Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:23, реферат
Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития.
Подчас общество равнодушно
воспринимает удивительнейшие научные
результаты, т.к. действительно существуют
объективные трудности
Сегодня именно наука создает информационный образ мира, адекватный окружающей реальности и способный успешно ориентировать человека в сложной действительности. Человек, в сознании которого сформирован примитивный образ мира, в своей повседневной жизни будет совершать поступки, которые могут наносить вред ему, как отдельному индивиду, и человечеству в целом. На основании этого мы полагаем, что культурная значимость научных представлений о мире не только не утрачивается, а напротив, усиливается в современном обществе. Но для того, чтобы рядовой член общества осознал новые научные результаты, необходимо, прежде всего, адаптировать эти результаты к его уровню понимания. Это означает, что должна существовать продуманная система адаптации, ориентированная на различные уровни образованности граждан. Заботу о создании такой системы могло бы взять на себя научное сообщество. Сами способы адаптации, подходы в изложении новых научных достижений, - это прерогатива системы образования.
Таким образом, на фоне формирования
мирового культурного пространства
все большее значение приобретает
индивидуальная направленность творческого
самовыражения человека и индивидуальное
мировоззрение, которые гораздо
тяжелее поддаются
Социальное равенство как
В производственной деятельности
человек не только научился поддерживать
своё существование, но и стал умелым
и социальным. Общественные отношения
воздействуют на его природу, и под
их влиянием у людей формируются
нравственные, политические, гражданские
и экономические свойства. Вступая
в общественную жизнь, все индивиды
изначально получают минимум социальных
привычек, позволяющих им жить в
обществе, другими словами, культурно
жить в обществе. И в этом плане,
можно сказать, все люди равны. Биосоциальность
человека становится предметом острых
споров между натуралистическими и
культурологическими
А кроме того, существуют различия между природой и социальной сущностью человека. Через общественные отношения, как через сито, проявляются природные задатки, и в общественной жизни остаётся то, что находит спрос и сулит удачу. В умении жить в обществе все люди должны быть равны. А для овладения искусством жить в обществе, необходимо обладать опытом и чувством правды. Стыд и правила - основа добродетели. Необходимо всякому, так или иначе, быть причастным добродетели, в противном случае ему не место среди людей. Идея равенства развивается вместе с культурой и представляет собой одну из её ценностей. И страшно читать «Философию неравенства» М.Бердяева, в которой доказывается, что культура и равенство несовместимы. Культура, якобы, аристократична, требует привилегий.
В своей сущности культура гуманистична. Каждый человек - ценность. И, тем не менее, нельзя забывать, что пока существуют социальные группы с разным уровнем и образом жизни, в обеспеченных слоях общества поддерживается тенденция сократить свои привилегии, своё культурное превосходство над теми, кто стоит ниже их на социальной лестнице. Роскошь и нищета искореняются социальной активностью трудящихся масс, а отнюдь не благодаря только росту культуры. До сих пор рост культуры в человеческом обществе приводил только к увеличению несправедливости. И отнюдь незаметно, чтобы наиболее энергично стремились к уничтожению несправедливости именно те слои, которым больше всего доступы сокровища современной культуры. Смешная иллюзия - думать, что рост культуры неизбежно несёт с собой рост справедливости. Только нельзя забывать, что социальный эгоизм богатства и роскоши - это ещё не культура. Этому эгоизму противостоит подлинно общественная культура, которая включает в себя активность и упорство в борьбе за справедливость, социальное равенство, демократизм. Напряжённым трудом и борьбой за справедливость создавалась культура общества. Напряжённый труд и должен быть критерием доходов личности и её образа жизни. И перед ним все равны. Выражая родовую общность людей, социальность как способ её существования, труд и только труд на благо общества и себя, способен их примирить в тех видах неравенства, которые соответствуют как общему уровню развития культуры, так и уровню культурного развития каждой личности.
Современная культура и цивилизация
Для культуры XX века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл.
Цивилизация, как синоним
материальной культуры, как достаточно
высокая ступень овладения
К негативным качествам цивилизации
обычно относят ее тенденцию к
стандартизации мышления, ориентацию
на абсолютную верность общепринятым
истинам, свойственную ей низкую оценку
независимости и оригинальности
индивидуального мышления, которые
воспринимаются как «социальная
опасность». Если культура, с этой точки
зрения, формирует совершенную
Еще в 20-х годах Н. Бердяев
писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную
гибели античного мира… Все привычные
категории мысли и формы жизни самых «передовых»,
«прогрессивных» и даже «революционных»
людей XIX и XX веков безнадежно устарели
и потеряли всякое значение для настоящего
и особенно для будущего… Индивидуализм,
атомизация общества, безудержная похоть
жизни, неограниченный рост народонаселения
и неограниченный рост потребностей, упадок
веры, ослабление духовности - все это
привело к созданию индустриально-
Глобализация культуры: тенденции и противоречия
К числу наиболее значимых цивилизационных тенденций современности следует отнести процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их синтез все в большей степени определяет генеральное направление социального развития человечества на ближайшую перспективу.
По мнению А. А. Пелипенко, глобализация как явление вовсе не является чем-то уникальным и присущим исключительно современной эпохе. Стремление к неограниченному росту, экспансии и бесконечной ассимиляции любого инокультурного материала свойственно всякой культурной системе, что и было многократно явлено в человеческой истории, начиная с древневосточных империй, кончая совсем недавним прошлым.
Мы должны отметить и ряд
совершенно особенных черт, присущих современным
глобализационным процессам. Все прежние глобализационные
проекты в истории осуществлялись, образно
говоря, в эпоху идеалов, и, следовательно,
по своим формам носили идеократический
Позитивное значение данных процессов трудно переоценить. Благодаря им огромные пласты людей были вызволены из информационно ограниченного круга бытия с преобладанием материальных, социальных параметров и погружены в постоянно расширяющееся информационное пространство нового времени.
Сущность социокультурной ситуации в России Для характеристики современной
социокультурной ситуации в России необходимо
принять во внимание три группы факторов,
обусловливающих ее сегодня: - факторы
внутреннего развития, такие, как экономическая
модель развития, социальная динамика,
изменения, происходящие в государственном
устройстве и политическом режиме, и многие
др.; - исторические факторы, национальные
факторы развития российской культуры
и особенности культуры советского периода,
в духе которых воспитывались и образовывались
ныне живущие поколения россиян; - влияние
на современные российские культурные
процессы общемировой, в первую очередь
западной, социокультурной ситуации. Следует
отметить, что все перечисленные факторы
не просто определяют современную социокультурную
ситуацию, они обусловливают ее в острой
объективной конкурентной борьбе между
собой за право стать духовной доминантой
сегодняшнего культурного развития России.
Можно провести параллель с эпохой средневековья,
когда за право определять социокультурную
ситуацию в Европе боролись между собой,
по крайней мере, три традиции: варварская
- северных германских племен, античная
- греческая и романская и
Подтверждением же того, что антропоцентрическая
тенденция в России существует, является
политика государства в вопросах культуры.
В 1984 г. за чтение, распространение и ссылку
на произведения А.И. Солженицына (р. 1919)
можно было лишиться работы, стать «пожизненно
невыездным», быть исключенным из партии.
Тогда никому в самом радужном сне не могло
присниться, что десять лет спустя глава
государства Российского будет несколько
часов беседовать с еще недавно опальным
писателем-диссидентом, спрашивая у него
совета, как обустроить Россию.
Социоцентризм - концепция, согласно которой
во взаимоотношениях общество - личность
приоритет принадлежит обществу.
Антропоцентризм - концепция итальянского
Возрождения, согласно которой в центре
мироздания находится человек. Эта концепция
стала идеологией и практикой европейского
Нового времени и Просвещения. Многовековое
существование этой идеи в качестве приоритетной
в европейской идеологии способствовало
раннему возникновению идеи прав человека
и оформлению ее в самостоятельную концепцию
уже во второй половине XVII в. Эта концепция,
известная как «концепция естественного
права», была сформулирована английским
философом Дж. Локком (1632-1704), выделившим
в качестве основных естественных неотчуждаемых
прав человека права на жизнь, свободу и собственность. В
новом Российском государстве закреплены
юридически и осуществляются практически
свобода совести, свобода вероисповедания,
атеизм не является больше позицией государства.
Государство перестало заниматься идеологической
цензурой, и российскому читателю вернули
многие выдающиеся произведения философии
и художественной литературы. Плюрализация
средств массовой информации привела
к ликвидации пропагандистской функции
этих средств в пользу их информационного назначения.
предназначались - зрителей, слушателей,
читателей. Власть впервые приблизила
к себе на равных людей высокого профессионализма,
предоставила политическую и профессиональную
трибуну всем способным создать альтернативные
программы по устройству экономической
и общественной жизни в стране. Были ликвидированы
спецхраны, переполненные запрещенными
произведениями русской и мировой классики.
Плюрализм публикаций расширил круг чтения
рядового гражданина, обеспечил возможность
настоящего духовного выбора (а подлинность
выбора - критерий подлинности свободы),
позволил формировать домашнюю библиотеку
без оглядки на «стук в дверь» за то, что
в ней имеются произведения А.И. Солженицына
или А.Д. Сахарова.
Однако у этого решающего для раскрепощения
личности и развития подлинной культуры
в стране явления пока сохраняются негативные
стороны. Прежде всего, интеллигенция,
чья деятельность и борьба обеспечили
происшедшие перемены, не всегда может
воспользоваться принесенными этими переменами
благами. Невысокая заработная плата ученых,
преподавателей, врачей, творческой интеллигенции,
символическая стипендия студентов не
позволяют им приобретать книги, посещать
театры, путешествовать, чтобы знакомиться
с мировой и отечественной культурой.
Для интеллигенции, создателя художественных
произведений, процесс раскрепощения
явился не только благом, но и испытанием.
Испытанием эти процессы стали, впрочем,
для всей интеллигенции. Так, перед преподавателями
встали вопросы, как учить, чему учить,
по каким источникам учить, так как стали
очевидными не только пороки прошлого,
но и негативные явления настоящего. Не
вся интеллигенция это испытание выдерживает.
Свобода творчества зачастую оборачивается
свободой соперничества между различными
группировками духовной элиты. Например,
конфликты, раздоры в Художественном театре,
Большом театре, Союзе писателей и других
творческих союзах. Можно сказать, что
ни в одной области культуры за эти годы
не было создано ни одного фундаментального
произведения. Подобные факты уже нашли
свою трактовку в работах российских культурологов.
Некоторые считают приобретенную свободу
Демократия - это, помимо указанных характеристик,
развитая общность. А сегодня организованный
социум разрушен, организованное антропоцентрическое
общество не сформировалось. В обществе
существует противостояние демократов
и консерваторов, при этом ни у кого из
них нет разработанной концепции позитивного
политического и государственного обустройства
страны. Все выражается от противного:
демократы не хотят тоталитаризма, консерваторы
не хотят, чтобы Россия превратилась в
«задворки Запада». А общество под влиянием
процессов социального расслоения, под
влиянием партийных противостояний распадается,
утрачивается всякая общность, в том числе
и общность культурной ориентации. Прошлое,
конечно, было трудным и заставляло россиян
терпеть и страдать, но «терпели» все,
а сегодня в России поднимаются духовно
и материально «новые русские» за счет
обеднения и деградации других, снижение
психического уровня которых оказывается
ниже допустимой нормы. Все это служит
основой возникновения потенциальных
и социальных условий для превращения
России в страну третьего мира либо для
возникновения в ней авторитарного жесткого
режима.
Однако сказанное не означает бездумного
восхваления прошлого - необходимы взвешенный
анализ, учет и сохранение всего позитивного
из прошлого, ибо цивилизация и культура
всегда держатся на преемственности и
сохранении трудом завоеванного и обретенного,
разрушает всегда варварство. Необходимо
мудрое руководство происходящими духовными
и культурными процессами.
Свобода сама по себе не решает ни одной
проблемы, а, наоборот, расшатывая социальные
нормы и повышая спонтанность поведения
людей, порождает многие новые проблемы. «
В связи с этим встает вообще проблема
культуры и демократии. Кажется, что проблема
эта решается сама собой: демократия создает
оптимальные условия для развития культуры.
Действительно, демократия - максимально
благоприятный режим для реализации власти
народа. Именно демократия защищает плюрализм
позиций и свободу выбора, но, как указывал
Н.А. Бердяев (1874-1948), между культурой и
демократией существует и обратная связь:
для демократии необходима достаточная
культурная основа, для ее осуществления
необходимы определенные условия, воспитываемые
в массах веками и даже тысячелетиями.