Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:25, контрольная работа
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Славянофилы………………………………………………………….5
§ 1 Сущность и основные идеи славянофилов…………………………….5
§ 2 Хомяков А. С.: концепция живого знания и принцип соборности…..8
Глава 2. Западники……………………………………………………………13
§ 1 Сущность и основные идеи западников………………………………13
§ 2 Киреевский И. В.: критика западного рационализма………………..14
§ 3 Отличительные особенности западничества и славянофильства…..20
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………24
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Кафедра Экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине
«Культурология»
на тему: «Сословное деление российского общества в XVIII веке».
Вологда, 2007.
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Славянофилы…………………………………………………
§ 1 Сущность
и основные идеи славянофилов……
§ 2 Хомяков А. С.: концепция живого знания и принцип соборности…..8
Глава 2. Западники………………………………………………………
§ 1 Сущность
и основные идеи западников…………
§ 2 Киреевский И. В.: критика западного рационализма………………..14
§ 3 Отличительные особенности западничества и славянофильства…..20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, "русского духа". Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же "растительная" жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века.
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Философски осознать наше национальное призвание - такова задача, до которой доросла Россия к эпохе николаевского царствования. И как ни тяжелы были внешние условия ее духовной жизни, она эту задачу выполнила: в раннем славянофильстве проблема национального русского самосознания впервые получила философскую формулировку. Пусть ответ, который дали славянофилы на вопрос о сущности и назначении России, неверен, ошибочен или, по крайней мере, спорен. Все же за ними остается непреходящая заслуга ясной постановки и серьезного обсуждения этого вопроса.
Лидеры славянофильства - Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Заслуги славянофилов, несмотря на романтизм их мировоззрений на русское прошлое — велики.
Так, Киреевский философски обосновывает идею о самобытности исторического пути русского народа и самобытности русской культуры. А. Хомяков в своих богословских сочинениях поднимает православное богословие на высшую ступень, философски обосновывает идею соборности православной церкви и соборности русского народа. Эти идеи, так же как и многие другие, развиваемые славянофилами, не что иное, как древние русские идеи, забытые после Петровской революции.
Глава 1. Славянофилы.
§ 1 Сущность и основные идеи славянофилов.
Славянофилы
– представители одного из
направлений русского общества
и философской мысли 40-50-х
Термин «славянофилы»,
по существу, случаен. Это название
им было дано их идейными
оппонентами – западниками в
пылу полемики. Сами славянофилы
первоначально открещивались
Взгляды славянофилов
сложились в идейных спорах, обострившихся
после напечатании «
К этим чертам
они относили: ориентацию на духовные,
а не материальные ценности, примат
веры над рациональностью,
Тремя основами
особого исторического пути
Так и под
«православием» понималось
Славянофилы
отнюдь не были теми реакционер
С позиций сконструированного ими идеала, славянофилы резко критиковали реальность, как европейскую, так и российскую. «На Западе, - писал К. Аксаков, - души убивают, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяется законом…»1. С другой стороны, А. Хомяков, критикуя российскую действительность, отмечал такие ее типичные черты, как «безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетения, бедность, неустройство, непросвещение и разврат»2.
Таким образом,
когда славянофилы говорили об
«особом пути России» они
Славянофилы
не отрицали достижений
Славянофилы
смотрели на мир широко, в основе
из воззрений лежало хорошее
знакомство с Западом; они
______________
1. См.: Волкова А.Н., Горнев В.С. История философии: Учебник для ВУЗОВ., М.: Приор, 1997, с. 79.
2. См.: Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. – М., 1986, с. 109.
§ 2 Хомяков А.С.: концепция живого знания и принцип соборности.
В основе
славянофильского понимания
Вместе с Гоголем Хомяков был одним из первых представителей образованного общества Николаевской эпохи, который вернулся к православному мировоззрению. И в творениях св. Отцов Православной Церкви он нашел глубокие ответы на все вопросы, которые другие представители образованного общества искали обычно только у масонов, масонских мистиков. и учениях европейских философов, выросших зачастую под прямым воздействием вольтерьянства и масонства.
Изучая творения св. Отцов Хомяков пришел к мысли, что поскольку Православие содержит особое понимание христианства, оно может стать основой для нового похода к культурному и социальному творчеству. Так же как и Гоголь и другие славянофилы Хомяков видел всю глубину русского своеобразия, и основу этого своеобразия видел в Православии.
Информация о работе Сословное деление российского общества в XVIII веке