Шпаргалка по "Культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Культуре речи"

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy.docx

— 123.09 Кб (Скачать файл)

прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с его солистом. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные: - кинесика (движение  рук, ног, головы, туловища); - направление  взгляда и визуальный контакт; -выражение глаз; - выражение лица; - поза (в частности, локализация, смена  поз относительно словесного  текста); - кожные реакции (покраснение, испарина); - дистанция (расстояние до  собеседника, угол поворота к  нему, персональное пространство); - вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства  их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые): - связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые  паузы и их локализация в  тексте); - не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет  зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).

3. Тактильные (связанные с  прикосновением): - физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный  танец и др.); - такевика (пожатие  руки, хлопание по плечу).

 

  1. Русская речевая культура и ее типы

Различные типы речи, виды красноречия возникали постепенно. Типы речи можно классифицировать согласно тому, к какой сфере деятельности относится оратор и аудитория слушателей. Выделяют от восьми до десяти видов речи.

1. К политическому типу  речи относятся лозунги, призывы, пропагандистские и агитационные  выступления, доклады партийных  руководителей на собраниях, жанры  СМИ.

2. Военный тип общения (или красноречие военных) подразумевает  приказы, призывы, мемуары. К данному  типу речи можно отнести и  письма командующего родственникам  погибших солдат, радиосвязь.

3. Общение дипломатов основывается  на дипломатическом этикете с  соблюдением норм. К этому типу  речи можно отнести переговоры, корреспонденцию. Для данного типа  обязательно умение должного, юридически  верного составления документов, умение сглаживать ситуацию.

4. Деловые встречи, деловая  документация (финансовые отчеты, юридические  акты, планы и программы), телефонные  контакты относятся к деловой  речи.

5. Красноречие университетских  лекторов, профессоров и академиков  встречается на лекциях, семинарах, конференциях. Также используется  при написании творческих работ, исследований, конспектов, при защите  курсовых и дипломных работ.

6. Сфера юриспруденции  и судебного дела включает  в себя тексты различных законов, уставов, кодексов. К данному типу  речи относятся юридические консультации, допрос свидетелей, речь защиты  и обвинения, судебный процесс.

7. Педагогический тип общения  – это различные объяснения, беседы, комментарии учителя, ответы учащихся, сочинения, изложения и эссе как  литературное творчество, этапы  занятия.

8. Тип речи, связанный с  духовной и нравственной стороной  жизни – это различные проповеди, исповеди, молитвы.

9. Повседневное общение  проявляется в разговорах друзей, знакомых, близких, обсуждение интересующей  проблемы родителями и детьми, переписка.

10. Внутренняя речь (или  речь про себя) представляет собой  воспоминания, рассуждения, спор, мечты  и фантазии, мысленное планирование  высказывания.

Данные типы речи требуют осмысления, контроля, что является непосредственно культурой речи. Некоторые типы речи, красноречия складывались в течение многих лет и даже веков. Некоторые типы, например внутренняя речь, появились недавно. Надо отметить, что диалог с собой имеет большое значение в жизни человека, культура внутренней речи, мысленное обращение к своему второму «я» является гарантией успешной внешней речи, т. е. звучания или написания.

 

  1. Культура делового общения. Основные формы делового общения

Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений.

Деловая беседа — межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.

Деловая беседа по телефону — способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение предмета звонка, подведение итогов, выражение признательности, прощание).

Деловые переговоры — обмен мнениями для достижения какой-либо цели, выработки соглашения сторон.

Служебное совещание — один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к де-лам своего подразделения или организации в целом.

Деловая дискуссия — обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.

Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.

Публичная речь — монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)

Деловая переписка — письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо — это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов. Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии.

Также формами делового общения являются Публичные торги и Презентация.

 

  1. Культура делового общения. Законы психологии общения

Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений. Этика делового общения является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами. Их можно объединить в две группы: первая группа — комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло — то есть собственный этический кодекс, с которым человек живёт и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял; вторая группа — те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.

 

  1. Особенности русского речевого этикета. Этикет делового общения

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная. К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, дни рождения, именины, знаменательные даты семьи или её членов, презентация, заключение договора, создание новой организации.По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Вежливость и взаимопонимание. Будьте взаимно вежливы - призывают нас надписи в магазинах. Надо быть вежливым - поучают родители детей… Что это значит - быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы, прежде всего, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Напомним, что этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, Hopмы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный. Вот пришел в кружок паренек, говорит своим приятелям: Здорово, парни! В данном случае он избрал такие знаки речевого поведения, которые ставят его наравне с другими, демонстрируют грубовато-фамильярную тональность общения, так свойственную подросткам, эти знаки говорят окружающим: «Я свой, близкий». Руководителю же кружка, даже и молодому, он не может сказать: Здорово, парень, поскольку в этом случае будут нарушены нормы ролевых отношений, ведь старшему по положению надо отдать знаки внимания, соответствующие старшинству. Не сделав этого, человек проявит невежливость. Значит, невежливость - это такое проявление, когда адресату отводят роль ниже той, которая ему принадлежит в соответствии с его признаками. Следовательно, нарушение норм этикета всегда оборачивается невежливостью, неуважением партнера. Ну, а вежливость? Поскольку это одно из понятий нравственности, обратимся к «Словарю по этике», который определяет вежливость так: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткость, деликатность по отношению к другому. Если с этой точки зрения взглянуть на тот пример, которым мы начали: Здорово, парни! - по отношению к знакомым подросткам со стороны сверстника, - то можно отметить, что в этом приветствии и обращении нет специального отражения уважительности, есть лишь знак вступления в речевой контакт «своего», «равного» при отношениях раскованных, фамильярных. Значит, и особой вежливости здесь нет. Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по. отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив… Ну, а о проявлениях невежливости упомянем ниже. Здесь же сделаем вывод, который нам потребуется в дальнейших рассуждениях: невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.

Конец общения: Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности ещё раз встретиться (Прощайте! Вряд ли ещё увидимся. Не поминайте лихом!)Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку .

Этикет делового человека включает в себя: правила представления и знакомства; нормы обращения;правила организации деловых контактов; правила ведения деловых бесед; требования к внешнему облику, манерам, речи; культуру служебных документов и т.п.

 

  1. Особенности устной публичной (ораторской) речи. Этапы подготовки и проведения выступления

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

 выступающий должен  сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи  и суть вопроса;  он должен  быть убежден в своей правоте  и постараться убедить в ней  слушателя. Очень важно, чтобы лектор  не сомневался в своих ответах;  нужно продемонстрировать личную  заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой  и внимание к аудитории; старайтесь  психологически воздействовать  на публику. Люди должны разделить  ваш творческий поиск, пойти за  вами; необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или  конспекта, чтобы речь звучала  интересно и логично. Но зритель  не должен ощущать этого. Нельзя  стоять все выступление, уткнувшись  в записи. В идеале план должен  быть у вас в голове; правильное  поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид  оратора, так и его культура  речи и тактичность поведения  с возможными оппонентами.К этим  условиям можно причислить хорошее  знание языка и умение пользоваться  этим знанием. Публичное выступление  также допускает чтение по  заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует  неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит  речь произносимая, а не зачитываемая  с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о  цифрах и точных данных, нужно  именно читать по подготовленному  материалу, так как приблизительность  здесь недопустима. Большое значение  при произнесении речи имеют  произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком  быстрой, пестрить слишком сложными  словами или словами на иностранном  языке. Слушатели должны ощущать  внимание с вашей стороны, должна  присутствовать обратная связь  с аудиторией. Следует делать  небольшие паузы и обсуждения  по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при  полном овладении материалом. Речь  выступающего должна быть культурной  вне зависимости от темы. Грамотность  является основой любого публичного  выступления. Отсюда вытекает необходимость  тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление  не должно быть растянутым, а  должно содержать четко обозначенную  мысль, идею автора в развернутом  виде. Неточности, штампы, отсутствие  логики делают самую интересную  тему провальной. Автору можно  посоветовать хорошо продумать  содержание, критически оценить  свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя  не только громкость и ясность  речи, но и умение быстро осмыслить  то, что вам предстоит передать  слушателю.

Информация о работе Шпаргалка по "Культуре речи"