Сохранение элементов язычества в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Значение слова – религия - по словарю Ожегова. Религия одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (бога и богов), которые являются предметом поклонения. Энциклопедический словарь(от лат. Religio) - набожность – святыня , предмет культа. Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия. Основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Религия по этимологическому словарю - термин восходит к латинскому глаголу religate -связывать. Значение по словарю синонимов - религия - вера, верования .

Файлы: 1 файл

Копия культурология.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

В связи с вышесказанным, показательна эволюция Велеслава – верховода общины «Родолюбие». Начав с увлечения Востоком, Велеслав возвратился к родным богам, и ныне уже много сделал им во славу .Его деятельность – это достойная и авторитетная попытка по развитию и укреплению языческого культа, сплочению единомышленников. Издания общины «Родолюбие» – на сегодняшний день, пожалуй, лучшее духовное руководство для всех тех, кто не просто желает ознакомиться с язычеством ближе, но и стремится жить по заповедям веры. В последних его книгах бережно воссоздана и кодифицирована целостная система исконно русского мировоззрения: от веды до здравы. Даются ответы по основным вопросам языческого богопознания и жизни по прави. Поэтому книги нужны. Нужны лекции и семинары (Велеслав, Велемир). Верное слово дорогу найдёт, а конкретная форма передачи не столь уж важна.

Собственно, нынешний этап возрождения  веры во многом связан с книжной  традицией. В русской деревне  язычество сохранилось в основном в виде отдельных фрагментов, черт материальной и духовной культуры, суеверий. Книжная городская культура оказалась способна донести до наших  дней и сцепить с современным  сознанием осколки достоверного знания о языческой древности. Велик  вклад современных учёных (Рыбакова Б. А., Третьякова П.Н., Чернягина Н.Н., Проппа В. Я., Топорова В. Н. и др.).

Но этой бы сцепки не произошло, если бы язычество не было имманентно русской  культуре и этничности. Именно язычество  было тем истоком, с которого началась ведомая нам история славянского  мира. Язычество является первичной  матрицей нашей культуры. Поэтому  оно будет воспроизводиться вновь  и вновь, покуда не иссякнет род славяно-русский. Являться тем началом, к которому  беспрестанно будут обращаться наши далёкие потомки во всех ответвлениях нынешних родов.

 

Язычество в современной  России.

 В настоящее время в России  действует целый ряд языческих  движений и общин, ставящих  своей целью возрождение исконной  русской веры. Несмотря на то, что общая численность их членов  значительно меньше числа последователей  различных христианских и иных  религиозных движений, их ряды  постоянно пополняются новыми  членами - истинными русскими  патриотами.

 Вместе с тем необходимо  указать на ряд явлений, препятствующих  подлинному возрождению языческого  духа в современной России. Помимо  внешних причин (социально-политических), существует целый ряд внутренних причин (духовно-психологических) медленного и порой весьма противоречивого по форме возрождения Традиционной русской духовности. Печально наблюдать, что многие наши современники, формально причисляющие себя к язычникам (родолюбам, родноверам, традиционалистам), на деле уделяют очень мало внимания собственно религиозным аспектам язычества. Порой политические, экономические, экологические и иные цели выдвигаются ими на первый план, заслоняя собой САМО- и БОГО- познание, а чрезмерная увлеченность внешней атрибутной становится препятствием для получения и углубления внутреннего - духовного опыта.

 Язычество (Родолюбие, Традиционализм), будучи системой миросозерцания, рассматривающей жизнь человека во всей ее целостности, указывает на важность неразделяющего взгляда на действительность. Согласно Родо-любию, современный язычник должен не уклоняться от решения политических, экономических, экологических и иных проблем, которые ставит перед ним реальность, а рассматривать их преодоление как своеобразное религиозное действо, как метод познания мира и Природы, как средство для САМО- и БОГО-познания. Преодолевая всякую двойственность внутри себя. Язычник должен вырабатывать целостный взгляд на действительность, видя божественное во всем, и все как проявление божественного. При этом всякое действие, совершаемое язычником, должно опираться на его духовный опыт и не вступать в противоречие с Мировой Гармонией.

 Язычество, являясь универсальной  и всеобъемлющей философией, остается  при этом глубоко национальным  явлением. Это Традиция, проявляющаяся  через совокупность традиций  каждого конкретного народа, изложенная  понятным и характерным для него языком, учитывающая всю специфику национального мировосприятия. В связи с вышеизложенным, необходимо указать на опасность абсолютизации национального начала, способного превратить здоровый патриотизм (то есть естественную для человека любовь к родному народу) в анти- Природный нацизм, характеризующийся не столько любовью к своему народу, сколько ненавистью ко всем остальным народам (иудаизм с его догматически прописанной неприязнью к иным народам, а также квазирелигия фашизма, преведшая в недавнем прошлом немецкий народ к войне и поражению). Любовь к родному народу ни в коем случае не должна измеряться степенью ненависти к людям иных национальностей (тем более, что отрицательные эмоции - ненависть в том числе - попросту неконструктивны; в первую очередь для того, кто их испытывает). Бездумный нацизм некоторых современных язычников противоречит принципам Язычества (Родолюбия) и является прискорбным фактом нашей современной действительности. Всякий язычник, проявляющий ненависть ко всем инородцам, сам становится проводником анти-языческих идей и анти-языческой философии, попирая тем самым Законы Прави Небесной и бросая оскорбление Родным Богам.

 Одной из характерных черт  современной России является  наличие известных различий между  городским и сельским образом  жизни. Эти различия так или иначе проявляются и в особенностях мировосприятия городских и сельских язычников. Особенно хорошо это заметно при сравнении программных принципов, исповедуемых языческими движениями и общинами, основанными в крупных городах, и принятых сельскими языческими объединениями.

 Современные городские Язычники, как правило, больше внимания  уделяют концепциям, философско-историческим  разработкам, литературно-научной  деятельности и т.п., в то время как сельские Язычники отдают предпочтение преимущественно практической стороне дела (обрядности, обустройству капищ, сопутствующей ремесленной деятельности и т.п.). И тот, и другой подход имеют свои преимущества, но ни один из них не может претендовать на полноту религиозной практики.

 Современные люди в большинстве  своем утеряли ощущение своей  целостности, развивая какую-либо  одну сторону своей природы  за счет всех остальных. Это  их состояние усугубляется деятельностью  многочисленных современных религиозных  движений, анти-языческих по сути. Жесткая специализация людей мешает им воспринимать мир во всей его полноте, видеть божественное во всем многообразии форм. Помочь им восстановить утраченную гармонию целостности может лишь приобщение к Традиции, обладающей всеобъемлющим знанием и имеющей целостный взгляд на мир.

 Человек, воспринимающий действительность преимущественно как совокупность идей, постигаемых разумом, равно как и тот, кто во всем привык доверять одним лишь свои чувствам и инстинктам - в равной степени далеки от целостного восприятия мира. Человек, для которого религия есть всего лишь свод догматов, равно как и тот, кто увлечен одной лишь внешней обрядностью - в равной степени далеки от получения целостного религиозного опыта. Лишь язычество, лишенное каких-либо жестких систем догм и предписаний, обязательных для выполнения всеми людьми без учета их личных свойств, способно вернуть современному человеку целостный взгляд на мир, стимулируя его личный духовный поиск и не подгоняя его под узкие догматические рамки. Лишь язычество способно, не разделяя единое Знание на фрагменты (как это делают все упа-дхармы), использовать его во всей полноте на благо человека, не превознося какую-либо одну его часть посредством принижения значимости всех остальных.

 Перед  современными русскими язычниками (родолюбами, родноверами, традиционалистами), сейчас как никогда остро стоит проблема возрождения искалеченной многовековым засилием чужебесия духа нашего народа. Начать это поистине священное дело каждый из нас должен с возрождения и очищения собственной души, с преодоления внутренней двойственности и восстановления изначальной гармонии, утерянной современным "цивилизованным человеком", с разрушения того внутреннего барьера, которым мы отгораживаемся от лучей света не- смертного духа - Природы Рода, составляющей нашу истинную Суть.

Следы язычества в современной  русской культуре.

Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу и рассказываем сказки про Бабу -Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Мы заговариваем рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза.

К большому сожалению, русская культура вот уже несколько десятков лет  переживает период разрушения, утраты самобытности и национальных черт. Особенно процесс этот усилился в последнее десятилетие. По мнению немецкого исследователя Г.Гюнтера: «Нация рождается в деревнях, а умирает в городах». Оплот самобытности нации следует искать именно в деревне, но и деревня в значительной мере утратила народные традиции. Поэтому выделить и описать языческие традиции среди традиций и обычаев русского народа в целом задача сложная ещё и потому, что обычаев-то фактически и не осталось.

Условно все обычаи можно привязать  к определённым событиям в жизни  человека и общества:

1) Свадьба

2) Смерть

3) Рождение ребёнка

4) Праздники

5) Обычаи и обряды, связанные  с сельскохозяйственным циклом

Свадьба у славян являлась не только и не столько фактическим объявлением  начала совместного проживания мужчины  и женщины, но скорее сакральным обрядом, связующим жизни и судьбы мужа и жены в одно целое, обрядом соединения и взаимодополнения душ двух любящих людей. Поэтому и свадебные обычаи в корне отличаются от христианских канонов, производящих обряд приведения жены в подчинение мужу. Свадьба, состоявшаяся без согласия на то родителей молодых, считалась чем-то из ряда вон выходящим, т.к. построив жизнь на обиде предков, родственников, человек не сможет быть счастливым. Среди обрядов, сопровождавших свадьбу, до нас дошли: посыпание молодых зерном и деньгами, связывания их верёвкой, испытания жениха в доме невесты, зажжение символического семейного очага, и конечно же весёлый пир во славу и счастье молодых.

 

Смерть, или момент перехода души человека из мира яви в мир предков и  богов, и поныне является одним из важнейших по насыщенности обычаями событий. Умершего обмывают и одевают  в новую одежду, производя таким образом некое очищение. Тело кладётся на кухонный стол. В древности стол играл роль домашнего алтаря, на нем готовилась пища, получая таким образом от соприкосновения с алтарём заряд благословения богов. Именно на домашний алтарь клали тело умершего, вверяя его богам. Сам процесс похорон также очень интересен в рассматриваемом ключе: покойный зарывается в землю в гробу-подобии ладьи; над могилой насыпается холмик - подобие кургана; на могил устанавливается крест или иной памятный знак, с указанием имени, даты и иногда причины смерти, часто на памятный знак вешается фотография - все это отображение памятных камней с рунными надписями, в древности устанавливаемыми на могилах людей. Вслед за похоронами следуют первые поминки с застольем и алкоголем, что строжайше запрещается церковью. Это отражение древней тризны, пира во славу умершего. В дальнейшем поминки повторяются каждый год, могила содержится в чистоте и порядке, на стол возле захоронения покойному ставят снедь и питьё, иногда рассыпают зерно на могильном холмике. Всё это - отражения древнейшего культа рода и предков, идущего в разрез с христианским вероучениям, ибо, как сказал Иисус Христос:«Пусть мёртвые сами заботятся о своих мертвецах». Иногда новорожденных называют именами их недалёких предков, несознательно стараясь передать им часть удачи и силы. Также такой обычай можно объяснить отражением древней веры в переселение душ. Интересен также обычай поминать каждый год знаменитых героев, людей, много сделавших для Отечества и просто неизвестных воинов, павших при защите страны, возложением цветов к их могилам или памятникам, установленным в их честь.

 

Обычаи, связанные с рождением  ребёнка, дошли до нас лишь на уровне суеверий.

 

Обычаи, связанные с проведением  различных празднеств, в последнее  время совершенно вырождаются в  банальную пьянку. Важнейшей, необходимейшей частью любого торжества является застолье. В общем, смысл застолья, т.е. совместной трапезы за большим столом, в общем веселье, беседе, радости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  • Язычники отвечают. «Коляда вятичей».
  • "Коло славим", "Родные Боги", "Велес", "Обрядник", ред. Велеслав
  • Иеромонах  Виталий. «Россия и новое язычество»
  • Лихачев Д.С. Культура русского народа X - XVII вв
  • Гордиенко Н.С.Крещение Руси: факты против легенд и мифов.
  • http://kulturoznanie.ru/?div=dop_kultura_i_religia

Информация о работе Сохранение элементов язычества в русской культуре