Социологический подход к понимании культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строиться по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

Содержание работы

Введение
1. Общие принципы цивилизации теории
2. Ценности как основа типологии культур
3. Динамика общества и его культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Титульный лист

 

Тема: Социологический подход к понимании культуры. ( П. Сорокин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

1. Общие принципы цивилизации  теории………………………………….

2. Ценности как основа  типологии культур……………………………….

3. Динамика общества и  его культуры……………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………

3

5

8

11

20

21

5

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, безусловно, относят его  к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя  учёного до недавнего времени  запрещалось даже произносить. Два  периода его творчества не похожи друг на друга, но работы интегрируют  их, так как всё его мировоззрение  было пронизано «философией интегрального  синтеза».

П. Сорокин, разработав систему  социологии, в  сущности, выступил против предшествующей социологии, изучавшей  «психические реальности». Он считал, что «социология должна строиться  по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества  предметов исследования. Ни о каком  противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может  быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма  возможно, если она будет изучать  только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные  методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. Приёмы интроспекции и «понимания»  следует признать побочными, вспомогательными методами. В связи с этим он выступил против нормативно - ценностного подхода  в социологии, который «должен  быть изгнан», ибо при таком подходе  объективным мерилом становится сам исследователь, заменяющий изучаемые  явления собственными представлениями.

Игнорируя индивидуальные, внутрипсихологические  процессы, П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Однако в последующие годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения суть «переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» он придаёт значение интегрирующего вектора всей общественной жизни.

Центральной в его творчестве является тема социокультурной  динамики, в разработке которой основное понятие - «ценность». Он пишет, что «именно  ценность служит основой и фундаментом  всякой культуры». В своих работах  П. Сорокин даёт определение и  описание таких понятий, как «культурная  интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком  смысле социокультурным  он называет весь этот мир, который  создан Человеком. Его составные  части обобщённо  можно отнести  к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее  их понятие  «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная  смыслов, материальная - как их воплощение, социальная культура - как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют  эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

 

1. Общие принципы цивилизации теории

 

При всех расхождениях сторонники макросоциологического подхода к изучению цивилизаций, или так называемых культурных суперсистем, согласны по следующим пунктам:

1. В безграничном «океане»  социокультурных явлений существуют  крупные культурные системы, иначе  называемые культурными суперсистемами  или же цивилизациями, которые  функционируют и как реальное  единство. Они не совпадают с  государством, нацией или любой  другой социальной группой.

Обычно границы этой культурной сущности перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных единиц.

2. В силу взаимозависимости  компонентов цивилизации как  целостной системы эти большие  суперсистемы ощутимо определяют  большую часть изменений, происходящих  на поверхности этого социокультурного  океана, в том числе исторические  события и жизнедеятельность  малых социокультурных единиц, групп  или индивидов, относящихся к  культурной суперсистеме: их идеологию,  поведение, материальную культуру, их жизненный путь и судьбу.

Изменения в суперсистеме или в ее существенных частях взаимозависимы.

3. Без адекватного знания  принципов устроения суперсистемы  мы не можем понять характер  структуры и динамики ее самой  и ее существенных подсистем,  компонентов и скоплений элементов.

4. Глубокое изучение всех  основных культурных суперсистем  и систем

дает нам макрокатегории для анализа всего культурного космоса. Знание этих принципов в огромной степени дополняет микросоциологические исследования социальных процессов. Для полноценного понимания социокультурной реальности нужны как макросоциологических, так и микросоциологические исследования.

5. Общее число больших  культурных систем в истории  человеческой культуры было невелико. Общее число цивилизаций в списках Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби не превышает тридцати. Число же малых культурных систем практически не ограничено.

6. Каждая из больших  культурных систем и суперсистем  зиждется на какой-то основной  предпосылке, получившей выражение  в философском принципе, прасимволе или конечной ценности, который цивилизация порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих основных компонентах или подсистемах. Поэтому каждая из крупных культурных единиц упорядочена в логическом или эстетическом плане, а составляющие ее части и компоненты дополняют друг друга.

7. Каждая из этих крупных  суперсистем после завершения  своего формирования (опредмечивания и создания социальных институтов) становится причинно-смысловым единством. Если бы ее существенные компоненты не были бы объединены причинной взаимозависимостью, они представляли бы собой конгломераты и большие скопления, а не целостные общности.

8. Каждая из культурных  суперсистем сохраняет свою самобытность, свою самотождественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах.

Перемены совершаются  при поддержании единства всех существенных частей, имеют имманентный характер, определяются внутренними закономерностями, а внешние воздействия ускоряют или же замедляют, облегчают или  затрудняют развертывание внутреннего  потенциала системы, иногда приводя  к ее уничтожению, но вряд ли когда-либо способствуя ее трансформации во что-то принципиально отличное от присущего  им типа. В ходе взаимодействия культурная система осуществляет отбор через  принятие близких по духу и устранение неблагоприятных элементов.

9. Теоретики согласны в отказе от линейной концепции жизненного пути суперсистем и исторического процесса в пользу принятия представления либо о циклических изменениях, либо о ритмических, т.е. постоянно меняющейся модели. В каждый данный момент жизненный путь суперсистем и человечества в целом претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение преемственности. Претерпевая постоянные изменения, культурная общность вместе с тем подвержена сходным повторам, ритмам, тенденциям. Изучение повторяющихся структурных закономерностей или динамических универсалий — важная задача системных теорий культуры или цивилизации.

10. Все теоретики выделяют  сходные «фазы» жизненного цикла  культурных суперсистем или цивилизаций.  Фаза роста, или «весны» цивилизаций,  выделяемая в концепциях Данилевского—Шпенглера—Тойнби,  сходна в ряде характеристик  с «умозрительным» типом у  П. Сорокина, с фазой «преобладания  религиозности» у А. Кребера, с фазой преобладания эстетического начала у Ф. Нортропа, с сакральной фазой у Г. Беккера. Выделяемая в концепциях Данилевского—Шпенглера—Тойнби—Конечны фаза упадка сходна с выделяемой П.

Сорокиным «перезрелым чувственным» типом культуры, с «героической»  цивилизацией у Шубарта, теоретической фазой у Ф. Нортропа, секулярной у А. Кребера, цивилизационным упадком у А. Швейцера и кризисом цивилизации у X. Ортеги.

11. Во всем своем жизненном  процессе цивилизации следуют  собственным курсом, проходя по  этапам генезиса, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения.

12. По единогласному диагнозу  этих теоретиков наше время  отмечено глубочайшим кризисом, как конец четырех- или пяти-вековой эпохи преобладания чувственной, теоретической, секулярной, прометеевской, научно-технологической культуры и перехода к новому интегративному, —новосредневековому, эстетико-теоретическому типу цивилизации или культуры.

При различии в деталях  все концепции целиком и полностью  сходны в этом пункте. Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Конечны и другие культурологи утверждают, что «цивилизации» или «высокие культуры» являются реально существующими целостными образованиями или интегрированными системами. Это утверждение вынуждает нас поставить важный вопрос: какого рода единство представляет собой цивилизация? В терминах моей концепции вопрос формулируется следующим образом: являются ли цивилизации всего лишь пространственными скоплениями или же это причинно-смысловые системы? К сожалению, наши достойнейшие ученые не дают ясного ответа на эти вопросы. В их работах отсутствует различение между скоплениями и полускоплениями, причинными, смысловыми и причинно-смысловыми единицами. Они просто утверждают, что цивилизации — это целостные или интегрированные системы, в которых все элементы взаимозависимы и связаны один с другим.

 

2. Ценности как основа типологии культур

 

Питирим Александрович Сорокин  – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое  наследие настолько объемно и  многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.

Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном  сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой  культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию  и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Все части такой интегрированной  культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.

Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы  поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются  друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к  поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей  три типа культур:

1. идеациональный;

2. чувственный;

3. идеалистический.

Необходимо отметить, что  за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать  следующие признаки:

1) Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и  второго, в нем сосуществуют и  те и другие признаки.

2) Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен  только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность  Богу, моральные императивы: жажда  славы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны для телесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

Информация о работе Социологический подход к понимании культуры