Шпаргалки по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит экзаменационные вопросы с ответами по предмету "Культурология"

Файлы: 1 файл

печать.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п. Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др. М.Вебер внёс существенный вклад в развитие социологии. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

аффективное — определяется эмоциями;

традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура, рассматривается в социологии как сложное, динамичное, образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Социология культуры — это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня.

Предмет социологии культуры - комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.

Билет № 5 Психология культуры

Фундаментальная культурология

 

Социальная культурология       психологическая культурология       культурная семантика

 

Психология культуры изучает способы интеграции человека в культурные нормы, принципы организации коллективной жизнедеятельности людей.

Способы интеграции:

         Социализация личности

         Инкультурация личности

         Самоидентификация личности

Все они имеют отношение к усвоению человеком культуры.

Социализация – общая система знаний и отношений, распространённых в коллективе. Существуют относительно автономно.

Вторичная социализация – например пребывание на войне, в тюрьме и т.п. когда стандарты не работают.

Инкультурация – процесс, связанный с воспитанием. Ценности связанные не с набором типовых ситуаций, а с традициями. Культурация не требует индивидуальности, эмоциональности.

Самоидентификация (самоопределение) политическая, этническая, региональная и т.д. Требует личного усилия человека. Человек упорядочивает поток информации и относит себя к чему-либо (туда, где чувствует лучше всего). Не имеет финала, продолжается всю жизнь. Требует постоянного внимания со стороны учёных т.к. задействует эмоциональную сторону и исследования носят относительный характер.

Феномены культуры:

1)        Тип солидарности в культуре – конфронтационный. Люди делятся на «мы» и «они», «свои» и «чужие».

2)        Индивидуальные интеграции. Каждый человек, воспринимая информацию, подстраивает её под себя. Творчество – новационная активность. Отклоняющееся (девиальное поведение). Бывает не наносящим ущерба, а бывает – наносящее. (например, криминал)

3)        Потребность в любви (физическая и культурная) Потребность человека реализовать свою индивидуальность в другом человеке. Культурные связи из любовного влечения.

4)        Культура ментальности. Связана с тем, что у человека есть заученные способы реакции на внешний мир (неосознаваемые) – менталитет. Чем выше уровень социализации и культурации, тем больше этих способов реакции.

5)        Повседневность  - отношения строятся не по принципу официальных или деловых, а по принципу симпатии/антипатии.

6)        Психология творчества. Изучение феноменов культуры и их взаимодействия

Билет № 6. Культурная семантика как раздел культурологии

КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА – специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т.д.) рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации – смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак – коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака).

Культурная семантика – один из трех разделов фундаментальной культурологии (кроме нее социальная и психологическая семантики), соприкасается с социолингвистикой и т.п. науками.

В рамки предметной области культурной семантики как междисциплинарной области наук о культуре попадают отношения, связывающие смысл (значение) с реальным предметом, событием, явлением, информацией о к-ром он является; со знаком, фиксирующим данный смысл, выступающим как его опредмеченный коммуникативный аналог; пользователем (индивидуальным или коллективным), к-рый в процессе коммуникации осуществляет означение и понимание данного смысла.

Любое явление носит определенный объем информации

Культурная семантика использует методы филологического анализа.

С одной стороны, культурная семантика рассматривает исторические явления, с другой – обращает внимание на тот контекст культуры, в котором она создавалась. Культурная семантика являет собой представление о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Культурная семантика – дисциплина, изучающая культурные феномены в определенном объекте, отдельные черты, при этом отвлекаясь от значимости, средства и способы коммуникации в культуре.

Культурная семантика связана с сугубо личностными, психологическими отношениями между людьми.

Важную роль играет язык ¬– наиболее функциональная единица обмена информацией. В языке все явления духовного и материального мира, осязаемые, получают своих «символических двойников» (слова, понятия, термины)

- вербальные способы передачи информации

- невербальные способы: пиктограммы, рисунки, схемы (обозначающие смысл понятий, выраженных в определенном графическом символе)

Вещественные символы. Стилистические черты и обозначения материальных предметов могут иметь духовную, символическую основу, например, архитектура, предметы быта, орудия труда, маркировка одежды, национальная маркировка каждой культуры, украшения, символика религиозной сферы.

Символические действия – способы поведения, которые имитируют или изображают любые феномены, явления, объекты социокультурного мира (обряды, ритуалы, худ. творчество – символизируют реальную жизнь).

Языку необходимо взаимодействие «пластов».

Семиотика

I.              Синтаксис (то, как внешним образом сочетаются единицы в языке, как они материально представлены в виде знаков)

II.              Семантика (смысл, те понятия, что заложены в глубине)

III.              Прагматика (то, как люди используют в повседневном общении эту знаковую систему; правила и порядок использования знаков)

Существует 4 уровня исследования (как и у социальной культурологии). Изучаются университетами.

Одновременно с языком мы усваиваем моральные и юридические нормы общения в обществе.

Социально-идентифицирующая символическая система

В каждом обществе есть такие формы символов и знаков, которые носят индивидуальный характер: например, имя – идентификация с помощью имени, богатство/бедность  и т.п.

Массовая культура – явление в городах. Благодаря ей появилась общеязыковая норма (распространенная из газет и средств массовой информации)

Культурно-комулятивная функция коммуникации

Заключается в том, что в языковой сфере накапливания хранится и транслируется социально значимая информация. Задача: сохранить памятники прошлого, культурное наследие (* мемориальная ф-я общества)

Рекламная коммуникация – система распространения объектов (объявлений и т.п., пиар – как внедрить что-то в сознание людей)

Семантические объекты

(как способ решения ранее нерешенных семантических задач)

Семантические объекты обладают чертами той культуры, в которой они сформировались. Семантические объекты действуют, пока они актуальны (стол, стул)

Для удобства исследования можно разделить субкультуру на материальную и духовную, но для культурологии это считается неверным, т.к. тогда мы не узнаем о культуре ничего нового. Каждый объект со временем может накапливать большое количество смыслов.

Семантический уровень исследования культурных объектов можно выделить уже в работах представителей раннего эволюционизма – Спенсер, Морган, Таилор.

Билет № 7. Особенности сферы изучения прикладной культурологии.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую  функцию и модальность человеческого бытия.

Прикладная культурология.

Идёт с целями необходимыми разрешения и выявления людям выполнения процессов.

Методы контроля – это задача государства.

Проявляется это в образовании, просвещении.

Цель : выявить культурологические знания

Культура охватывает все, что сделано людьми, но с другой стороны не всё (к примеру, в прикладной)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность концепций, методологических  принципов, методов и познавательных процедур культурология, знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение опр. практич. эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практич. использование рез-тов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, к-рые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленч. деятельности, а также программирование и планирование конкр. сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразоват., в частности управленч., мер. Все это делает неотъемлемым компонентом К.п. (помимо теорий и познават. принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкр. программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практич. работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологич. знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практич. решениям, к-рые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (напр., экон., политологич., социол., психол.) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познават. деятельности, а практич. рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионально отраслевого использования, то для культурологич. подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его истор. динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологич. проектов и предложений в рамках, напр., таких отраслей практики, как полит, управление, хоз. деятельность, социальная или нац. политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практич. деятельности требует перехода специалистов и управленч. работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их проф. проблемы, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Информация о работе Шпаргалки по "Культурологии"