Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры……………………………………………………..4
Мифология как основа древнегреческой культуры………………………….10
Основные достижения культуры Древней Греции…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Контроша по культурологии.docx

— 54.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры……………………………………………………..4

Мифология как основа древнегреческой культуры………………………….10

Основные достижения культуры Древней Греции…………………………..12

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы………………………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         

          Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

          За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономические  и политические условия развития  древнегреческой культуры.

Этапы развития древнегреческой цивилизации.

         Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:

-  раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);

- формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры ( в XI – IV в.в. до н.э.);

- завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

          Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

          В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) - господство первобытных отношений, догреческое население.

Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

          На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

          Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.  В этот период происходило дальнейшее формирование классовых обществ. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Греции. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских государств Пелопоннеса. Вторжение дорийских племён, живших ещё в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских государств и оживление родовых отношений в греческом обществе. Основой дальнейшего развития производительных сил стало постепенное распространение железных орудий труда и вооружения. Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колёсные повозки, парусные суда, прессы, гончарный круг, др. орудия труда, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной).

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).  Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван прежде всего классовой борьбой внутри греческих городов-государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В середине 8 в. была выведена первая колония городов о. Эвбеи — Кумы (в Италии). Расцвет колонизации падает на 7—6 вв. Греческие колонии распространились по северному побережью Эгейского моря, восточному побережью Сицилии, побережью Тарентского залива в Италии и продвинулись на побережье Чёрного моря. Только Милетом было основано 75 колоний на Чёрном море.

В результате греческая торговля уже в 6 в. приобрела международный характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на западном, и на восточных рынках. В Грецию поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры (Дельфы, Олимпия). Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства — земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев.

Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Это период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Период расцвета Греции связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500—449) и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами (или Первого Афинского морского союза) из государств, расположенных на островах Эгейского моря и его северном, восточном и западном побережьях.

Полис как феномен Греческой цивилизации

          Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенно греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в прошлом. Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на востоке), но и городское. Членом общины модно было стать при двух условиях:

если человек является греком по национальности;

если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины - свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

          Государство в Греции существовало не «над общиной» (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н.э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимается внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов.

          Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

          Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное – ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости.        

          В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

          Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, но не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.

Экономическая жизнь полиса

          Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин – «античный капитализм». Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Только так можно было избавиться от угрозы голода.

          Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н.э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: Из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, их Африки – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города.

В V – IV вв. до н.э. общий валовый доход только в Пирее, главной гавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тысячи талантов – огромной по тем временам суммы (серебряный греческий талант весил примерно 26 кг)4. Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразные кредитные и ростовщические операции.

Сухопутная торговля в Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор.

Кроме того, трудности возникали из-за воин, которые часто вспыхивали между полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленными изделиями. Продуктами, домашней утварью.

          Товарно-денежные отношения, успешно развивавшиеся в Греции, были необычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Поэтому историки считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно. В основном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, т.е. распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства.

Информация о работе Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры