Социологический подход к понимании культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строиться по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

Содержание работы

Введение
1. Общие принципы цивилизации теории
2. Ценности как основа типологии культур
3. Динамика общества и его культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

6) Восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры (процессы индивид, и коллективного понимания - идентификации, «декодирования» символики, осмысления сущностных признаков и функций культурных явлений; их понятийная и оценочная интерпретация, символическое «присвоение» культурных форм людьми и их самоидентификация и самомаркировка посредством этих форм; символизация и маркирование среды обитания сообщества; выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чуждых культурных форм, превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции).

7) Социальное и историческое самовоспроизводство культурных систем и форм (межпоколенная трансляция социокультурного опыта, селектированных норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, актов познания, ориентирования, интерпретирования и т.п., осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования, корректирующего регулирования и иных форм социального коммуницирования; трансляция системы образов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира, поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности сообщества; воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией и т.п.).

8) Изменчивость культурных явлений (постепенная трансформация утилитарных и социально-регулятивных функции, уровня социальной актуальности, формальных черт и семантических значений культурных форм как по ходу времени их функционирования в социальной практике, так и в процессе их пространств распространения; развитие и модернизация культурных форм в сторону повышения их утилитарной и социальной эффективности, углубления функциональной специализированности; эволюция культурных систем по пути усложнения их организации и структуры, повышения устойчивости и функциональной универсальности, социально - интегративных возможностей и адаптивной пластичности, а также, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня функциональной специализированности форм, структурной и организационной сложности, устойчивости и универсальности систем и т.п. вплоть до их элиминации).

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время интерес  к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны  российских социологов значительно  возрос. Все более актуальными  становятся его идеи в связи с  подтверждением истинности и глубины  его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в  экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную  Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так называемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что  только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать  гарантом его стабилизации, дальнейшего  развития и процветания, что никакие  отдельные меры в области экономики  и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

 

Список использованной литературы

 

  1. Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. - Сыктывкар: Эском, 2005.- 421 с.
  2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2007– 304 с.
  3. Меняева М. П. П.А. Сорокин: жизнь, судьба и творчество. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2005. – 224 с.
  4. Сергеева Т. Б. Питирим Александрович Сорокин — социолог образования. - М.: Илекса, 2004. – 156 с.
  5. Согомонов А. Ю. Интегральная социология Питирима Сорокина // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. М., 2004. – 147 с.
  6. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 2007. – 251 с.
  7. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, этики и права и соц. Отношений. (Фрагменты подг. к печ. и предисл. З.В. Каганова, П.Е. Сивококова) //Вестн. Мос. ун-та. Сер.7. Философия. 2003. - № 1.
  8. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 2003.- 213 с.
  9. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2004. – 422 с.
  10. Розин В.М. Культурология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 462 с.

 


Информация о работе Социологический подход к понимании культуры