Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:00, реферат
В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой -- содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия «культура».
Самое концентрированное
воплощение массовой культуры -- китч (от
нем. Kitsch -- халтура, безвкусица, штамп).
Он возникает в период массовой урбанизации
как ответ на запрос деревенского
жителя, перебравшегося в город и
лишенного своей привычной
Период 60-х годов можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодежи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресна», рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод о том, что одни и те же общественные идеалы следует доводить до различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных и т.д.) различными способами. И перед социологами встали следующие задачи:
ь дифференцировать группы по культурному признаку;
ь выделить их особый круг интересов
и найти возможные точки
ь определить пути, способы и средства воздействия на ту или иную группу.
Массовая культура модифицируется
с учетом специфических характеристик
различных социальных групп. Несколько
изменяются и способы ее воздействия:
она не только становится более избирательной,
технически совершенной, изобретательной,
но и использует в качестве своего
основного инструмента механизм
статусного потребления. Так, покупка
тех или иных вещей диктуется
не столько их техническими характеристиками
и соображениями
2. Субкультура и контркультура
Если подлинная и массовая
культуры различаются по своим целям
и ценностям, то по отношению к
господствующей культуре выделяются субкультура
и контркультура -- культуры различных
социальных групп: возрастных, профессиональных,
территориальных, поселенческих и
т.д. Иначе их еще называют частичными
культурами. Любая субкультура имеет
свои ценности, несколько отличные
от общепринятых, особые правила и
образцы поведения, стиль одежды,
манеру общения. Кроме того, субкультура
варьируется в зависимости от
характера декларируемых
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящемся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогенная (однородная) возрастная группа. Слово peer происходит от латинского «paar» (равный), и обозначаемое им равенство относится не только к возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
ь от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
ь от возраста. Пик активности -- 16--17 лет, к 21--22 годам она заметно падает;
ь от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы и т.д.) -- около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, -- охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. -- не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное или даже преступное: наркоманы, токсикоманы и др. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп.
Выделение различных субкультурных
групп условно, они не отделены друг
от друга непроницаемой
Субкультура, которая находится
в состоянии открытого
На сегодняшний день контркультура
-- это: а) тип протестующего
Учитывая внутреннюю неоднородность
культуры, социологи попытались создать
многоуровневую модель, по которой
смысловое разнообразие культурных
изменений обусловлено
IV. Проблемы культуры в современной России
Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо -- плохо», особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Однако уже зримо выделяются несколько тенденций.
Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой -- к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
Приватизация и
Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
Усиление культурно-
Особую озабоченность
вызывает состояние русского языка,
который можно рассматривать
как индикатор культуры. Он организует
характер и способ восприятия реальности.
За несколько десятилетий в
Изучение места и роли
культуры в общественной жизни, закономерностей
ее развития имеет большое практическое
значение. В современных условиях
становится отчетливо видно: нельзя
усиленно проводить в жизнь