Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 15:32, реферат
Икона –это живописное, иногда рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
Однако икона – не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
Вторая проходит по округлениям ниже стоящих
крыльев и по вырезам воротов одежд. Эти
две волны образуют ритмический ряд падений
и подъемов, построенный так, что подъему
первой волны (нимбу) соответствует падение
второй волны (вырезка ворота).
Ритмическая характеристика дается каждому
ангелу, символизирующему одно из лиц
Троицы. Ниспадающие по вертикалям складки
одежды левого ангела ритмом своих линий
рисуют спокойный, женственный, лирический
облик этого ангела (Сын). Складки перекинутого
через плечо гиматия на фигуре центрального
ангела образуют четкий, крепкий рисунок,
в котором преобладают формы треугольника,
характеризуя эпически-спокойный, мужественный
и властный образ (Отец). Наконец, складки
на одежде правой фигуры, расположенные
по диагоналям и сталкивающиеся в острые
стыки линий, подчеркивают мелодией линий
порывность и драматизм ангела, символизирующего
третье лицо Троицы (Дух).
Световые "пробела" на одеждах ангелов
указывают на объемную трактовку изобразительной
формы, а "обратная" перспектива -
на пространственные решения. Смотря на
эту "лепку", удивляешься, каким образом
могло сложиться убеждение в будто бы
плоскостной форме в иконописи.
Колорит рублевской иконы
изумителен по своей гармоничности. В
"Троице" нет насыщенных цветов. Живописец
в своей тональной гамме избегал звонких
цветов. Цветовой покров искрится сложными
нюансами. Тонко построенный цветовой
контрапункт по своей тональной гамме
ставит это произведение древнерусского
искусства в ряд лучших колористических
образцов мировой живописи. Гамма основана
на цвете, а не на световых эффектах. Свет
отсутствует в иконописи, ибо, олицетворяя
изменчивое и неуловимое, свет воплощает
преходящее. Между тем события, изображаемые
в иконах, рассматриваются sub specie aeternitatis.
Пока глаз был нечувствителен к восприятию
ритма, в иконописи видели искусство плоскостное
и статическое. Когда на древнюю икону
взглянули как на ритмическую композицию,
она предстала как особый род искусства,
соотносимый скорей с музыкальными и поэтическими
произведениями, нежели с иллюзионистической
живописью. Структура иконописи поэтична,
в противовес прозаической форме натуралистической
живописи. Иконописец воспринимал мир
в ритме и мелодии и ощущал в мире певучую
гармонию.
Ритм являлся формирующим фактором композиции.
Из ритмического зерна вырастал художественный
организм, преисполненный необычайной
стройности. Проблемы пространства, объема,
движения, которые стояли перед западноевропейской
живописью Ренессанса, решались в то же
самое время, а в некоторых случаях опережая
Запад, и русской живописью. Но на Западе
эти проблемы получили реалистическую
трактовку в перспективных и иллюзионистических
построениях пространства и объема. Иконописец
же их решал в ритмическом строе композиции.
Реализм иконописи того же порядка, как
реализм метрико-ритмической речи в стихе
и мелодико-гармонических звуков в музыке.
Объем иконописец создает не иллюзионистической
лепкой формы "под скульптуру", а
выражает его "музыкально" ритмом
линий. Пространство решает иконописец
не линейной перспективой и светотенью,
а ритмически, воплощая его в структуре
имитационного строя. Движение в живописи
доступно лишь как иллюзия. Ритмом создается
подлинное видение движения.
Через ритм проблема пространства и времени
получает единое выражение как отношение
частей изобразительной формы. Отдельная
изобразительная деталь композиции становится
лишь некой "переменной", функционально
зависимой от иных частей композиции.
Именно таково понятие интервалов
в музыке, как отношений между высотой
звуков.
Что касается вопроса, сознательно ли
создавалась подобная композиция, то,
имея в виду традицию, существовавшую
веками, и передачу художественных приемов
из поколения в поколение, надо ответить
на поставленный вопрос утвердительно.
Качество отдельных произведений выдающихся
мастеров, как Феофан Грек, Андрей Рублев,
Дионисий, можно объяснить исключительным
дарованием и наличием у них тонкой творческой
интуиции.
Но самые композиционные приемы воспринимались и воссоздавались вполне сознательно. Об этом говорят тексты "иконописных подлинников". Если бы весь творческий процесс был плодом интуиции, то не могли бы появиться столь подробные описания, как надо компоновать икону, которые имеются в "иконописных подлинниках".
3. ЭСТЕТИКА ИКОНОПИСИ.
От символики древнерусской иконописи
теперь перейдем к ее эстетике - к тому
внутреннему миру человеческих чувств
и настроений, который связывается с восприятием
этого солнечного откровения. Поскольку
символика тесно связана с эстетикой.
Не один только потусторонний мир Божественной
славы нашел себе место в древнерусской
иконописи. В ней мы находим живое, действенное
соприкосновение двух миров, двух планов
существования. С одной стороны - потусторонний
вечный покой, с другой стороны страждущее,
греховное, хаотическое, но стремящееся
к успокоению в Боге существование - мир
ищущий, но еще не нашедший Бога.
Мы имеем здесь необычайно многообразную
и сложную гамму душевных переживаний,
где солнечная лирика переплетается с
мотивом величайшей в мире скорби - с драмою
встречи двух миров.
Эта радость сбывается в зачатии пресвятой
Богородицы. Замечательно, что наше иконописное
искусство всегда глубоко символично,
когда приходится изображать потустороннее
и проникается реализмом в изображении
реального мира. В старинных иконах "Рождества
Пресвятой Богородицы" можно видеть,
как Иоаким и Анна ласкают новорожденного
младенца, и белые голуби слетаются смотреть
на семейную радость. В некоторых иконах
за ними изображается двуспальное ложе,
а возвышающийся над ложем храм освящает
супружескую радость своим благословением.
Как бы ни было прекрасно и светло это
явление земной любви, все-таки оно не
доводит до предельной высоты солнечного
откровения. За подъемом неизбежно следует
спуск. Чтобы освободить земной мир от
плена и поднять его до неба приходится
порвать эту цепь подъемов и спусков. От
земной любви требуется величайшая из
жертв: она должна сама принести себя в
жертву.
Подъем земной любви навстречу запредельному
откровению здесь неизбежно готовит трагическое
столкновение ее с иной, высшей любовью:
ибо эта высшая любовь так же исключительна,
как и земная любовь: она тоже хочет владеть
человеком всецело без остатка.
Иконописец усматривает зарождение этой
драмы в самом начале Евангельского благовествования,
тотчас вслед за появлением первого весеннего
луча Благовещения. Драма происходит в
душе Иосифа - мужа Марии.
Эта иконопись, воcпевшая
счастье Иоакима и Анны, тонко воспроизвела,
что в душе праведного Иосифа живет все
то же человеческое понимание любви и
счастья, усугубленное ветхозаветным
миропониманием, считавшим бесплодие
за бесчестие. Тайна зарождения "от
Духа Свята и Марии Девы" в рамки этого
понимания не умещается, а для ветхозаветного
миропонимания - это катастрофа, невообразимый
переворот, космический и нравственный
в одно и то же время. Как же вынести простой,
бесхитростной человеческой душе Иосифа
тяжесть столь безмерного испытания? В
стране, где за бесплодие выгоняют из храма,
голос с неба призывает его быть блюстителем
девства, обрученной ему Марии. Русский
иконописец, у которого оба эти мотива
присутствуют на одной и той же иконе прекрасно
передает, какая буря чувств человеческих
рождается в этом столкновении Нового
Завета с Ветхим.
И может быть, самая трогательная, самая
привлекательная черта тех иконописных
изображений, где выразилось это понимание
мира, заключается в любовном, глубоко
христианском отношении к тому несчастному,
который бессилен подняться духом над
плоскостью здешнего.
На иконах, изображающих рождение Христа,
Богоматерь смотрит не на младенца в яслях.
Ее взгляд, полный глубокого сострадания,
устремлен сверху вниз на Иосифа. В той
жертве, которая требуется от Иосифа, есть
предвкушение совершенной жертвы: в ней
уже чувствуется зарождающееся в человеке
горение ко кресту и пригвождение к нему
всех своих помыслов. Иконописец изображает,
как выстрадана та радость о спасении,
которая совпадает с радостью человека
о близости его земного конца. Он передает
ту глубину скорби, которая заставляет
принимать этот конец как избавление.
Эта скорбь - то самое горение ко кресту,
которое зажигает сердца и тем самым готовит
их к смирению.
Таково откровение двух миров в древнерусской иконописи. Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором великая радость сочетается с глубокой душевной болью. Понять, что мы имели в древней иконописи, - значит почувствовать, что мы в ней утратили.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Икона в Древней Руси играла значительную
роль. Именно при посредстве икон, привозимых
из Византии, знакомилась на первых порах
Русь с основными нормами и канонами христианской
живописи. Подавляющее число храмов строилось
не из камня, а из дерева, поэтому в них
не было ни мозаик, ни фресковых росписей,
и все необходимые дата православного
храма изображения исполнялись как иконы.
Сосредоточенное предстояние перед иконой
- моленным образом в храме, монашеской
келье или личной домашней молельне было
исключительно важным в русском Православии.
Древнюю Русь можно было бы назвать страной
икон, подобно тому, как Сербию и славянскую
Македонию называют страной фресок.
Иконопись Древней Руси имела свои отличительные
особенности. Большие, просторные русские
храмы, строившиеся по заказам князей,
царей и церковных иерархов для многолюдных
общин, нуждались в особой четкости живописных
изображений. Поэтому уже самые ранние
русские иконы отличаются выразительностью
силуэта и ясностью сочетаний больших
цветовых плоскостей.
С конца XIV в. на Руси утверждается обычай
помещать в храме высокий многоярусный
иконостас. Поскольку русские храмы и
в этот период были, как правило, значительно
больших размеров, чем храмы Византии
и других стран православного мира, то
русские иконостасы оказались более крупными:
в них входило больше ярусов, а в каждый
ярус - больше икон. В результате в русской
иконописи возрастает обобщение форм,
роль силуэта, ритм контуров и цветовых
пятен, благодаря чему весь ансамбль иконостаса
приобретает композиционную цельность.
А это, в свою очередь, определяет художественную
структуру каждой отдельной иконы.
Относительно рано начали формироваться
своеобразные оттенки русской религиозности
с ее особым интересом к теме преодоления
страданий, надежды на спасение для грядущей
вечной жизни и райского блаженства. Задумчивые
лики ангелов из русских икон XII в. предвосхищают
образы икон Андрея Рублева, их безмятежную
красоте и кроткую добросердечность. Вместе
с тем в древнерусской иконописи отразились
и многие народные верования. Святые в
русских иконах нередко наделены той особой
силой выразительности, в которой христианская
духовность ярко показывает и власть святых
над космическими силами природы.
Образы русских икон обладают большей открытостью и непосредственностью в отличие от утонченного интеллектуализма византийского искусства, сильнее использовавшего эллинистическую традицию и более дистанцированного от сферы повседневных переживаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Любимов Л.Д. Искусство древней Руси.
- М.: Просвещение, 1974. С. 212.
2 Барская Н.А. Сюжеты и
образы древнерусской
3 Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М.: Изобразительное искусство, 1978. С. 33.
4 Трубецкой Е. Два мира
в древнерусской иконописи. //Философия
русского религиозного
5 Тарабукин Н.М. Смысл иконы. - М., 1999. С. 178.
6 Гусева Э.К. А. Рублев. Из
собрания Третьяковской
7 Тарабукин Н.М. Смысл иконы. - М., 1999. С. 180.