Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:59, контрольная работа
Вторая и третья четверть IV вв. до н.э. были временем наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории Скифского царства. Именно тогда были возведены знаменитые курганы скифских царей, получившие всемирную известность:
- Солоха – левый берег Днепра, недалеко от Никополя, с. Большая Знаменка (раскопки вел Н.И.Веселовский);
- Чертомлык - 30-35 км к северо-западу от г. Никополя, Днепропетровской обл., с. Чкалово (раскопан Н.И.Забелиным);
- Куль-Оба - 6 км от г.Керчь (Поль Дюбрюкс).
СКИФСКИЕ КУРГАНЫ КУЛЬ-ОБА, СОЛОХА, ЧЕРТОМЛЫКСКИЙ
Вторая и третья четверть IV вв. до н.э. были временем наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории Скифского царства. Именно тогда были возведены знаменитые курганы скифских царей, получившие всемирную известность:
- Солоха – левый берег Днепра, недалеко от Никополя, с. Большая Знаменка (раскопки вел Н.И.Веселовский);
- Чертомлык - 30-35 км к северо-западу от г. Никополя, Днепропетровской обл., с. Чкалово (раскопан Н.И.Забелиным);
- Куль-Оба - 6 км от г.Керчь (Поль Дюбрюкс).
Курганы являются одним из ценнейших источников сведений о различных сторонах жизни, бытовых навыках, ритуалах и верованиях, системе общественных отношений скифов. Более того, объекты, связанные с культом погребения умерших, являются наиболее информативным, а нередко единственным источником знаний о прошедших эпохах. При этом курганы служат важными элементами культурного наследия, ценными ландшафтными объектами, обладающими определенной эстетической ценностью. На основе большого количества находок ученым удалось уточнить хронологию скифской культуры, выделить основные категории вещей (оружие, узда, бытовой инвентарь и т.п.), глубоко изучить художественную традицию (так называемый «скифский звериный стиль»).
Выбор места для курганных сооружений всегда осуществлялся крайне тщательно. На протяжении веков в расположении курганов существовал один неизменный принцип, который всегда неукоснительно исполнялся: они насыпались в степи, но всегда вблизи источника воды. Очевидное умение сочетать разнородные материалы, учитывать их свойства при сооружении захоронений, а также схожесть их конструкции позволяют предположить, что сооружали курганы люди, обладающие соответствующими инженерными познаниями, и что при этом использовались хотя бы простейшие подъемные рычаги и приспособления. «Архитекторы» курганов, очевидно, имели специальный опыт и хорошо знали, что и в какой последовательности делать, например, каким образом прокладывать подземные выработки и как сооружать 20-метровую насыпь. Например, в Чертомлыке глубина погребальных сооружений достигает 12,5 м, их размеры кратны друг другу: ширина входной ямы равнялась половине ее длины, а ширина погребальной камеры составляла 2,5 длины. Это значит, что делалась предварительная разметка. То есть курган – не просто большая куча земли, а сложное инженерное сооружение. Интересно, что Геродот называет в числе традиционных обязанностей скифских царей руководство строительством курганов.
Сооружение курганов неразрывно связано с культом предков, который занимал заметное место уже в идеологии племен Ямной культуры (середина ІІІ - начало ІІ тыс. до н.э.). Погребальный холм-могила выделял, возвышал и делал видимым всему степному миру последнее прибежище именитого соплеменника. С вершины кургана богам легче было забрать к себе усопшего, в то же время курганная насыпь защищала мир живых от обители мертвых. Курган - это еще и священное место. В ходе археологических исследований было установлено, что на вершинах некоторых курганов со временем стали размещать святилища, что свидетельствует об усложнении идеологических представлений у живших в наших степях скотоводческих племен.
Общая архитектурная идея
ориентировала курганы к
Проанализировав структуры раскопанных курганов, археологи пришли к выводу, что они возводились в несколько этапов, соответствовавших числу три. Причем ритуально-строительная задача на каждом этапе ориентировала его на полное завершение. Конструктивно предыдущий этап никак не был связан с последующим строительным этапом. Ландшафт каждого ритуально-строительного этапа был индивидуален и соответствовал определенной магической задаче общего погребального ритуала. Вывод из всего этого мог быть один – строители последовательно возводили один из элементов мировой модели, в которую символически переводилось бытие их вождя.
Так, нижняя зона кургана соответствовала Нижней зоне мира, в которую отправлялся скифский вождь. Именно здесь вырывалась и выстраивалась из древесного материала грандиозная погребальная камера. Здесь зарывались клады и ритуальные обереги. Приносились жертвы божествам назначенной зоны и т.п. После завершения ритуального ландшафта начального этапа скифы проводили определенные обрядовые действа соответствующие как данной зоне мировой модели, так и определенного погребальным обрядом времени, отведенного для продвижения по мировой модели души вождя. Завершающим аккордом строительства кургана было возведение его конусообразного внешнего тела, целостно вобравшего в себя модель мира. Для этого каждая семья приносила и засыпала со своей стороны кургана определенный объем земляной насыпи. Так участие каждого в возведении погребального кургана создавало причастность к ритуальному возведению Мировой модели.
Историки отмечают, что по сложности
архитектуры, насыщенности и разнообразию
погребального инвентаря «
Конструктивно все курганы состоят из насыпи (надмогильная насыпь из земли или камня, чаще всего полушаровидной формы) и погребальной камеры (деревянной или каменной). Собственно захоронения включают в себя следующие архитектурные элементы: укрепленный свод, арки, опоры, колонны, дромос (крытый коридор, иногда в виде лестницы), тоннели и ходы, двери, окна; имеют внутреннюю отделку (штукатурка, обмазка глиной, драпировка стен камеры тканями, мехом, войлоком и т.п.). Для сооружения насыпи использовались разные строительные материалы (грунт, щебень, камень - от простых валунов до плит и обработанных блоков, дерево, также иногда обработанное, кирпич-сырец, камыш и т.п.). Поверхность насыпи, как правило, укреплялась (дерновые брикеты, валики, камень, бревна). Исследователи отмечают, что в подборе камней, каменных плит, блоков, деревянных срубов, бревен, грунта наблюдалась определенная система. Необходимые материалы для царских курганов нередко привозили из отдаленных мест. Часто вокруг насыпи кургана устраивали подпорную каменную стену (крепиду), препятствующую ее размыванию. Помимо крепид довольно часто устраивали валы и рвы.
Построение рассматриваемых курганов несколько отличается друг от друга. Курганы Чертомлык и Солоха очень высокие. Так, насыпь Чертомлыка – до 21 м высотой и 350 м в окружности, Солоха – центральное погребение – 15 м высотой, впускное погребение – досыпка с 15 до18 м. Высота Куль-Обы вдвое меньше – 10 м. Насыпь Чертомлыка составляет 82 тыс. м куб., а Солохи – 52 тыс. м куб.
Курган Чертомлык сложен из сотен тысяч «кирпичиков», вырезанных из дерна (25х15 см), и уложенных травяным покровом вниз. Чтобы огромное сооружение не распалось, внутри оно схвачено, как обручами, илистыми прослойками – увлажненным и утрамбованным грунтом. Так создавались своего рода несущие конструкции. По внешнему периметру скифскую пирамиду опоясывала крепида – внешняя опорная стена высотой 2,5 м, сложенная из крупного бута и каменных плит длиной 2,5 м. Каменная крепида Чертомлыка особенная, резко отличающаяся от большинства каменных крепид, и представляет собой кольцо каменной наброски, охватывающей нижнюю часть курганной насыпи.
Погребальные сооружения в курганных комплексах опущены в грунт на разную глубину (шахта в кургане Чертомлык – на 12,5 м, в кургане Солоха – на 6 м). От входной камеры отходят одна или несколько катакомб (погребальная шахта в кургане Чертомлык - с четырьмя камерами по углам; центральное погребение Солохи содержит 2 камеры). Камера Куль-Обы, сложенная из известняковых плит, почти квадратная по форме, 4,6 х 4,2 м, перед ней - короткий широкий дромос со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода - 5,3 м. Перекрытия - из ряда нависающих плит (В настоящее время склеп не существует, так как его камера обрушилась сразу после раскопок и известна лишь по схематической зарисовке). Характер архитектуры и кладки говорит о том, что строили гробницу греческие мастера. Таким образом, Чертомлык превосходит по количеству камер Солоху и Куль-Обу. Уникальность построения погребального комплекса Чертомлык состоит в том, что его катакомба по количеству камер и сложности планировки не имеет аналогов, поскольку в ней, кроме центральной гробницы, было еще четыре камеры сопровождающих захоронений. Как известно, курган, также имевший 5 камер, всего один – Козел.
Общим моментом в архитектонике всех курганов является то, что в центральной камере находился скифский царь, погребенный в роскошной одежде с дорогими украшениями, оружием, ритуальными сосудами, запасами вина и т.д., его часто сопровождали захоронения насильственно убитых слуг, наложниц; в отдельных камерах устраивались погребения коней вместе с конюхами. В IV веке до н.э. «траурный поезд», сопровождавший основное погребение, мог насчитывать до десятка человек. Погребения в Чертомлыке, по сравнению с Солохой, с более полным набором вооружения, золотых украшений. С точки зрения социального статуса погребенных и степени общественных затрат при их сооружении чертомлыкский комплек превосходит Солоху и Куль-Обу. Количество отдельных конских могил – 3, общее число конских погребений – 11 (в Солохе – 2 и 7 соответственно). Число человеческих сопровождающих захоронений – 9 (в Солохе – 3). Погребения в Чертомлыке двух воинов не имеют соответствий в других комплексах и могут считаться уникальными. Присутствие в качестве погребального инвентаря одного воина большого количества метательного оружия и прочих предметов (нагайка, кнемиды, пояс боевой, меч, копье, дротик, стрелы, металлические сосуды, золотые браслеты) говорит о его социальном статусе. Для сравнения, в Солохе оруженосец имел в «арсенале» панцирь и шлем, меч, дротик и стрелы.
Первоначально комплекс Куль-Оба воспринимали как одновременное погребение четырех человек. В 1978 г. в докладе в Эрмитаже Н.Л. Грач высказала мнение о том, что Куль-Оба - многократный погребальный комплекс. На это указывает отсутствие раствора в каменной кладке, закрывавшей вход в камеру, т. е. камни легко разбирались и собирались при очередном захоронении. На это также указывает теснота в склепе и плотность находок. Это мнение поддержали другие исследователи (Яковенко, 1985, Мозолевский, 1979).
Блестящие образцы искусства найдены при раскопках Солохи, Чертомлыка, Куль-обы. Следует отметить, что почти все курганы еще в древности подверглись ограблению. Одним из немногих исключений является курган Солоха, поскольку благодаря повторному использованию курганной насыпи, второе, боковое захоронение в нем оказалось не тронутым грабителями. Сокровища Солохи для ученых имеют как эстетическую, так и научно-практическую ценность. Найденные в курганах удивительные изделия, выполненных разными мастерами и принадлежащие различным художественным школам, украшают множество музеев мира. Особенно интересны предметы, на которых изображены сцены из жизни скифов или военные эпизоды. По ним ученые судят о внешнем облике скифов, об их одежде, не сохранившейся в курганах, о том, как они носили оружие и как поражали им неприятеля, о связях верхушки скифского общества с югом. Кроме того, предметы из Солохи – важнейший источник хронологии ряда других, более разграбленных скифских комплексов, датировка которых до последнего времени была спорной (например, Чмырева Могила, Чертомлык, Карагодеуашх).
Нахождение ближайших аналогий в памятниках рубежа V - IV в.в. до н.э. позволяет ученым решить важнейшие проблемы. Подобно ножнам из кургана Куль-Оба, сочетание античных и «варварских» элементов наблюдается на многих выдающихся предметах торевтики из Северного Причерноморья: на гребне из Солохи, горите из Чертомлыцкого кургана и т. п. Аналогичны серебряным шарообразным сосудам Солохи сосуды из склепа Куль-Оба, при этом орнамент донышка в виде розетки с пальметками на серебряном сосуде из Куль-Оба совпадает с таким же орнаментом на сосуде с изображением охоты из Солохи. Необходимо также отметить в инвентаре Куль-Оба, в качестве параллелей инвентарю бокового погребения Солохи, фиалу, гривну, меч с ножнами, браслеты, драгоценные сосуды, бляшки. На фиале Куль-Обы композиция внутри лучей построена концентрическими кругами, как и на фиале Солохи. Браслеты Солохи в виде гладких обручей с желобком посредине имеют буквальное повторение в комплексах Куль-Обы и Чертомлыка. Нельзя не отметить идентичность сюжета на плечиках Чертомлыкской вазы и на паре браслетов Куль-Обы – два грифона, напавшие на оленя. Особый интерес представляет горит, найденный в Солохе. На нем, как и на Чертомлыкской вазе, изображен олень, терзаемый львом и грифоном. Мотив двух таких львиных грифонов имеется на ножнах Чертомлыка. Таким образом, горит и сосуд с изображением охоты из Солохи и фриз Парфенона (датируемый учеными 448-438 гг. до н.э.), с одной стороны, ножны Чертомлыка из музея Метрополитен, с другой, по сюжетам и стилю принадлежат одному кругу памятников.
Таким образом, основной вещевой набор Чертомлыкского кургана (коллекция составляет около 7000 предметов) датируется примерно 340-320 гг. до н.э., хотя ряд находок (некоторые наконечники стрел, нашивные бляшки, навершия), несомненно, относится у последней трети IV в. до н.э. Оценивая Чертомлыкский курган в целом, ученые признают, что его комплекс – один из наиболее «скифских» среди памятников последней трети IV в. до н.э., лишенный нескифских элементов (помимо традиционных эллинских), встречающихся в других курганах. Чертомлык полностью соответствует погребальным традициям времени наивысшего расцвета Скифии. Чем объяснить эту «чистоту» памятника, сейчас не вполне ясно. Возможно, это следствие, что захоронение совершено достаточно рано.
Информация о работе Скифские курганы Куль-Оба, Чертомлык, Солоха