Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:32, контрольная работа
Цель контрольной работы-попытка найти ответ на следующие вопросы, а именно: что представляет собой шаманизм? кто такой шаман (в частности Сибирский шаман): жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек? когда и в результате чего зародилось данное религиозное течение? какие функции выполняет человек, наделенный шаманским даром? узнать, каково же отношение современных людей к нему – шаманизму.
Введение 3
1 Определение шаманизма 5
1.1 Предпосылки возникновения шаманизма 6
1.2 Зачатки шаманизма 7
2 Шаманизм у народов Сибири 8
2.1 О шаманском мировоззрении 9
2.2 Избрание шамана 9
2.3 «Путешествие шамана» 10
2.4 Описание костюма и всех шаманских атрибутов 12
2.5 Неошаманы Прибайкалья в XXI веке 13
Заключение 15
Список литературы
«Шаманизм у народов Сибири»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Определение шаманизма |
5 |
1.1 Предпосылки возникновения шаманизма |
6 |
1.2 Зачатки шаманизма |
7 |
2 Шаманизм у народов Сибири |
8 |
2.1 О шаманском мировоззрении |
9 |
2.2 Избрание шамана |
9 |
2.3 «Путешествие шамана» |
10 |
2.4 Описание костюма и всех шаманских атрибутов |
12 |
2.5 Неошаманы Прибайкалья в XXI веке |
13 |
Заключение |
15 |
Список литературы |
17 |
18 |
Введение
Тема шаманства весьма популярна в последнее время, особенно среди тех, кто интересуется экзотикой, эзотерикой, оккультизмом и прочими загадочными вещами.
За последние 20 лет шаманизм перестал быть
лишь важной темой антропологических
исследований и постепенно перешёл в сферу
практических интересов широкого круга
людей, заинтересованных в духовном росте
и целительстве. Возврат к шаманизму называют
религией ХХI века.
В США и Европе действует множество обществ
по изучению и практике шаманских техник
и ритуалов, которые помогают наладить
связь между мирами, восстановить утраченную
современным человеком гармонию с природой.
В литературе можно проследить последовательную смену пяти разных точек зрения на шаманство:
В начале интерес многих исследователей в шаманизме заключался в поиске «настоящего шамана» его сверхъестественной силы для исцеления. По прошествии лет цель поисков изменилась. Теперь люди сами хотят стать шаманами, чтобы излечивать других, излечивать мир. Книги, семинары и рабочие группы по шаманизму усиленно предлагаются по всему миру. Многие читают эти книги и участвуют в таких семинарах, фантазируя о том, как они станут шаманами, получая доступ к силе и решая извечную проблему того, чтобы перестать быть никем и стать кем-то.
Люди, заинтересовавшиеся шаманизмом, приходят на семинары. Многие хотят знать, обращаясь к шаманам, могли бы они продолжать дальше своё развитие в этом направлении. В ответ шаманы стараются объяснить, что такой силы, которая требуется для этого, внутри человека не существует. Большинство людей, обратившихся к шаманизму, могут получить помощь от духов, улучшить своё состояние, стать сильнее с помощью шаманских техник гадания, медитации, но идти простому человеку по этому пути дальше практически невозможно.
Основные цели и задачи данной работы – попытаться найти ответ на следующие вопросы, а именно: что представляет собой шаманизм? кто такой шаман (в частности Сибирский шаман): жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек? когда и в результате чего зародилось данное религиозное течение? какие функции выполняет человек, наделенный шаманским даром? узнать, каково же отношение современных людей к нему – шаманизму.
1 Определение шаманизма
Долгое время о шаманизме было принято говорить насмешливо и иронично, как о средоточии невежества и суеверий. И для такого мнения как будто были основания. Обычный ритуал действия шамана – это так называемое камлание – исступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т. д. Все это сильно напоминало истерический припадок, да и сами шаманы, судя по описаниям, были нервные, истеричные люди, близкие к состоянию измененного сознания и склонные к нервным и эпилептическим припадкам. Однако при более глубоком изучении выясняется, что шаманизм вырос из древней народной медицины. Но если древние целители–ведуны и знахари считали причиной болезни предмет, проникший в тело, то, по представлениям шаманов, болезнь – это вселение злого духа, которого нужно изгнать из тела больного, или похищение его души, которую нужно вернуть на место.
Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания, бывает поражен увиденным: запоминается костюм шамана, увешанный металлическими изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами и т. д. Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм – одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника – шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".
Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, где им обозначался человек, который в состоянии возбуждения общается с духами. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят – кам; якуты – ойун; казахи, киргизы, туркмены – баксы или бакши; буряты и монголы – бё; эскимосы – ангакок; меланау с острова Калимантан – оранг баёх; индейцы команчи Северной Америки – пухакут; гурунги Непала – поджу... Этот список достаточно длинный. Термин распространён во многих языках мира. В современной научной литературе часто встречается выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман – профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков (чаще по материнской линии, гораздо реже по отцовской), кроме того, шаман должен быть избран духами.
В России слово появилось в XVII веке, в письменных источниках: в «отписках» и «доездах» русских служилых людей из Сибири, в ясачных книгах и других документах. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. В течение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался. В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по шаманизму.
Это начало разложения первобытно-родовой общины, сопровождающееся выделением в ней разных лиц и групп, по разным основаниям занимающих обособленное и частью господствующее положение в общине. Выделялись родовые предводители, военачальники и храбрые воины, знахари и главари тайных союзов, опытные ремесленники-мастера и певцы-сказители. Суеверное сознание человека облекало этих людей, носителей власти, обладателей недоступных другим способностей, сверхъестественными свойствами: им приписывались тайные знания, магическая сила, чудесные качества. Носителями трансового искусства вначале были отдельные люди рода, мужчины и женщины, которые ничем от других не отличались и вели образ жизни как и все. Со временем, когда искусство транса получило развитие и распространилось на все стороны жизни рода, те, кто лучше других овладевал этой профессией, становился наиболее авторитетным лицом среди соплеменников. И вот к числу таких выделяющихся в общине своими необычными качествами людей относились, очевидно, и нервнобольные, припадочные, истерики, эпилептики. Они – «одержимые», они – «бесноватые», в них вселяются «духи». Отсюда почти повсеместно на этой исторической ступени распространенное убеждение в сверхъестественном происхождении нервных заболеваний. Но особенно сильно действовал на воображение окружающих, вероятно, тот неврастеник, который научился овладевать своими припадками, их искусственно вызывать и регулировать. Такому человеку, естественно, приписывали не просто способность общаться с «духами», но и дар намеренно их призывать, вселять в себя, побуждать их к нужным для людей действиям. Такой человек и становился шаманом. Больные – неврастеники, истерики, эпилептики были и есть всегда. Но только при определенной общественной структуре, на определенной ступени исторического развития, а именно в распадающейся родовой общине, становятся подобные люди центрами притяжения для суеверных представлений. Только в условиях разложения родового строя нервнобольной может стать шаманом.
Как всякая форма религии, закономерно возникающая на определенной ступени общественного развития, шаманство удовлетворяло какой-то общественной потребности, хотя удовлетворяло ее ложным, извращенным образом. Эта потребность в данном случае связана была в первую очередь с лечением болезней, в меньшей степени – с обслуживанием охотничьего промысла и других хозяйственных нужд. В основе, следовательно, и здесь лежит бессилие древнего охотника или земледельца перед окружающими его стихиями природы. Это бессилие в данном случае привело к наделению сверхъестественными способностями лиц, определенным образом выделяющихся в общине – шаманов.
1.2 Зачатки шаманизма
Все попытки доказать узколокальное
распространение шаманства
Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому, споры о шаманизме не умолкают. Что касается времени возникновения: в отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.
До сих пор идут дискуссии и о географии шаманизма: одни утверждают, что шаманизм распространился в Северной Азии с юга. Эта теория южного происхождения шаманства нашла себе отражение и во взглядах советских ученых: некоторые из них видели в шаманстве следы влияния буддизма. Напротив, датский исследователь Око Ольмаркс усматривает в шаманстве типично северное явление, порожденное целиком арктической природой, суровым климатом Крайнего Севера, который обусловил разные нервные аномалии, «истероидные реакции» и пр. На их почве только и мог развиться настоящий шаманизм – «большое шаманство», по выражению Оль-маркса. От этого арктического «большого шаманства» Ольмаркс отграничивает «малое шаманство» народов субарктической зоны, которое, по его мнению, является как бы недоразвитой формой.
Таким образом, шаманство представляет собой очень распространенную у всех народов земли форму религии. Однако нельзя отрицать, что эта форма приняла наиболее развитой вид и превратилась в господствующую в одной определенной области – в Северной Азии. У народов Сибири и Севера, притом у народов, стоящих на довольно различных уровнях развития – от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только было повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов.
Далее речь пойдет о Сибирских шаманах.
Древнюю Сибирь заселяли палеоазиатские народы – чукчи, коряки, юкагиры, ительмены, гиляки; тунгусоманьчжурские народы – нанайцы, эвенки, ламуты, ульчи, а также другие народы – ненцы, селькупы, товгийцы, ханты, манси, эскимосы, алтайцы, хакасы, тувинцы, буряты, якуты и др.
Богатейшие традиции шаманизма в Сибири составляют самобытный магический комплекс, пересекающийся с другими культурами лишь отчасти. Возможно, это может показаться странным, но к русской магии в традиционном понимании сибирский шаманизм не имеет практически никакого отношения. Речь идет о старинных, передающихся из поколения в поколение, практиках северных народов Байкала, Забайкалья, Алтая. То есть, о территориях, не испорченных влиянием научного прогресса и тотальной цивилизации. Шаманизм – не только магическое искусство, но и мировоззренческая система, более или менее общая для тюркских народностей и племен Сибири, в которых подобные практики процветают.
В сибирском шаманизме
Из наиболее значимых обитателей высшего
и низшего миров, можно выделить Ульгена
– верховное божество, аналог бога-творца,
и Эрлика – владыку низшего мира, считавшегося,
однако, соучастником сотворения человека.
Интересно, что абаасами – духами,– населены
для шамана все три мира, и со всеми духами
теоретически шаман может взаимодействовать.
Верования тюркских народов Сибири совершенно
свободны от христианского и вообще европейского
влияния, поэтому представления о высшем
и низшем мирах несходны с понятием об
аде и рае. Гораздо ближе этой мировоззренческой
системе комплекс египетских верований,
предполагавших, что после смерти человек
продолжает жить так же, как жил до нее,
но уже в другом измерении.