Система ценностей и идеал человека – культурологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).
Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т.е. того, кто способен ценить.

Файлы: 1 файл

Теоретическое задание.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

Теоретическое задание.

Система ценностей  и идеал человека – культурологический аспект.

Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она  не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным  миром. Мир полон ценностей –  материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства  и литературы…), природных (солнечный  восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).

Виды ценностей могут  быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом  случае они обретают статус ценностей  при потенциальном или наличном существовании человека, т.е. того, кто  способен ценить.

Специфический признак существования  ценности – значимость. Значимость – это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная  значимость. Значения могут быть и  отрицательными.

Понятие ценности многогранно, и поэтому в понимании сущности этого феномена Л.Г. Почебут  выделяет  два  аспекта.  Первый  аспект –  рассмотрение  ценности  как  значения  того  или  иного предмета либо явления для человека. Ценность характеризует качество данного предмета. Второй аспект –  это  понимание  под  ценностью  самого  явления (материального  или  идеального),  имеющего  значение для  человека. 

Каждому обществу свойственна  система нравственных норм и ценностей, являющаяся неотъемлемой составляющей духовной жизни данного социума. Нравственные ценности заключают в  себе общественное мнение, выражающее сложившиеся в данной нации или  государстве представления о  высших ценностях бытия: добре и  зле, справедливом и несправедливом, любви, счастье, чувстве долга, чести  и совести - образующих личностную парадигму  морального облика человека, общества в целом. Соответственно нравственные ценности представляются базовыми понятиями морали как одной из форм общественной воли, сознания.

Система духовных ценностей  любого общества, с одной стороны, сообразуется с системой материальной жизни, с другой стороны, любая подсистема духовных ценностей политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные  и т.д. взаимообуславливают и взаимоопределяют друг друга. Этот момент составляет одно из необходимых условий нормального  функционирования общественной системы.

Система ценностей не передаётся генетически, а формируется в  обществе, в ходе социализации; то есть является результатом социализации, а не её предпосылкой.

Ценности не только результат, но и механизм социального развития. Система ценностей любого общества соответствует уровню его культуры, ибо она складывается из чётко  определённых главных ценностей, с  которыми подавляющее число этого  общества согласны. Ценности, как и  обычаи, нравы, законы относятся к  базисным элементам духовной культуры и образуют её нормативную систему, регулирующую поведение членов общества. В нормативную систему культуры входят также манеры, этикет, кодекс. Однако они являются не основными, а  дополнительными её элементами, так  как не в каждом обществе они существуют, а это значит, что они не являются обязательными.

Уровень развития общества характеризуется его духовной жизнью. Жизнедеятельность людей во многом зависит от того, насколько благоприятная  духовная атмосфера царит в обществе, каков морально-психологический  климат. Духовная жизнь общества предопределяется общественным сознанием людей.

Идеал – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает огромным социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.

Ценностные ориентации личности формируются при интериоризации личностью групповых (общественных) идеалов и принципов, в процессе социализации.

Являясь функцией социальной среды, ценностные ориентации - это  в то же время и целостная характеристика, составляющая сущность личности и открывающая  внутренние тенденции к ее существованию  и формированию

Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они  проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам  и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя  собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает, прежде всего, уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются  в целях, идеалах, интересах, жизненных  планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной  линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных  программах и реальном поведении  людей.

Ценности - обобщенные представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов, стереотипов общественного  и индивидуального сознания, функционирующие как идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества

Отношения же между когнитивными элементами сознания (знания, представления, нормы) и ценностными (социальные ценности, ценностные ориентации личности) не являются однозначными.

Культура - способ жизнедеятельности  человека, отличительная особенность  которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального  и духовного мира перед человеком  предстает в виде ценностей. Мир  человека - это мир ценностей.

Каждая культура базируется на определенной системе ценностей. Они определяют ориентацию человека и общества, цели и идеалы, образ  жизни, смыслы существования, регулируют поведение людей. Ценность не является объективным свойством предметов  и явлений, она является характеристикой  субъектно-объектных отношений и  выражает значимость явлений для  субъекта, которая, в свою очередь, зависит  от потребностей, интересов, целей, мировоззрения. Мир ценностей велик и многообразен. Кто-то ориентируется на трансцендентные  ценности- Бога, спасение, загробную  жизнь. Для других эти ценности не более чем пустой звук, для них  более значимы ценности земной жизни. На личностном уровне человек сам  определяет собственную систему  ценностных предпочтений, хотя в этом процессе не все зависит от самого человека, многое определяется эпохой, культурой, в которой человек  живет, воспитанием.

Культура-это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.   

К важнейшим элементам  человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной  системой культуры. Правила, которые  разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные  образцы (шаблоны). Они указывают  на то, где, как, когда и что именно  человек должен делать, что  говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях.

На соблюдение культурных норм  ориентирован огромный механизм социального контроля.  Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать.

Изменения, происходящие в  обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые  нормы перестают соответствовать  удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися  условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые  из них (например, нормы этикета, повседневного  поведения) могут быть преобразованы  относительно легко, то нормы, которые  управляют наиболее значимыми для  общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового  общения), изменить крайне сложно и  принятие их в измененном виде членами  общества может протекать крайне болезненно.

Идеал может выступать  в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные  человеческие черты, – образ, который  служит образцом.

Идеалы формируются под  непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором  время и среда, дух эпохи воплощают  наиболее значимые черты.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них  и формируется. Идеалы формируются  под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через  его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Идеал имеет много общего с социальной ролью, но это более  общее явление, проявляющиеся в  любой деятельности, в отличие  от социальных ролей, которые проявляются  в строго определенных ситуациях.

Идеалы формируются не только под непосредственным воздействием социального окружения, но и через  потребляемую индивидом информацию.

Но, индивид не просто принимает  тот образ, что навязывается ему  извне. В любом случае, информация проходит через структуру личности, преобразуясь в соответствии с ее особенностями. Индивид интериоризирует  информацию, соотносит ее с предыдущим опытом, а так же со своими потребностями  и интересами. Этот процесс будет  рассмотрен несколько ниже, после  рассмотрения установок и ценностей.

Но наибольшее воздействие  культура оказывает на идеалы. Идеалы формируются под воздействием транслируемых  из различных источников представлений  о человеке, о том, каким он должен быть.

 В современном мире  плюрализма мнений разные трансляторы  культуры транслируют разные  образы. Ко всему прочему наблюдаются  возникновение разных ценностей у людей, потребляющих информацию из разных источников.

Направленность всегда социально  и культурно обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает  как свойство личности, проявляющееся  в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной  с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.

Пользователи сети интернет характеризуются стремлением к  саморазвитию и сохранению индивидуальности. Люди же, проводящие свободное время  у телевизора, эгоистично направлены, для них наиболее важно получить как можно больше выгоды от своих  действий. Люди, читающие книги, как  и любители кино, хотят походить на общественно одобряемый образ.

Современный мир сложен и  многообразен. Традиции и обычаи определяли жизнь людей большую часть истории человечества. Традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря наличию традиционных экзистенциальных ценностей, человек усваивает культурный опыт поколений, и система традиционных ценностей способствует взаимопониманию и взаимодействию людей разных культур, отражая целостность и прочность общества как общества, а не простого скопления разрозненных групп людей. культура не может существовать, не обновляясь, творчество и изменение являются другой важной стороной развития культуры. Живя в современности, трудно ограничиться лишь одними традициями, многое в ценностях приходится переосмысливать и даже кардинально менять, либо создавать заново, или же заимствовать, поэтому сформированные традиционные ценности являются не мертвым бременем, а, напротив, постоянно обновляющимся достоянием культуры. Параллельное существование в аксиосфере традиционных и современных видов ценностей является закономерным, т.к. новаторство и традиции – две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в ней как устойчивых, так и противоречивых моментов.

Традиционное и инновационное  принято считать двумя сторонами  одной «медали» – культуры. С  одной стороны, именно в традициях  многообразные элементы культурного  наследия – всевозможные ценности, нормы, обычаи, идеи, мифы, обряды, фольклор и т.д. – сохраняются и передаются от одного поколения к другому. С  другой – никакие культурные инновации  не возникнут, если они не найдут опору  в традиционных ценностных ориентациях. Новацией может считаться только то, что реально освоено в культуре, приводит к изменению составляющих элементов человеческой деятельности. В процессе культурных изменений  рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного  опыта. Значение, влияние и степень  распространения этих элементов  зависит во многом от источника их возникновения.

Информация о работе Система ценностей и идеал человека – культурологический аспект