Виноградная лоза - евангельский
образ Христа, единого источника жизни
для человека, которую Он подает через
причастие. Символ лозы имеет также значение
Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди,
которые нередко клюют птицы, суть символ
Причащения - способа жизни во Христе.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ
земли обетованной, в Новом - рая; в этом
значении лоза еще долго используется
в качестве декоративного элемента. К символике винограда
относятся также изображения чаш и бочек,
используемых при его уборке, а также
крестообразная монограмма Христа в виде
виноградной лозы.
С самим Спасителем связано изображение
монограммы, состоящей из начальных букв
Х и Р. Она получила большое распространение,
начиная с апостольских времен. Греческое
название монограммы crisma ("помазание,
миропомазание") может переводиться
как "печать".
Монограмма
имени Христа в окружении виноградных
лоз (саркофаг VI века).
Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа,
которая состоит из двух начальных греческих
букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) —
Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.
По краям монограммы помещают греческие
буквы Α и ω. Такое употребление этих букв
восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец,
говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель»
(Откр.1:8; см. также Откр.22:13). Хризма получила
широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно,
восходит к апостольским временам. Возможно,
что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога
живаго» (Откр.7:2). Форма монограммы видоизменялась со
временем. Наиболее распространенный
вариант усложнился в раннеконстантиновское
время: (около 335 г.) - «исчезла» буква
Х. Такая форма имела большое распространение
на востоке, особенно в Египте. Нередко
она украшалась пальмовыми ветвями или
лавровым венком (античные символы славы).
Соединение греческих букв с Его Именем
подчеркивало "...Его собезначальное
бытие со Отцем, Его отношение к миру, как
первоисточника всего и конечной цели
всякого бытия". Такое изображение наносилось
на монете императора Константина II в
317-361 годах.
Дополнительной
ссылкой на Имя Христа могла служить
надпись, которая была шифрограммой Его
имени: Christos - ikhthus, "рыба".
Помимо простого анаграммного
сходства, это слово приобретало
и дополнительную символическую
нагрузку. В христианстве «рыба» стала сжатой формулой
Символа Веры. Греческое слово ΙΧΘΥΣ (рыба),
состоящее из пяти букв, представляет
собой аббревиатуру фразы «Ίησούς Χριστός
Θεού Ύιός Σοτήρ», что значит: « Иисус Христос,
Сын Божий, Спаситель». Поэтому неудивительно,
что этот символ встречался повсеместно,
о чем говорит Климент Александрийский:
«Наша печать должна быть украшена голубкой,
или рыбой, или парусником, или лирой, или
якорем…» («Педагог» III, 11, 59, 2). В Новом Завете символика
рыбы связывается с проповедью.
Бывших рыбаков, а после апостолов,
Христос называет "ловцами человеков",
а Царствие Небесное уподобляет "неводу,
закинутому в море и захватившего рыб
всякого рода". Евхаристическое
значение рыбы связывается с прообразовательными
евангельскими трапезами: насыщением
народа в пустыне хлебами и рыбами, трапезой
Христа и апостолов на Тивериадском озере
по Воскресении , которая нередко изображается
в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.
В Писании Христос говорит: "Есть ли
между вами такой человек, который, когда
сын его попросит у него хлеба, подал бы
ему камень? И когда попросит рыбы, подал
бы ему змею?". По мысли толкователей
образ рыбы относится ко Христу как истинному
Хлебу Жизни, в противоположность змее,
которая символизирует диавола. Изображение
рыбы нередко сочетается с изображением
корзины с хлебами и вином, и таким образом
символ рыбы связывается с Самим Христом.
Изображение Имени Христа
- постоянный мотив христианского искусства:
Ихтис (др.- греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма)
имени Иисуса Христа, состоящий
из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς
Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий
Спаситель) то есть выражает в краткой
форме исповедание христианской веры.
Все
символические изображения христиан -
тайнопись: за известными формами букв
алфавита и других изображений скрывается
образ Распятия Воплотившегося Бога и
возможность для человека измениться
через приобщение к тайне Креста.
К таким же образам
относится и изображение якоря - символа
христианской надежды на будущее Воскресение,
как говорит о том апостол Павел в послании
к Евреям. В раннехристианской символике
нередко сливаются изображения креста
и якоря.
Данный образ присутствует уже в Послании к
Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20).
Другой распространенный
символ - корабль, который также нередко
включает образ Креста:
Во многих древних
культурах корабль - символ человеческой
жизни, плывущей к неизбежной
пристани - смерти. Но в христианстве корабль
ассоциируется с Церковью. Церковь как
корабль, ведомый Христом, - распространенная
метафора. Всякий христианин тоже может
уподобляться кораблику, следующему за
кораблем-Церковью. В христианских изображениях
корабля, несущегося по волнам житейского
моря под знаком креста и направляющегося
ко Христу, адекватно выражен образ христианской
жизни, плод которой - обретение вечной
жизни в единении с Богом.
Наиболее распространенный
в символике – образ Христа - Доброго Пастыря.
Добрый пастырь (Катакомбы
святого Каллиста, Рим)
Добрый Пастырь - символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное
из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей
роли учителя (Ин.10:11-16). Первые известные
изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду
относится его изображение в римских катакомбах
(деталь росписи крипты Луцины в катакомбах
святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал,
что видел изображение Доброго Пастыря
на чашах для причастия и светильниках. По причине схожести
с изображениями языческих божеств (Гермес, Орфей), он был безопасен
в годы гонений, поскольку не содержал
очевидной христианской тематики и не
мог выдать владельца - тайного христианина.
В условиях гонения образ выражал идею
покровительства избранным и прообразом
грядущего Царства Божия. Источник этого образа - евангельская
притча, где Христос Себя так называет.
Христос-Пастырь изображается в виде античного
пастуха, одетого в хитон, в пастушеских
зашнурованных сандалиях, нередко с посохом
и сосудом для молока; в руках он может
держать тростниковую флейту. Сосуд для
молока символизирует Причастие; жезл
- власть; флейта - сладость Его учения
и упования, надежды.
Художественными прототипами
образа могли послужить античные изображения
пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком
на плечах; Меркурия с барашком у ног -
образ Богообщения. Изображение Агнца
на плечах Доброго Пастыря символизирует
божественную радость о пропавшей овце
- кающемся грешнике. В Евангелии от Луки
раскрывается пророчество Исайи: "Агнцев
будет брать на руки и носить на груди
своей, и водить дойных". В этих словах
- тайна искупления мира во Христе, отношения
Бога, "полагающего жизнь свою за овец",
к людям. Овца есть образ падшей человеческой
природы, воспринятой Богом и возведенной
Им к Божественному достоинству.
С образом
Доброго Пастыря в раннехристианском
искусстве соседствует образ Агнца - символическим
изображением Иисуса Христа и представляет
собой ветхозаветный прообраз его крестной
жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение
Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев). В Новом
Завете Иоанн Креститель называет Иисуса
Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который
берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29).
Агнец Божий (мозаика базилики Сан-Витале, Равенна)
Агнец
- Христос нередко изображается с принадлежностями
пастуха, что буквально следует словам
Откровения "Агнец … будет пасти их
и водить их на живые источники вод"
(Откр 7:17). Агнец есть евхаристический
образ, и в христианской иконографии он
нередко изображается на дне литургических
сосудов. Агнцем называется в современной
литургической практике и часть просфоры,
освящаемая в Евхаристии.
Доктрина, согласно которой Бог един,
но проявляется в трех лицах – Отец, Сын
и Святой Дух – была обоснована Августином
Блаженным в его трактате "О Троице".
Отсутствие этой темы в древнехристианском
и раннесредневековом религиозном искусстве
объясняется, вероятно, нежеланием натуралистично
изображать первое лицо Троицы, которое,
будучи невидимым, было непознаваемым.
Троица, таким образом, могла изображаться
в виде идеограммы – например, трех соединенных
кругов. Бог-Отец первоначально изображался
в виде символического ока или руки, простирающейся
из облака, возможно, держащей корону.
Святой Дух наиболее часто символизировался
голубем. Символом Троицы является также
обращенный вверх вершиной треугольник
с "оком Божьим".
Среди прочих символов катакомбной
живописи выделяют:
голубь — символ Святого Духа;
феникс — символ воскресения;
орёл — символ юности
(«обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5));
павлин — символ бессмертия
(по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
петух — символ воскресения
(крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
агнец — символ Иисуса
Христа;
лев — символ силы
и могущества;
оливковая ветвь — символ вечного
мира;
лилия — символ чистоты
(распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
виноградная
лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.
2. Символизм христианского
искусства.
Символизм наиболее полно реализовался
в церковном культе, изучению которого
много внимания уделяли византийские
толкователи богослужения. Св. Кирилл
Иерусалимский (IV-V в.), Св. патриарх Герман
(VIII в.), архиепископ Св. Симеон Солунский
(V в.) и другие. Все элементы богослужения
и предметы культа, для них - не только
изображения, но и «реальные явления горнего
мира на уровне нашего бытия».
Современный историк
В.В.Бычков у христианских апологетов
первых веков выделил три типа образов:
миметические (подражательные, зеркальные,
предметно-пластические), символико –
аллегорические и знаковые, отличающиеся
друг от друга характером отношения к
объекту отражения.
Миметические образы
"по виду и очератаниям" близки к
оригиналу. Апологеты связывали их, прежде
всего с живописными и скульптурными изображениями.
В таких образах, по представлению некоторых
из них, невозможно передать духовное
содержание. Религиозно-нравственной
разновидностью миметического образа
явился Образ – Подобие, понятый в общем
как путь нравственного совершенствования
человека и одновременно его восхождения
по ступеням познания. В нем выразилась
гносеологическая сторона образа.
Знаковый образ служил предзнаменованием
каких-то важных грядущих событий сакрального
характера. Поэтому он обычно наделялся
чудесными свойствами и мистическим значением.
Символико - аллегорический образ имел
гносеологическое и онтологическое значение.
Синтез формально-логического и образно-пластического
мышления в христианстве осуществился
через символический образ. А.Ф.Лосев,
характеризовавший свою метафизическую
позицию как символизм, то есть "учение
о явлениях и твердых очертаниях апофатической
сущности", видел ценность символизма
в том, что он спасает и от субъективистического
иллюзионизма и от слепого обожествления
материи.
Символ может быть передаваем несколькими
способами: а) в знаковой форме, когда
оно доступно только посвященным (например,
крестное знамение) б) в образной форме,
доступной всем людям и реализуемой
в искусстве (например, иконы, церковное
пение) в) когда символ не только обозначает,
но и являет собою означаемое (например,
миропомазание).
3. Виды церковного искусства:
их символизм.
3.1 Зримое воплощение
церковного символизма – православный
храм. Он представляет собой «открытую»,
осознанную, продуманную систему смыслов»,
сложный, неисчерпаемый в своей обозримости
символ. Расположение храма, его архитектура,
убранство, система росписи символически
выражают то, что непосредственно изобразить
невозможно. Символика христианского
храма раскрылась постепенно. Ветхозаветная
скиния, прообраз нашего храма, воплощала
в устройстве идею всего мира. Она была
построена по образу, показанному Моисею
на горе Синай. Бог дал не только общий
ее план, но и определил все ее устройство.
Основная тема, определяющая всю символику
храма, это сближение человеческого и
божественного, это движение к будущему
Царству Божию, горнему Иерусалиму. В храме
верующий оказывается причастным к искупительной
жертве Спасителя и, пройдя своим крестным
путем, может достичь Царства Небесного.
В храме же открывается и смысл этой жертвы:
преображение человека и мира, павшего
по его вине. Храм – осуществленное примирение
человека, вверяющего себя Богу, с Богом,
принесшим за человека искупительную
жертву. «Художественно-эстетическая
сторона церковного искусства есть эффективное
средство возведения участников богослужения
от мира дольнего к горнему», - Павел Флоренский.3