Шаманизм у народов Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы-попытка найти ответ на следующие вопросы, а именно: что представляет собой шаманизм? кто такой шаман (в частности Сибирский шаман): жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек? когда и в результате чего зародилось данное религиозное течение? какие функции выполняет человек, наделенный шаманским даром? узнать, каково же отношение современных людей к нему – шаманизму.

Содержание работы

Введение 3
1 Определение шаманизма 5
1.1 Предпосылки возникновения шаманизма 6
1.2 Зачатки шаманизма 7
2 Шаманизм у народов Сибири 8
2.1 О шаманском мировоззрении 9
2.2 Избрание шамана 9
2.3 «Путешествие шамана» 10
2.4 Описание костюма и всех шаманских атрибутов 12
2.5 Неошаманы Прибайкалья в XXI веке 13
Заключение 15
Список литературы

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью неошаманизма Прибайкалья конца  ХХ и начала ХХI века стала публичная  демонстрация шаманских "театрализованных" обрядов и проведение новых по своему содержанию обрядов, выполняемых  шаманом за денежное вознаграждение. Кроме традиционных обрядов по улучшению здоровья и возврата души в тело, все чаще люди просят шамана провести обряд для улучшения своего благосостояния, чтобы шла хорошо торговля или бизнес; для карьерного роста, изменения внешности в лучшую сторону, приворота любимого и т.д. Причем с такими просьбами стали обращать не только местные жители, но и люди из европейских городов России и из-за рубежа. Складывается впечатление, что чем дальше находятся от шамана люди, тем более могущественными возможностями наделяют его.

Однако тяга человека ко всему таинственному и неизведанному  привлекает на берега Байкала все  больше желающих лично встретиться  с практикующим шаманом. По словам Валентина  Владимировича Хагдаева, наследственного, практикующего ольхонского шамана в девятом колене бурятского рода Буян, подрода Хагдай: "Трудно сейчас отличить кто настоящий шаман, а кто псевдошаман, целью которого является только извлечение как можно большей прибыли и который стучит себя в грудь больше всех, доказывая, что он великий шаман, забывая о том, что древние шаманы отличались прежде всего скромностью и мудростью, любовью и состраданием к своим ближним". На самом деле «настоящие» шаманы не берут плату за свою работу. Вместо того, чтобы зарабатывать своими способностями, они являются беднейшими из бедных, поскольку кроме того, что они трудятся как и все остальные, живя жизнью крестьян, они дополнительно проводят большое количество времени служа интересам общины.  
В настоящее время шаманы Прибайкалья и Забайкалья объединяются в ассоциации и шаманские конфессии. В Республике Бурятия в 1997 г. зарегистрирована шаманская конфессия "Боо мургэл", объединяющая в настоящее время в своих рядах более 45 шаманов, которые имеют узаконенное государством право заниматься культовой деятельностью в Байкальском регионе.

Шаман сегодня – далеко не тот, что был в прошлом или даже в начале ХХ века. Это вполне современный человек, нередко молодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийся по служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениями шаманских предков, "избранный духами") и выполняет свои шаманские функции по отношению к своим сородичам.

 

Заключение

Мир магии испокон  веков покрывал себя тайной, и сибирский  шаманизм не исключение. Шаманизм представляет собой естественную религию, основанную на практических знаниях, направленную на объединение сознаний. Шаман является своего рода посредником между людьми и духами. Для рода, племени шаман – не просто важный, а один из важнейших людей. К нему придут с любым вопросом, только он может помочь в случаях болезни, неурожая, падежа скота. Основной, практически единственный метод магической деятельности для сибирского шамана – камлание, посредством которого, он переходит в верхний мир или в нижний мир и взаимодействует либо с духами верхнего, либо нижнего мира.

Есть основания предполагать, что в нынешний век тотальной  информационной прозрачности, интерес  к сибирскому шаманизму становится своего рода модой. Именно стремлением  вернуться к истокам, заглянуть в глубины своего сознания, вернуть что-то из утерянного человечеством за века, можно объяснить тот факт, что во всем мире интерес к шаманизму растет. С одной стороны, это позволяет людям прикоснуться к древним магическим практикам, не имеющим аналогов в мире, с другой – создает опасность появления псевдошаманизма и шарлатанства.

Несмотря на обилие литературы о шаманизме, ясного понимания этой формы религии до сих пор еще  не достигнуто. Вопрос нуждается в  дальнейшем и серьезном исследовании. Доказать или опровергнуть существование необычной реальности, подлинности путешествия души шамана в другой мир, несмотря на многочисленные исследования этого феномена, невозможно. Вопрос о существовании души у человека остается открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1 Токарев, С. А. Ранние  формы религии [Текст] / С. А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.: ил. – 100000 экз.

2 Ксенофонтов, Г. В.  Шаманизм. Избранные труды [Текст] / Г. В. Ксенофонтов. – Якутск: «Север-Юг», 1992. – 320 с.

3  Шаманы Сибири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sunhome.ru/magic/11010

4 Неошаманизм. Современный  шаманизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sunhome.ru/magic/13260

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Шаманизм у народов Сибири