Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры……………………………………………………..4
Мифология как основа древнегреческой культуры………………………….10
Основные достижения культуры Древней Греции…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Контроша по культурологии.docx

— 54.88 Кб (Скачать файл)

          Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.

         Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.

         В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только еобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов октавы. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

          В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений. Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

          У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

         Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

          Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.

          Но больше в области географии все же известен Птолемей — автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Вся современная европейская, а частью и внеевропейская культура выросла на почве культуры античной. Без знания античной истории нельзя понять многих учреждений последующих периодов истории, искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических, научных и других терминов. Античность во всем ее многообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни.

         Древнегреческая цивилизация как неповторимая историческая реальность отличается рядом существенных признаков от стран Древнего Востока, с одной стороны, и от Древнего Рима - с другой.

         Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях:

- организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важнейших условий цивилизованного существования;

- установлением демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства;

- создание замечательной культуры.

          Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации выделяю феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука. Словарь – справочник. М.,1995.
  2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
  3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.
  4. История Древней Греции/под ред. В.И. Кузищина – М.: Высшая школа, 1996.
  5. История Древней Греции/под ред. В.И. Авдиева. М., 1972.
  6. История древнего мира/под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М., 1989.
  7. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Академический Проект, 2001.
  8. Культурология для технических вузов. Ростов – на – Дону, Феникс, 2001.
  9. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1981.
  10. Сергеев В.С. История Древней Греции – М.:ОГИЗ, 1948.
  11. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.
  12. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века – М.: Дрофа, 1998.
  13. http://mify.org/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-экономические и политические условия развития древнегреческой культуры