Символизм христианского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 15:27, реферат

Описание работы

Общеизвестно, что не всегда есть возможность все объяснить вербально - перед тем, как начать диалог, собеседники должны договориться об однозначности используемой терминологии. Проблема символов и терминов всегда стояла перед человечеством. Без единого словаря невозможно развитие ни одной области человеческой деятельности.
У каждого термина есть своя история, уходящая вглубь веков. Для христианства взаимосвязь символа и образа (англ. «image» – образ) была онтологически неразрывна.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........3

Символ………………………………………………………………..5
1.1 Понятие символа…………………………………………………….5
1.2 Символы в христианстве…………………………………………....6
1.3 Язык христианских символов………………………………………7
2 Символизм христианского искусства………………………………..19
3. Виды церковного искусства: их символизм………………………..20
3.1 Архитектура…………………………………………………………20
3.2 Иконография…………………………………………………………21
3.3 Церковная музыка…………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………....27

Файлы: 1 файл

Реф по МХК.docx

— 269.88 Кб (Скачать файл)

     Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента.  К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке, а также  крестообразная монограмма Христа в виде виноградной лозы.

           С самим Спасителем связано изображение монограммы, состоящей из начальных букв Х и Р. Она получила большое распространение, начиная с апостольских времен. Греческое название монограммы crisma ("помазание, миропомазание") может переводиться как "печать".

Монограмма имени Христа в окружении виноградных лоз (саркофаг VI века).

Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.  По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8; см. также Откр.22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго»  (Откр.7:2). Форма монограммы видоизменялась со временем. Наиболее распространенный вариант усложнился в раннеконстантиновское время:  (около 335 г.)  - «исчезла» буква Х. Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшалась пальмовыми ветвями или лавровым венком (античные символы славы). Соединение греческих букв с Его Именем подчеркивало "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Такое изображение наносилось на монете императора Константина II в 317-361 годах. 
        Дополнительной ссылкой  на Имя  Христа могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени: Christos - ikhthus, "рыба".

 Помимо простого анаграммного  сходства, это слово приобретало  и дополнительную символическую  нагрузку. В христианстве «рыба» стала сжатой формулой Символа Веры. Греческое слово ΙΧΘΥΣ (рыба), состоящее из пяти букв, представляет собой аббревиатуру фразы «Ίησούς Χριστός Θεού Ύιός Σοτήρ», что значит: « Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Поэтому неудивительно, что этот символ встречался повсеместно, о чем говорит Климент Александрийский: «Наша печать должна быть украшена голубкой, или рыбой, или парусником, или лирой, или якорем…» («Педагог» III, 11, 59, 2).  В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью.

    Бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков", а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода".  Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами, трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении , которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?". По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом.     

    Изображение Имени Христа - постоянный мотив христианского искусства:

Ихтис (др.- греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

      Все символические изображения христиан - тайнопись: за известными формами букв алфавита и других изображений скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста. 
       К таким же образам относится и изображение якоря - символа христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям. В раннехристианской символике нередко сливаются изображения креста и якоря.

Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20). 
       Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста:

 Во многих древних  культурах корабль - символ человеческой  жизни, плывущей к неизбежной  пристани - смерти. Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространенная метафора. Всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом. 
         Наиболее распространенный в символике – образ Христа - Доброго Пастыря.

Добрый пастырь (Катакомбы святого Каллиста, Рим)

          Добрый Пастырь - символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя (Ин.10:11-16). Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках. По причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес, Орфей), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца - тайного христианина. В условиях гонения образ выражал идею покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божия. Источник этого образа - евангельская притча, где Христос Себя так называет. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения и упования, надежды.

 Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах; Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Изображение Агнца на плечах Доброго Пастыря символизирует божественную радость о пропавшей овце - кающемся грешнике. В Евангелии от Луки раскрывается пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных". В этих словах - тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец", к людям. Овца есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. 
          С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира»  (Ин.1:29).

Агнец Божий (мозаика базилики Сан-Витале, Равенна)

               Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец … будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии. 
       

  

 
    Доктрина, согласно которой Бог един, но проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух – была обоснована Августином Блаженным в его трактате "О Троице". Отсутствие этой темы в древнехристианском и раннесредневековом религиозном искусстве объясняется, вероятно, нежеланием натуралистично изображать первое лицо Троицы, которое, будучи невидимым, было непознаваемым. Троица, таким образом, могла изображаться в виде идеограммы – например, трех соединенных кругов. Бог-Отец первоначально изображался в виде символического ока или руки, простирающейся из облака, возможно, держащей корону. Святой Дух наиболее часто символизировался голубем. Символом Троицы является также обращенный вверх вершиной треугольник с "оком Божьим".

 Среди прочих символов катакомбной живописи выделяют:

  • голубь — символ Святого Духа;

  • феникс — символ воскресения;

  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя»  (Пс.102:5));

  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);

  • агнец — символ Иисуса Христа;

  • лев — символ силы и могущества;

  • оливковая ветвь — символ вечного мира;

  • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);

  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

 2. Символизм христианского искусства.

   Символизм наиболее полно реализовался в церковном культе, изучению которого много внимания уделяли византийские толкователи богослужения. Св. Кирилл Иерусалимский (IV-V в.), Св. патриарх Герман (VIII в.), архиепископ Св. Симеон Солунский (V в.) и другие. Все элементы богослужения и предметы культа, для них - не только изображения, но и «реальные явления горнего мира на уровне нашего бытия».

      Современный историк В.В.Бычков у христианских апологетов первых веков выделил три типа образов: миметические (подражательные, зеркальные, предметно-пластические), символико – аллегорические и знаковые, отличающиеся друг от друга характером отношения к объекту отражения.

       Миметические образы "по виду и очератаниям" близки к оригиналу. Апологеты связывали их, прежде всего с живописными и скульптурными изображениями. В таких образах, по представлению некоторых из них, невозможно передать духовное содержание. Религиозно-нравственной разновидностью миметического образа явился Образ – Подобие, понятый в общем как путь нравственного совершенствования человека и одновременно его восхождения по ступеням познания. В нем выразилась гносеологическая сторона образа. 
     Знаковый образ служил предзнаменованием каких-то важных грядущих событий сакрального характера. Поэтому он обычно наделялся чудесными свойствами и мистическим значением. 
     Символико - аллегорический образ имел гносеологическое и онтологическое значение.

Синтез формально-логического и образно-пластического мышления в христианстве осуществился через символический образ. А.Ф.Лосев, характеризовавший свою метафизическую позицию как символизм, то есть "учение о явлениях и твердых очертаниях апофатической сущности", видел ценность символизма в том, что он спасает и от субъективистического иллюзионизма и от слепого обожествления материи. 
   Символ может быть передаваем несколькими способами: а) в знаковой форме,  когда оно доступно только посвященным (например, крестное знамение) б) в образной форме, доступной  всем людям и реализуемой в искусстве (например, иконы, церковное пение) в) когда символ не только обозначает, но и являет собою означаемое (например, миропомазание).

3. Виды церковного искусства: их символизм.

 3.1  Зримое воплощение церковного символизма – православный храм. Он представляет собой «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов», сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Символика христианского храма раскрылась постепенно. Ветхозаветная скиния, прообраз нашего храма, воплощала в устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, показанному Моисею на горе Синай. Бог дал не только общий ее план, но и определил все ее устройство.

Основная тема, определяющая всю символику храма, это сближение человеческого и божественного, это движение к будущему Царству Божию, горнему Иерусалиму. В храме верующий оказывается причастным к искупительной жертве Спасителя и, пройдя своим крестным путем, может достичь Царства Небесного. В храме же открывается и смысл этой жертвы: преображение человека и мира, павшего по его вине. Храм – осуществленное примирение человека, вверяющего себя Богу, с Богом, принесшим за человека искупительную жертву. «Художественно-эстетическая сторона церковного искусства есть эффективное средство возведения участников богослужения от мира дольнего к горнему», - Павел Флоренский.3

Информация о работе Символизм христианского искусства