Введение Опыт, накопленный человечеством
в ходе его социокультурной истории, оказывает
неоценимую помощь в решении проблем культуры
на современном этапе преобразования
нашего общества на основе принципов гуманизма
и демократии в условиях бурного научно-технического
прогресса. Необходимо отметить, что проблемы
культуры приобретают сегодня первостепенное,
по существу, ключевое значение, ибо культура
выступает мощным фактором социального
развития. Ведь она пронизывает все аспекты
человеческой жизнедеятельности - от основ
материального производства и человеческих
потребностей до величайших проявлений
человеческого духа. Культура играет все
большую роль в решении долгосрочных программных
целей демократического движения: формирование
и укрепление гражданского общества, раскрытие
творческих способностей человека, углубление
демократии, построение правового государства.
Культура воздействует на все сферы общественной
и индивидуальной жизнедеятельности -
труд, быт, досуг, область мышления и т.
д., на образ жизни общества и личности.
Значение ее в формировании и развитии
образа жизни человека проявляется через
действие личностно-субъективных факторов
(установки сознания, духовные потребности,
ценности и пр.), влияющих на характер поведения,
формы и стиль общения людей, ценности,
образцы, нормы поведения. Гуманистический
образ жизни, ориентированный не на приспособление
к имеющимся условиям, а на их преобразование,
предполагает высокий уровень сознания
и культуры, повышает их роль как регуляторов
поведения людей и образа их мышления. Социальное
влияние культура приобретает, прежде
всего, в качестве необходимого аспекта
деятельности общественного человека,
которая в силу своего характера предполагает
организацию совместной деятельности
людей, а, следовательно, ее регулирование
определенными правилами, аккумулированными
в знаковых и символических системах,
традициях и т.д. Сам ход реформ, целью,
которой является достижение качественно
обновленного общества, требует обращения
к колоссальному культурному потенциалу,
накопленному человечеством за время
его существования. Освоение духовных
сокровищ народов мира, бережное и, вместе
с тем, соответствующее современным задачам
обращение с культурным богатством предшествующих
поколений позволяет постичь смысл забытых
уроков истории, дает возможность выявить
живые, развивающиеся культурные ценности,
без которых невозможен ни социальный
прогресс, ни само совершенствование личности. Так
как центром культуры является человек
со всеми его потребностями и заботами,
то особое место в социальной жизни занимают
и вопросы освоения им культурной среды,
и проблемы, связанные с достижением им
высокого качества в процессе создания
и восприятия культурных ценностей. Освоение
культурных богатств прошлого выполняет
интегрирующую функцию в жизнедеятельности
каждого общества, гармонизирует бытие
людей, пробуждает в них потребность в
постижении мира как целого. А это имеет
огромное значение для поиска общих критериев
прогресса в условиях неудержимой научно-технической
революции. С предельной остротой эти вопросы
поставлены самой жизнью нашего общества,
ориентиры на качественно новое его состояние
ведут к крутому перелому в осмыслении
традиционалистских и инновационных тенденций
социального развития. Они требуют, с одной
стороны, глубокого освоения культурного
наследия, расширения обмена подлинными
культурными ценностями между народами,
а с другой - умения выйти за рамки привычных,
но уже отживших представлений, преодолеть
ряд реакционных традиций, которые складывались
и насаждались веками, постоянно проявляясь
в сознании, деятельности и поведении
людей. В решении этих вопросов значительную
роль играет знание и адекватное современности
понимание истории мировой культуры.
Динамика культурных ценностей
раскрывается при сопоставлении
их в прошлом и настоящем. Глубина
социального запроса на взаимопроникновение
исторических времен столь велика,
что устоявшаяся формула «прошлое
- настоящему» легко трансформируется
сегодня в иную: «настоящее - прошлому».
Именно вращаясь в этой ценностной
двуединости, современный человек отыскивает
свои «горизонты памяти», свою тропу из
суеты в суть. Известно, что история испещрена
полосами моды на старину, однако сегодняшний
поворот к ценностям культуры прошлого
отнюдь не дань моде, а симптом глубоких
социальных перемен, происходящих в мире.
Он свершается в тот критический момент
историко-культурного развития, когда
не отдельные страны, а человечество в
целом уже ощущает себя на краю атомной
бездны и экологической катастрофы. В
этих условиях происходит рост общесоциальной
потребности пристально вглядеться в
прошлое, чтобы обратить его ценный опыт
в настоящее и будущее. Сложившиеся реалии
современного мира привели к перелому
в сознании человека - его взгляд устремлен
ко все более глубокому выходу за пределы
своей жизни, не ограничивающейся в сознании
индивида датами рождения и смерти. Закономерной
тенденцией становится осознание себя
в контексте исторического времени, в
ориентации как на свои историко-культурные
корни, так и на будущее, на социально-культурные
идеалы и возможности их реализации в
рамках расширения международных связей,
вовлечения во всемирный культурно-исторический
процесс всех стран мира. Значительные
социокультурные изменения, затрагивающие
практически все стороны общественной
жизни различных стран и народов, с особой
остротой ставят вопрос о межкультурном
взаимодействии, о его роли в эволюции
локальных этнических культур и развитии
общемировой культуры.
Взгляды на современную
культуру
Культура, рассматриваемая
с точки зрения содержания, распадается
на различные области, сферы: нравы
и обычаи, язык и письменность, характер
одежды, поселений, работы, постановка
воспитания, экономика, характер армии,
общественно-политическое устройство,
судопроизводство, наука, техника, искусство,
религия, все формы проявления духа
данного народа. Уровень и состояние
культуры можно понять, только исходя
из развития истории культуры; в
этом смысле говорят о примитивной
и высокой культуре; вырождение культуры
создает или бескультурье, или
«рафинированную культуру».
Современная культура воплощается
в огромном множестве создаваемых
материальных и духовных явлений. Это
и новые средства труда, и новые
продукты питания, и новые элементы
материальной инфраструктуры быта, производства,
и новые научные идеи, идеологические
концепции, религиозные верования,
нравственные идеалы и регуляторы,
произведения всех видов искусств и
т.д.
Существуют различные
взгляды на соотношение культур
различных эпох и народов. По меткому
выражению М. Бахтина «культура
всегда лежит на границах» с другими
культурами и эпохами. Современный
человек начинает понимать, что культурная
самобытность его народа неотделима
от культурной самобытности других народов,
что все мы подчиняемся законам
культурной коммуникации. Немецкий социолог
Освальд Шпенглер рассматривал современную
культуру не как единую общечеловеческую,
а расколотую на восемь культур. Эти
культуры - египетская, индийская, вавилонская,
китайская, греко-римская, византийско-арабская,
культура майя, русско-сибирская. Каждая
культура подчинена жесткому процессу
эволюции, фазы которой - рождение и
детство, молодость и зрелость, старость
и закат. На этой основе в каждой
культуре выделялось два главных
этапа: этап восхождения культуры (собственно
культура), и этап ее нисхождения (цивилизация).
Первый этап - это органическое развитие
общества во всех сферах, второй – «механический»
тип эволюции. На втором этапе «окостеневают»
творческие начала культуры, происходит
ее «омассовление», проникающее во все
сферы общественной жизни. Символы «омассовления»
- огромные города, глобализация форм деятельности,
господство принципа пространства. Отсюда
- мировые войны, стремление к мировому
господству государства-победителя.
Питирим Сорокин развивал
учение об «интегральной» социологии,
охватывающей все аспекты культуры.
Он различал системы культурных феноменов
многих уровней. Самые высокие системы
из них (суперсистемы) базируются на мировоззрениях.
В разных периодах истории эти
системы находятся на разных фазах
развития. В тоже время наравне
с суперсистемами культуры существуют
пять основных культурных систем более
низкого уровня: язык, этика, религия,
искусство, наука. Когда в ходе истории
доминирующие суперсистемы социокультурных
феноменов исчерпывают свои возможности
и заменяются альтернативными мировоззрениями,
переход этих систем сопровождается радикальной
трансформацией социальных институтов
и нормативных образцов. Разрушение интегративной
культурной базы и возникновение нового
культурного этноса сопровождаются кризисами,
войнами, бедствиями.
Большинство исследователей
сходятся во мнении, что современная
культура - это множество самобытных
культур, находящихся в диалоге
и взаимодействии друг с другом,
причем диалог и взаимодействие идут
не только по оси настоящего времени,
но и по оси «прошлое-будущее».
Но культура - это не только
множество культур, это также
мировая культура, единый культурный
поток от Шумеров до наших дней,
от Востока на Запад, от Запада на Восток.
Сегодня относительно судьбы культуры
выкристаллизовались два разных
понимания, два взгляда, так сказать
«оптимистический» и «пессимистический».Оптимисты
утверждают, что мировая культура на правильном
пути, что будущее за наукой, техникой,
информацией, регионально-организованной
экономикой, что ценности западной культуры
(успех, власть, личная свобода, сила и
т.д.) являются истинными. Пессимисты, начиная
от Шпенглера, напротив, уверены в обратном:
современная мировая культура, считают
они, клонится к закату.
Динамика современной
культуры
Облик современной культуры
определяется, прежде всего, усиливающейся
интеграцией различных культурных
конфигураций в единое культурное целое,
которое следует обозначать как
«мировая культура». Если исследователи
истории культуры, даже в Новое
время, опирались, прежде всего, на цивилизационистские
концепции и рассматривали влияние культур
Европы и США как форму колониального
цивилизируюшего воздействия и нормальной
культурной диффузии, то современные процессы
явно преодолевают эти рамки. Современная
культура явно определяется все более
интенсивным формированием «мирового
сообщества», и, соответственно, «мировой
культуры». Панкультурные процессы становятся
нашей повседневной реальностью. Темпы
модернизации и интенсификации коммуникативных
процессов возрастают так, что индивидуальное
сознание далеко не всегда в состоянии
с этим справится.
Происходит все большее
усложнение системы социальных связей
и культурной интеграции в пределах
всего мира, обеспеченное НТР и
приоритетом технических наук в
организации социокультурной деятельности
современного человека. Локальные социокультурные
системы, продолжающие цепляться за собственную
социокультурную самобытность, постепенно
отказываются от нее либо вынуждены замыкаться
в собственном социокультурном пространстве,
что становится, со временем, все сложнее.
Миграционные и демографические
процессы утратили свой обычно инвазионный
характер и стали обыденной ситуацией
межкультурных контактов. Коммуникативные
процессы глобального характера
становятся элементом обыденной
культуры современного человека. Качество
жизни и достаточный уровень
удовлетворения основных потребностей,
вкупе с прирастанием населения
планеты, высвободили огромное количество
потенциальных ресурсов индивидуального
и коллективного социокультурного творчества,
что привело к резкой активизации индивидуальной
культурно-инновативной деятельности,
даже на уровне обыденной культуры, даже
в только начинающих модернизироваться
странах. Социокультурный мир, в котором
мы живем сегодня, находится в состоянии
«шаткого равновесия», в зависимости от
активности индивидуальных и коллективных
субъектов самодостаточного культурного
творчества. Результатами этого творчества,
реализуемого в формах инноваций и комбинаций,
становятся, как правило, культурные объекты,
упрощающие и оптимизирующие индивидуальное
жизнеобеспечение и удовлетворение потребностей
в пределах принятых социальных норм,
ценностей и технологий с упрощенным включением
и активным социальным вниманием к культурным
инновациям. Однако в значительной степени
возрастает и девиантная социокультурная
деятельность, которая пользуется «демократичностью»
и внимаем к обереганию ценностного мира
личности, характерного для современной
культуры. Формы предотвращения социальной
и культурной девиации далеко не везде
адекватны ее технической и интеллектуальной
оснащенности в современном мире. Современная
ситуация дошла до того, что выходя из
дома, или включая телевизор, или выходя
в Интернет мы не знаем: в какой мир мы
попадем и вынуждены моментально ориентироваться
в этом мире, опираясь на имеющиеся у нас
знания и опыт, чтобы не оказаться в нем
культурно некомпетентными.
Формирование индивидуального
мировоззрения и актуальных технологий
социального поведения современного
человека уже не требует программной
ориентированности и гораздо
тяжелее поддается целенаправленному
культурному воздействию со стороны
социальных институтов и малых групп.
Вариабельность форм индивидуального
мировоззрения сегодня чрезвычайно
велика, а «откат» к традиционным
культурно-мировоззренческим формам
(прежде всего религиозным и эзотерическим)
характерен только для слабо модернизированных
сообществ, да и то, в основном, в
пределах старших поколений. Возможности
целенаправленного воздействия
на индивидуальное сознание в модернизированных
культурах сегодня чрезвычайно низки
и сводятся, в основном, к решению частных
вопросов, не имеющих прямого отношения
к жизнеобеспечению и удовлетворению
основных актуальных для индивида потребностей.
Мониторинг социокультурных процессов
осуществляется здесь только на уровне
решения социально значимых задач, и трансляции
минимума содержания культурной традиции.
Формирование новых социокультурных идеологий
возможно в современном мире только на
высоком уровне их вариабельности и в
жесткой конкурентной борьбе. Здесь границы
мониторинга, в условиях перенасыщенности
индивида массовой коммуникацией весьма
узки. Основные традиционные ценности
человека и форм его социальности (жизнь,
семья, любовь и приязнь) несомненно сохранятся
и в новом мире, но дополнительные социализующие
компоненты необходимо будет жестко отбирать
и в плане их содержания, и в формах их
трансляции. Ориентация культуры на базовые
физиологические и социальные потребности
индивидов выглядит, в данном случае, максимально
эффективной, что и демонстрирует триумфальное
распространение по всему миру существующих
сегодня форм массовой культуры.
Возможности и границы
научного знания в динамичном мире
современной культуры также неизбежно
меняются. Время, когда науки об обществе
и культуре выступали в качестве
одной из возможных форм социально
значимого знания, ушло безвозвратно.
На сегодняшний день, научные исследования
осуществляются в мире в основном
по государственным и частным
заказам для реализации конкретных
социально-значимых целей. Это цели
могут носить социально-политический,
общественно-мониторинговый, социализационный
или просветительский характер, но востребованность
науки как инструмента управления и мониторинга
социальных процессов в современном мире
на сегодняшний день очевидна. Отсюда
и преимущественно прикладной характер
современной социальной науки, и ее ориентация
на исследование проблем, актуальных сегодня.
По определению Д.Фромера, «наука сегодня
помогает нам решать те проблемы, которые
мы решали в прошлом с помощью религии,
философии, а то и просто права силы».