Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:25, контрольная работа
Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).
Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т.е. того, кто способен ценить.
Теоретическое задание.
Система ценностей и идеал человека – культурологический аспект.
Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).
Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т.е. того, кто способен ценить.
Специфический признак существования ценности – значимость. Значимость – это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.
Понятие ценности многогранно, и поэтому в понимании сущности этого феномена Л.Г. Почебут выделяет два аспекта. Первый аспект – рассмотрение ценности как значения того или иного предмета либо явления для человека. Ценность характеризует качество данного предмета. Второй аспект – это понимание под ценностью самого явления (материального или идеального), имеющего значение для человека.
Каждому обществу свойственна система нравственных норм и ценностей, являющаяся неотъемлемой составляющей духовной жизни данного социума. Нравственные ценности заключают в себе общественное мнение, выражающее сложившиеся в данной нации или государстве представления о высших ценностях бытия: добре и зле, справедливом и несправедливом, любви, счастье, чувстве долга, чести и совести - образующих личностную парадигму морального облика человека, общества в целом. Соответственно нравственные ценности представляются базовыми понятиями морали как одной из форм общественной воли, сознания.
Система духовных ценностей
любого общества, с одной стороны,
сообразуется с системой материальной
жизни, с другой стороны, любая подсистема
духовных ценностей политические, правовые,
моральные, эстетические, религиозные
и т.д. взаимообуславливают и
Система ценностей не передаётся генетически, а формируется в обществе, в ходе социализации; то есть является результатом социализации, а не её предпосылкой.
Ценности не только результат, но и механизм социального развития. Система ценностей любого общества соответствует уровню его культуры, ибо она складывается из чётко определённых главных ценностей, с которыми подавляющее число этого общества согласны. Ценности, как и обычаи, нравы, законы относятся к базисным элементам духовной культуры и образуют её нормативную систему, регулирующую поведение членов общества. В нормативную систему культуры входят также манеры, этикет, кодекс. Однако они являются не основными, а дополнительными её элементами, так как не в каждом обществе они существуют, а это значит, что они не являются обязательными.
Уровень развития общества
характеризуется его духовной жизнью.
Жизнедеятельность людей во многом
зависит от того, насколько благоприятная
духовная атмосфера царит в обществе,
каков морально-
Идеал – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает огромным социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.
Ценностные ориентации личности формируются при интериоризации личностью групповых (общественных) идеалов и принципов, в процессе социализации.
Являясь функцией социальной
среды, ценностные ориентации - это
в то же время и целостная
Ценностные ориентации -
это широкая система ценностных
отношений личности, поэтому они
проявляются как избирательно-
Ценности - обобщенные представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов, стереотипов общественного и индивидуального сознания, функционирующие как идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества
Отношения же между когнитивными элементами сознания (знания, представления, нормы) и ценностными (социальные ценности, ценностные ориентации личности) не являются однозначными.
Культура - способ жизнедеятельности
человека, отличительная особенность
которого в том, что все многообразие
предметов и явлений
Каждая культура базируется
на определенной системе ценностей.
Они определяют ориентацию человека
и общества, цели и идеалы, образ
жизни, смыслы существования, регулируют
поведение людей. Ценность не является
объективным свойством
Культура-это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.
К важнейшим элементам
человеческой культуры относятся нормы,
совокупность которых называют нормативной
системой культуры. Правила, которые
разрешают или запрещают что-
На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать.
Изменения, происходящие в
обществе, преобразуют условия совместной
деятельности людей. Поэтому некоторые
нормы перестают
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служит образцом.
Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты.
В идеалах человека ярко
проявляется его общая
Идеал имеет много общего с социальной ролью, но это более общее явление, проявляющиеся в любой деятельности, в отличие от социальных ролей, которые проявляются в строго определенных ситуациях.
Идеалы формируются не только под непосредственным воздействием социального окружения, но и через потребляемую индивидом информацию.
Но, индивид не просто принимает тот образ, что навязывается ему извне. В любом случае, информация проходит через структуру личности, преобразуясь в соответствии с ее особенностями. Индивид интериоризирует информацию, соотносит ее с предыдущим опытом, а так же со своими потребностями и интересами. Этот процесс будет рассмотрен несколько ниже, после рассмотрения установок и ценностей.
Но наибольшее воздействие культура оказывает на идеалы. Идеалы формируются под воздействием транслируемых из различных источников представлений о человеке, о том, каким он должен быть.
В современном мире
плюрализма мнений разные
Направленность всегда социально и культурно обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.
Пользователи сети интернет характеризуются стремлением к саморазвитию и сохранению индивидуальности. Люди же, проводящие свободное время у телевизора, эгоистично направлены, для них наиболее важно получить как можно больше выгоды от своих действий. Люди, читающие книги, как и любители кино, хотят походить на общественно одобряемый образ.
Современный мир сложен и многообразен. Традиции и обычаи определяли жизнь людей большую часть истории человечества. Традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря наличию традиционных экзистенциальных ценностей, человек усваивает культурный опыт поколений, и система традиционных ценностей способствует взаимопониманию и взаимодействию людей разных культур, отражая целостность и прочность общества как общества, а не простого скопления разрозненных групп людей. культура не может существовать, не обновляясь, творчество и изменение являются другой важной стороной развития культуры. Живя в современности, трудно ограничиться лишь одними традициями, многое в ценностях приходится переосмысливать и даже кардинально менять, либо создавать заново, или же заимствовать, поэтому сформированные традиционные ценности являются не мертвым бременем, а, напротив, постоянно обновляющимся достоянием культуры. Параллельное существование в аксиосфере традиционных и современных видов ценностей является закономерным, т.к. новаторство и традиции – две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в ней как устойчивых, так и противоречивых моментов.
Традиционное и инновационное
принято считать двумя
Информация о работе Система ценностей и идеал человека – культурологический аспект