Социология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой -- содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия «культура».

Файлы: 1 файл

соц. культуры.docx

— 23.45 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

«Социология культуры»

 

I. Культура и ее функции

 

 

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой -- содержательные представления  о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия  «культура».

 

Культура может означать «царство духа». Культура может означать определенный тип сознания или поведения, например, культура гуманитариев и  культура технарей. Это достаточно многозначное и неопределенное слово  мы применяем в его обыденном  значении как синоним чего-то хорошего, ценного, безусловно, положительного.

 

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura -- заботиться, взращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания  смысла культуры к широкому, происшедший  в европейском общественном сознании в XVII--XVIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени  культура становится центральным понятием европейского самосознания.

 

Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности  природе, «натуре», восходит к эпохе  Просвещения. Оно получило два истолкования: природа рассматривается как  исходное состояние, далекое от совершенства, а культура -- путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот, природа -- идеал гармонии, а культура -- искусственное  образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр. С этим связан известный спор между Руссо  и Вольтером. Руссо считал, что  культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, искажает, ослабляет  отношения, а главное, вносит в них  ложь. Вольтер занимал иную позицию: история человечества начинается с  некоего дикого состояния, и именно культура «очеловечивает» человека.

 

И тот и другой взгляд на культуру имел совершенно определенные последствия в плане создания социологической модели общества. У  Руссо это общество равных, в основе которого лежат минимальные потребности  его членов. У Вольтера -- общество, в котором существует своеобразный культ богатства, как материального, так и духовного, а положение  членов общества не принудительно-однообразное, но зависящее от их индивидуальных способностей и талантов. К концу XVIII в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а  сама культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную  ограниченность.

 

К XVIII--XIX вв. в Германии, а  затем в России сложилась другая антитеза -- культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей  противостоит цивилизация как нечто  утилитарное, внешнее и вторичное  для человека. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных  состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития». Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим  прогрессом, а культура -- с процессом  идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

 

В XX в. под культурой стали  понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего  нравы, ценности, воззрения, бытующие в  обществе, т.е. всю сферу социального  самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию  внешних условий человеческого  существования и к внутренней природе самого человека. Определяя  содержание понятия культуры, современные  исследователи, как правило, отождествляют  ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного  труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система  отношений между человеком и  природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким  образом, культура понимается и как  совокупность ценностей (духовных и  материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению  и хранению. Исходя из этого, выделяются основные функции культуры:

 

ь человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

 

ь гносеологическая (познавательная), так как, культура является средством  познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

 

ь информационная - функция  трансляции социального опыта, которая  среди прочего обеспечивает связь  времён -- прошлого, настоящего и будущего;

 

ь коммуникативная - функция  социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

 

ь ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему  координат, своеобразную «карту жизненных  ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

 

ь нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что  культура выступает средством социального  контроля за поведением человека.

 

II. Социологическая классификация  культуры и закономерность ее  развития

 

Неоднозначность трактовки  понятия «культура» обусловливает  разнообразие подходов при ее социологическом  изучении. Г" Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей  развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной  с созданием, усвоением, сохранением  и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения  в обществе, а также между обществом  и природой1. В настоящее время  в отечественной и европейской  социологической литературе социология культуры выступает как собирательное  понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных  видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта  различных культур, воздействия  культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию  и социально-политические движения.

 

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под  своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

 

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение  ценностного компонента, что позволяет  объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных  уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических  исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и  средства их распространения; г) оценить  влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении1.

 

В социологии существуют несколько  традиционных плоскостей деления и  эмпирического анализа культурных явлений.

 

ь По субъекту -- носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная  личность. Отношения между этими  блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

 

ь По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или  иной профессии.

 

Жестко установленных, четко  фиксированных границ между общей  и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные  средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять  только с уровнем квалификации. Она  требует осознания мировоззренческих  основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.

 

ь По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую  в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

 

ь По видам культуры принято  выделять материальную культуру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.)

 

Деление на материальную и  духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что  существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и  др.

 

ь По своему характеру и  «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

 

Социологи выделяют несколько  основных закономерностей в развитии культуры.

 

Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий  жизни общества и ее обратное влияние  на их изменение.

 

Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение  той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

 

Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают  с эпохами расцвета и упадка в  других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваются  неравномерно. Так, сегодня при более  или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим  об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии  культуры экологической.

 

Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

 

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют  качественные изменения в науке  и технологии, открывающие новые  возможности для производства и  распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

 

ь появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими;

 

ь изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;

 

ь современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые  материалы в архитектуре и  пр.).

 

Техническое оснащение поначалу рождало самые радужные надежды. Казалось, благодаря мощным техническим  средствам культура может гораздо  раньше, глубже и эффективнее социализировать  человека. Но основные ожидания «культурного взлета» оказались, нереализованными. Более того, социологи установили, что культура человека начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» рядового человека играет сегодня  то, что он прочтет на афише, увидит в кино или по телевидению, почерпнет  из газет, пролистав их по дороге на работу, или узнает из разговоров с  сослуживцами и соседями.

 

III. Массовая культура и  субкультура

 

 

1. Массовая культура

 

Научно-техническая революция  стимулировала широкое распространение  массовой культуры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах  в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества исходит  из того, что в XX в. классовая поляризация  исчезает и главенствующую роль в  историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет  не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности  за свои решения и поступки. Согласно Тарду и Лебону, общество делится  на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая  кое-что понимает, и элиту, имеющую  доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

 

Суть массовой культуры состоит  в том, что она создается для  целей потребления. Главная ее функция -- развлекательно-компенсаторная. Это  культура, лишенная внутреннего источника  развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение  одна из сторон культуры -- адаптивная, причем в облегченном, поверхностном  варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя  ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить  бесконечные телевизионные сериалы, так называемые «мыльные» оперы.

Информация о работе Социология культуры