". [1;272] В работе, посвященной шаманизму в Ост - Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: "Шаман - это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто - безумием…Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно - к сомнамбулизму". Особенно эта точка зрения была присуща советской науке. Так, например, в авторитетном издании "Этнографическое обозрение" в 1910 году видный советский этнограф В.Г. Богораз писал: "Изучая шаманство, мы прежде всего наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших…Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это - форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых". [1;276] Датский ученый О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера "полярная истерия".
Шаман действительно выходит
из социальной нормы своего общества,
и в этом смысле он ненормален. Но
скорее правы те ученые, которые
настаивают на его психическом здоровье.
А иначе трудно представить, что
все множество сообществ
2Роль шамана в обществе
Появление культуры шаманизма достаточно естественно в условиях раннего родоплеменного общества. В атмосфере высокой первобытной религиозности, зависимости древних людей от "милости духов", как оно уже отмечалось, люди общались с высшими силами и доверяли такое общение тем, у кого это лучше всего получалось. Считалось, что люди от рождения по разным причинам имеют разную чувствительность к "духам", и потому стали выделяться те, кто подвержен этому больше других. Таким образом, из всего сообщества выделяется фигура шамана - человека, связанного с духами.
М.Элиаде писал, что «безумие будущих шаманов, их «психический» хаос означает, что данный профанный человек идет по пути «исчезновения» и что новая личность вот- вот родится»[15;с. 18].
Шаман - "мастер экстаза", как определили его известный исследователь Мирча Элиаде. Слово "шаман" эвенкийского происхождения (от "саман" - "возбужденный, исступленный человек"), но в разных традициях и культурах существуют другие названия: якутское - ойун, удмурсткое - туно, монгольское - боге, бурятское - удаган, тюрко - татарское - кам, финское - нойта, алтайское - гам, корякское - эньэньялан, эстонское - ныйт, саамское - нойда; приморские даяки называли шамана мананг, а юкагиры имели даже два термина - а - льма (происходящий от глагола "делать") и и - ркейе (дословно "тот, кто трясет").
Безусловно, в первобытном обществе шаман был не единственным человеком, связанным с мистической стороной бытия. Кроме него существовали маги, знахари, жрецы и прочие служители культа, но уникальность шаманизма и роли шамана заключается в том, что шаман сочетает в себе различные ипостаси - жреца, прорицателя, поэта, исполнителя важных обрядов, артиста. Многие исследователи отмечали, что камлание имело публичный характер и содержало элементарные формы драмы, то есть было своеобразным театром одного актера. В этот момент шаман посещал духовную реальность. По описаниям многочисленных источников она состояла из трех частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира. Все три части шаманской Вселенной соединяла воедино Мировая Ось - чаще всего символизировалась Мировым деревом, Горой, столбами. В Верхнем и Нижнем Мирах шаман встречался с духами, договаривался с ними о помощи в том или ином деле, узнавал от своих сверхъестественных помощников или покровителей то, о чём не мог узнать обычным путём (к примеру, о судьбе исчезнувшего человека). А действия шамана, наблюдаемые во время камлания, ничто иное, как понятный для присутствующих рассказ обо всех перипетиях его необычного путешествия. Поэтому шаман должен был не хуже профессионального актёра владеть искусством звукоподражания, уметь изображать добрых и злых духов и людей, с которыми встречался в другом мире.
Уникальная особенность
культуры шаманизма заключалась
в том, что шаман оказывался в
большей мере невольником мира духов
- нежели мог свободно управлять
их действиями и волей. В этом отношении
его психика после посвящения
и инициации становилась
Помимо общих управленческих вопросов шаман участвовал в целительстве, выполняя функцию знахаря, ибо во всех традициях она считается прямой обязанностью шамана, так как причиной заболевания может быть "похищение души" или попадание в тело больного какого - либо магического предмета. В первом случае целительство сводится к поиску похищенной души и возвращению ее на место, во втором случае - к извлечению предмета.
Еще одной важной функцией шамана было "сохранение" душ детей, то есть сохранение их жизни. В прошлом процент смертности среди детей был очень высок, особенно в младенчестве. Поэтому родители очень часто обращались к шаманам с просьбой сохранить души родившихся детей. Шаман проводит специальные обряды, помещал души детей в свое душехранилище, где о них заботились его духи - помощники, и в большинстве случае после этого дети у данных родителей не умирали.
В Юго - Восточной Австралии шаманы - прорицатели способны прозревать как будущие, так и прошлые события. Шаманистские прорицания, произносимые в состоянии транса, были неоднократно засвидетельствованы и у тасманийцев.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что шаман - это профессионал синкретического типа, чья индивидуальность и выполняемые функции несут в себе в нерасчлененном виде те элементы, которые позднее выделятся в самостоятельные виды деятельности.
При этом следует отметить, что несмотря на свою избранность, шаманство никогда не являлось основным источником средств к существованию. Первые переписи на Севере установили, что шаманы обычно являлись бедняками. Как правило, шаман занимался еще каким - либо ремеслом, например, алтайские шаманы занимались скотоводством. Как отмечал П.Е. Островский "шаманы в повседневной жизни ничем не отличаются от рядовых верующих…живут небогато, в маленьких и дрянных юртах…" [2;9]
Очень редко шаманы становились состоятельными людьми (например, в южноамериканских племенах только они имели право обогащаться, накапливая ножи, расчески, топоры и так далее…) Чаще шаманская деятельность даже мешала человеку в обычной жизни, отрывая его от собственных дел для оказания помощи другим.