Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:32, реферат
Основной целью данной работы является ознакомление с традиционной религией Японии – синтоизмом. Для достижения поставленной задачи стоит изучить историческое взаимодействие синтоизма с другими религиями, его современное отношение к другим религиям, возможные типы синтоизма. Узнать, что представляют собой духи-хранители ками, и ознакомиться с основными категориями синтоизма. Так же в данной работе будут изучены особенности традиционных синтоинских храмов: взаимоотношения природы и храмов, их архитектуру, богослужения – храмовое и домашнее, ознакомиться с ритуалам и церемониальной одеждой.
Кроме традиционных приношений, могут быть сделаны приношения от Ассоциации синтоистских храмов, а если этот храм очень знаменит и каким-то образом связан с императорской семьей, поступают приношения и от императорского двора. Они доставляются в храм специальным посланцем, и главный священник преподносит их ками в первую очередь, путем более сложного обряда. После того как приношения сделаны, доставивший их посланец читает молитву, при этом все верующие склоняются в почтительном поклоне. Иногда несколько жрецов, специально приглашенных танцоров или молодых девушек-помощниц исполняют ритуальный танец (кагура). Вслед за этим главный священник, а за ним и отдельные прихожане, начиная с самых уважаемых, выходят вперед и кладут на центральную подставку символические приношения, обычно ветку священного сакаки, дважды кланяются, два раза хлопают в ладоши, затем еще раз почтительно кланяются и возвращаются на свои места. В случаях, когда прихожан много, один человек может действовать как представитель большой группы людей. Тогда те, кого он представляет, оставаясь на своих местах, кланяются, а после того, как ветка сакаки кладется на подставку, кланяются дважды, два раза ударяют в ладоши и одновременно делают глубокий поклон. После этого священники уносят приношения, и, пока все склонены в почтительном поклоне, главный священник закрывает двери во внутреннее святилище; его действия вновь сопровождаются необычным низким звуком. Затем священники и все, кто принимал участие в богослужении, выходят из храма, и церемония заканчивается. Прихожане устраивают символический пир, отпивая немного священного вина, а священники и служители храма удаляются в особое место, где тоже устраивают ритуальный пир (наорай). В некоторых случаях используемая в качестве приношения пища делится между членами общины; но чаще ее съедают священники и члены их семей. Когда приносят много рисовых лепешек (моти), некоторую их часть спустя несколько дней раздают прихожанам.
Одежда священников создана по образцам нарядов придворных периода Хэйан, она не несет какого-то символического значения и не предназначается для того, чтобы отличать духовных лиц от мирян. Если миряне участвуют в проведении ритуалов, выступая официальными представителями храма, они также одеваются как священники. Согласно древней традиции, цвет и фасон одежды указывают на сословную принадлежность и ранг облаченного в нее человека.
Самое простое одеяние священника состоит из кимоно, хакама, накидки до колен с широкими рукавами, головного убора и туфель. Кимоно, как правило, белого цвета, который символизирует чистоту. Хакама могут быть белыми или цветными, но их цвет зависит от ранга священника. Точно так же и накидка может быть либо белой, либо цветной. Однако бывают случаи, когда священники, независимо от ранга, одеваются только в белое. Еще у священнослужителя может быть неформенная накидка каригину, что означает "охотничий плащ", поскольку она шьется в стиле охотничьего костюма эпохи Хэйан.
Есть два вида головных уборов. Простой, который называется эбоси, надевают священники низкого ранга. Другой головной убор — более изысканный (канмури) — дополняет церемониальный наряд или же одеяние священнослужителя высокого ранга.
Во время церемоний, проходящих внутри храмов, священники всегда надевают таби, а если служба идет снаружи помещения храма, священник в дополнение к церемониальной одежде обувает специальные черные лакированные туфли (аса-гуцу), выдолбленные из цельного куска адамова дерева, павловнии. Сандалии с белыми ремешками носят священники низких рангов, а в неформальной обстановке — все священнослужители.
Конусообразную деревянную палицу (сяку) священник во время ритуалов держит за узкий конец вертикально на уровне живота или же она находится у него за поясом. Этот жезл символизирует принадлежность к духовному сану. Считается, что он придает достоинство внешнему виду священнослужителя.
Как и одеяние священников, костюм девушек-помощниц в храмах, в том числе веер из кипарисового дерева, воссоздан по образцу нарядов придворных дам периода Хэйан. Самые известные элементы этого костюма — белое кимоно и ярко-красные хакама. Во время службы в храме девушки носят прическу (кагура), сделанную из шиньона, иногда искусственного, который привязывается алой лентой и свободно ниспадает на спину длинной прядью. На ноги девушки надевают белые таби, а вне помещения храма — еще обычные сандалии с красными ремешками.
К богослужению необходимо готовиться, т.к. человек не может сразу переключиться с земного на духовное подобно тому, как он делает пересадку из одного трамвая в другой, поэтому приготовления к богослужению начинаются еще дома.
Следует рано проснуться, умыть лицо, прополоскать рот, очистить свои тело и разум и, поклонившись ками и духам предков, попросить их наполнить грядущий день смыслом и помочь приступить к работе с чистым сердцем. Ками оберегают тех, кто искренне верит в них, и когда человек живет праведно, духи предков помогают ему и дают внутренние силы.
Некоторые люди строят во дворе своего дома или в саду маленькие личные храмы, но чаще всего импровизированный алтарь устраивают на высокой полке (ками-дана) в каком-либо уединенном чистом помещении в доме. Такой алтарь можно считать миниатюрным подобием храма. Размеры и отделка такого алтаря зависят в равной степени от религиозности и от финансовых возможностей главы семьи. Напротив алтаря часто размещают небольшое зеркало, по сторонам которого ставят маленькие фонарики и веточку сакаки, а над самой полкой горизонтально натягивают веревку из соломы с подвешенными к ней небольшими бумажными подвесками. Иногда алтарь занавешивают.
В центре алтаря помещают талисман из Великого Храма в Исэ, справа еще один талисман для ками-хранителя этого дома и слева несколько талисманов для всех остальных ками, которые также могут быть объектами поклонения. Если алтарь невелик, талисманы размещают один за другим: тот, который из храма в Исэ, впереди, следом — посвященный главному ками-хранителю, а позади — все остальные. Для атрибутов поклонения духам предков предусмотрена отдельная полка, расположенная чуть ниже. Туда ставят небольшую коробку с мемориальными табличками родных и зеркалом. За полками тщательно следят, их постоянно протирают и сохраняют в чистоте.
Приношения для домашнего алтаря должны быть натуральными и свежими и как правило, это самые простые продукты: рис (сырой очищенный или приготовленный), вода и соль. В особых случаях в качестве приношений ставят небольшие порции разных блюд: рисовые лепешки, морскую рыбу, водоросли, дичь, в том числе блюда из водоплавающей птицы, овощи, фрукты, хлебцы или плоды, выращенные в саду или на поле. В поминальные дни, согласно обычаю, предкам преподносят то, что много значило для них при жизни, например диплом, приказ о повышении по службе, месячную заработную плату. Все это кладут перед ками в знак благодарности.
Процедура домашнего богослужения не всегда одинакова, но неизменно проста: помыв руки, сполоснув рот и положив свежие приношения перед ками, верующий становится (или садится на циновку) лицом к домашнему алтарю и делает сначала один небольшой поклон, а затем два глубоких. После этого он произносит вслух или мысленно молитву и свои просьбы, затем дважды низко кланяется, дважды хлопает в ладоши, поднятые примерно на уровень груди, делает глубокий поклон, небольшой поклон — и обряд завершен. Позднее продукты, поставленные как приношения, уносят и подают к столу. Прежде чем приступить к еде, благочестивый синтоист закрывает глаза, слегка наклоняет голову и либо тихо, либо громко хлопает в ладоши, тем самым выражая свое почтение ками.
Конечно же, это описание
образцового поведения. На самом
деле в большинстве домов
В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед; нет в нем и священных текстов, таких, как сутры в буддизме, Библия или Коран.
С точки зрения личности, синто предполагает веру в ками, соблюдение обычаев в соответствии с разумом ками и духовную жизнь, которая достигается через поклонение ками и в слиянии с ними. Для тех, кто поклоняется ками, синто — собирательное имя, обозначающее все верования. Это всеобъемлющий термин, охватывающий самые разные религии, интерпретируемые согласно идее ками. Поэтому синтоисты используют данный термин иначе, чем принято использовать слово "буддизм" при разговоре об учении Будды и слово "христианство" — об учении Христа.
В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Таким образом, синтоизм — это и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.
Основной вывод, который можно сделать по проделанной работе – это то, что мы ознакомились с основными чертами традиционной религии Японии, а именно:
Изучены особенности традиционных синтоинских храмов, а именно:
1. Плывущая тории храма Ицукусима.
2. Храм Тосегу в Никко.
3. Бронзовые тории Идзумо-тайся.
4. Касуга-тайся – синтоинское святилище в Наре.
5. Основное строение храма Мэйдзи.
6. Традиционная одежда жрицы-мико.
Из книги Овчинникова В.В. Сакура и дуб: Ветка сакуры. Корни дуба использованы размышления автора о Японии 70-80 годов его цитаты и наблюдения. Из книги «История мировой культуры» под редакцией Т.Ф. Кузнецовой использованы описания храмов и церемониальных одежд, а также проводимых ритуалах. Книга Соновниковой Н.М., Крейн В.Н. «История стилей в искусстве» приводит примеры современных храмов, иллюстрации которых использованы в реферате, а также их связей с природой. Книга Жукова А. Е. «История Японии» дает информацию об исторических и современных взаимоотношениях синтоизма с другими религиями. В книге Григорьевой Т.П. «Японская художественная традиция» затрагивается тема синтоизма как религии в цело, а также дается краткая характеристика типов синтоизма.