Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:56, шпаргалка
Работа содержит экзаменационные вопросы с ответами по предмету "Культурология"
Билет №1 Методы культурологии.
Методы культурологических исследований зависят от того, какие научные объяснения выбираются для явлений культуры. Методы исследований определяют различные направления культрологии. В настоящее время сталкиваются два разных идеала научного познания и соответственно два разных метода научного познания и соответственно два разных метода научного объяснения – естественно-научный и гуманитарный. Это и есть два типа научного объяснения, или два направления, в культурологии.
Для представителей естественно-научного направления приоритетным является развитие технической культуры. Они исходят из убеждения, что все законы природы можно не только познать, но и поставить на службу человеку. Природу, общество и самого человека можно спроектировать. Подобными идеями в конечном счёте вдохновляются специалисты генной инженерии, проектировщики больших систем. Чаще всего они предлагают как можно быстрей превратить природные объекты в заводы, города, машины для того, чтобы жить в комфорте и изобилии. Многое им удаётся. На наших глазах меняется облик планеты.
Представители гуманитарного направления считают, что на жизнь человека, природы и общества нельзя смотреть с научно-технической позиции. По их мнению, человек и природа суть духовные образования и к ним нельзя подходить с мерками технической культуры. Каждого человека как индивидуальность, общество в целом, а так же природу нельзя спланировать, подчинить, ими невозможно и недопустимо манипулировать. Их необходимо понимать, а не превращать в средства.
На современном этапе большая часть культурологов всё-таки придерживаются гуманитарных культурологических исследований. Однако некоторые исследователи культуры используют естественно-научный подход. Он особенно широко реализуется в социологическом аспекте. В этом случае культура описывается с помощью таких категорий, как «социальные взаимодействия», «социальная динамика», «социальная организация», т.е. терминов, широко известных в социологии.
Для полноты научных исследований можно исследовать кризис той или иной культуры, её распад, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных образований. Следовательно, культуролог использует гуманитарные и естественно-научные методы. Если, например, он прослеживает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то обращается к экономической и социологической наукам. Если же он анализирует изменения в культуре при формировании новых языков и других знаковых систем, то обращается к семиотике и языкознанию. При выявлении новых идей, овладевающих сознанием представителей культуры, он прибегает к психологии и педагогике. Из области естественно-научного знания в культурологии применим метод системного анализа.
Билет №2 Объект и предмет культорологического исследования
Культурология — это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура — общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими. Однако от других гуманитарных наук ее отличает то, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Несмотря на то, что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей — наука гуманитарная.
Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А. Уайта, однако в западной науке это название не прижилось. Так как в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» с просветительской и творческой деятельностью), основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология (синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), структурная антропология (синтез этнографии, психологии и лингвистики) и новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией).
В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось. Современная российская культурология стремится к объединению различных западных направлений и методологий изучения культуры с отечественными традициями исследований просветительских функций культуры, идеями русской философской мысли, концепциями культурно-исторических типов, исследованиями истории быта, мифологии, различных мировоззренческих учений. Исходя из отечественной традиции понимания культурологии определяется и предмет этой науки.
Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит не только в том, чтобы объяснить историко-культурный процесс, но и в том, чтобы прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности становления культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе. Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие:
— анализ культуры как системы культурных феноменов;
— исследование ментального содержания культуры;
— выявление типов связей между элементами культуры;
— исследование типологии культур и культурных
единиц;
— разрешение проблем социокультурной динамики;
— исследование культурных кодов и коммуникаций.
Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли Уайт "Что такое культурология"). Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история...)
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Культурология - наука о множестве культур.
Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах, лингвистика...)
Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами...
Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё - какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.
В культурологии выделяются две ориентации:
одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;
другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей данной культуры.
Билет №3. Структура культурологического знания.
Культурология включает в себя разделы многих гуманитарных наук, изучающих явления культуры со своих позиций. Каждая конкретная наука создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования.
Особый раздел культурологического знания представляет философия культуры. Эта область культурологии посвящена вопросам Классификации, сравнительного анализа различных традиций в философском осмыслении культуры, выявлению наиболее общих принципов подхода к анализу сложных процессов в культуре. Философия культуры является методологией культурологии как самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Однако в культурологии как в научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью исторических фактов.
Другой важный раздел культурологического знания - морфология культуры. Эта область культурологии изучает типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно (культурные традиции, общественные институты). Ряд исследователей считает, что морфология культуры изучает ее составные части, представляющие собой институты культуры: миф, религию, искусство, науку. Этот раздел выявляет источники и факторы развития культуры, стадии ее существования на основе методов сравнения и аналогии.
Еще одна область культурологии – социология культуры. Она собирает, обрабатывает социологическую информацию и занимается эмпирическим исследованием процессов культуры, т. е. изучает реальные процессы функционирования культуры в том или ином конкретном обществе.
Особое место в культурологическом знании занимает история культуры. Она изучает каждую отдельную культуру и сравнивает разные культуры между собой. Факты и ценности истории культуры дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры. Являясь разделом культурологии, история культуры призвана обеспечивать выявление архетипов культуры, в том числе и современной. Процессы культурно-исторического развития интересуют культурологию в той мере, в какой позволяют понять и объяснить современную культуру.
Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является антропология культуры (культурантропология). Эта область изучает конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культурологии принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, социальные и личностные формы. Именно это позволяет выявить культурантропология.
Еще одна составляющая культурологического знания - это экология культуры, выделившаяся в особую область культурологии лишь в современном мире. Ввел в науку этот термин академик Д.С. Лихачев. Экология культуры охватывает все области жизнедеятельности человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальную жизнь человека, но в основном акцентирует внимание на том, что культура постепенно делает своим объектом отношение человека к природе. Задача экологии культуры - поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знания об этих отношениях в систему ценностей культуры.
1
Специфической областью исследования в культурологии являются вопросы художественной культуры. Культурология понимает художественную культуру как
совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности человека, в результате которой создаются произведения искусства и материальные предметы, представляющие собой эстетическую ценность. Эта область культурологии тесно связана с искусствознанием. Однако культурология изучает прежде всего массовые процессы, художественные предпочтения того или иного общества, тогда как искусствознание изучает сами произведения искусства, их виды, особенности. Для
культурологии важно, что произведения искусства, как правило, отражают культурно-историческую ситуацию общества в целом, концентрируя отношение общества к
проблемам нравственности, добру и злу, чести и достоинству, ответственности и виновности.
Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и метода. Ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но культурология уже представляет собой вид знания, переросшего «родительскую опеку» философии. Однако культурология всегда будет связана со многими другими науками, прежде всего с гуманитарными. Еще большее количество наук, включая некоторые естественные, такие как информатика и кибернетика, биология и семиотика, преломляются в культурологических исследованиях. Культурология использует их методы и достижения.
4 билет. Социология культуры как раздел культурологи.
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности.