Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:58, реферат
Существенным недостатком культурологии является ее абстрактность, не "опускающаяся" до уровня повседневной жизни людей. Социальная антропология пытается преодолеть этот разрыв.
В данной теме будут рассмотрены некоторые подходы к объяснению культуры повседневности. Разумеется, этим не исчерпываются возможности и достижения теоретического анализа.
Введение…………………………………………………………………………………………….1
1. Понятие и сущность «культуры»………………………………………………………….2
2. Актуальная культура и культурная память ……………………………………………....5
3. Виды культуры……………………………………………………………………………...7
4. Диалогический характер культуры………………………………………………………..8
5. Культура повседневности………………………………………………………………….10
6. Язык и культура………………………
Заключение
В
качестве основания деления можно
рассматривать происхождение
Разумеется,
семь перечисленных вариантов
4. Диалогический характер
культуры
Человек - единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.
Стоит только подойти к книжной полке, протянуть руку и открыть том Аристотеля, как вопреки разделяющим нас тысячам лет и сотням километров, великий мыслитель античной Греции становится нашим собеседником. Мы воспринимаем мир с его точки зрения. Причем воспринимаем активно - соглашаясь с одним, задумываясь над другим, оспаривая третье. Иными словами, мы вступаем с ним в диалог, как бы отменяя тем самым законы физического пространства и времени. То, что невозможно в мире природном, достигается в мире культуры. В нем человек общается с мыслителями средневековья и художниками эпохи Возрождения, встречается с гением Рублева и Пушкина, сопереживает взглядам Шекспира и Ремарка, то есть приобщается к вечности. Hе это ли имел в виду H.А.Бердяев, определяя личность как точку пересечения двух миров, вечного и временного (Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. 1990. N 1. С.222.)? Именно эта принадлежность человека к двум мирам и лежит, на наш взгляд, в основе религии, по-своему ее отразившей и противопоставившей миру земному (природному) - мир божественный, миру преходящему - мир вечный. Потому и неверно выбрасывать религиозные взгляды из мира культуры.
Диалогичность представляет собой одну из важнейших феноменологических характеристик культуры. Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями.
Философ М.К.Мамардашвили подчеркивал, что книга существует только тогда, когда ее читают, симфония существует только тогда, когда она исполняется (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990.С.151). Аналогичные рассуждения правомерны и по отношению ко всей культуре. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. К этому убеждению, каждый своим путем, пришли и психологи , и философы. Академик Л.H.Коган называет диалог самым реальным бытием культуры, ее имманентной сущностью, способом реализации ее функций (Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.С.130.).
Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры - зарождение языка и речи - и послужил той разграничительной линией, которая раз и навсегда отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального. Hе ошибется тот, кто скажет, что культура - это своего рода код, наносимый обществом на предметы природы и формы межличностных отношений. В каменном топоре кроме камня все остальное - культура. Это, разумеется, не означает, что любой природный объект меняет свои, природой данные свойства, как только попадает в поле деятельности человека. Дело в том, что во взаимосвязи с человеком природа раскрывается такими своими качествами и свойствами, которые определяются самой этой взаимосвязью и в результате приобретают человеческие, общественные характеристики, не содержащиеся в самих природных объектах, как таковых. Для пользования такими "закодированными" предметами и отношениями надо уметь расшифровать "код", перевести его на понятный человеку язык чувств и мыслей. Первобытное общество наиболее ярко демонстрирует это положение.
Предметы, сделанные в одном племени,для людей других племен зачастую оставались тайной, ибо несли на себе отпечаток неизвестного образа жизни. Элементы культуры одного общества для представителей другого были вне поля культуры в силу того, что у последних отсутствовал "ключ", позволяющий расшифровать значение этих предметов. Hе случайно многие археологические находки древности до сих пор остаются загадкой, и мы можем лишь гадать об их истинном предназначении.
Общество формирует и в предметах, и в людях, в их сознании одинаковые формы деятельности. Иначе люди и вещи не смогут "понимать" друг друга. Сари - одежда для индийца, но не для рядового европейца, который видит в ней просто кусок ткани. Чтобы увидеть в нем одежду, надо знать те формы жизнедеятельности, в соответствии с которыми кусок ткани превратился в сари.
Общество, создавая искусственную природу, одновремен- но формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей. Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Так, еда или одежда одних народов не вписываются в культуру других: ведь каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.
Культура мотыжного земледелия отличается от культуры современного фермера. Древний горшечник и современный индустриальный рабочий в своей культуре производства весьма существенно отличаются от средневекового ремесленника. Даже культура военного дела имеет в каждую эпоху свое лицо. И какие бы вещественные и духовные элементы культуры мы ни рассматривали, мы непременно увидим в них конкретный отпечаток своего времени. Живопись Рафаэля и Айвазовского, песни средневековых бардов и Высоцкого, мосты Флоренции и Петербурга, корабли финикийцев, пароход Фултона и современные авианосцы, термы Рима и восточные серные бани, Кельнский собор и храм Василия Блаженного, танцы аборигенов Австралии и брейк, туники греков и бурки грузин - все и везде несет на себе печать времени. Люди, усвоившие эти конкретно-исторические типы культур, естественно, будут отличаться друг от друга как формой, так и содержанием проявления своей культуры.
В культуре диалектически объединено национальное и общечеловеческое. Она всегда национальна. Из лучших достижений всех национальных культур складывается мировая общечеловеческая культура. Hо "общечеловеческое" - не значит безнациональное. Обогатив сокровищницу мировой культуры, Пушкин и Толстой остаются великими русскими литераторами, так же как Гете - немецким, а Марк Твен - американским. И, говоря о культуре, одинаково ошибочно как "обезнационаливание" мировой культуры, так и замыкание ее в ограниченное пространство узконационального.
Развитие транспортных средств и гуманитарных связей сводит на нет пространственные преграды и территориальную изоляцию. Частота контактов нарушает языковые барьеры. Развитие средств массовой информации размывает контрасты национальных особенностей. Интернационализируются быт, одежда, кухня, обстановка жилища, облик городов и т.д. Достояния национальных культур, конечно же, необходимо бережно хранить и приумножать. Hо нельзя делать из нации икону, вечную и неизменную, пригодную на все времена, тем более, что стерильно чистой национальной культуры нет уже ни в одном регионе. Культура Башкортостана, как и культура Франции или культура любого иного региона - это часть общечеловеческой культуры. И ее необходимо рассматривать в своеобразной духовной общности того культурного комплекса, который сложился на данной территории в результате исторического процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур живущих здесь народов.
Как
видим, культура - это сложное и
многоплановое явление, которое
отнюдь не сводится только к этике
поведения, искусству или гуманитарным
знаниям. Созданная человеком и потому
неприродная, она включает в себя и отношение
к природе (культура экологическая), и
отношение к себе самому как к природному
телу (культура физическая) и отношение
к себе же, но как к явлению социальному
(культура экономическая и политическая).
Каковы же структура и основные функции
этого явления?
5
. Культура повседневности
Существенным
недостатком культурологии
Повседневное - это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был, ориентируется свободно. Аналитическое проникновение в повседневное представляет собой серьезную трудность ввиду того, что все здесь кажется само собой разумеющимся. Так происходит потому, что человек в культуру повседневности включен и своим подсознанием, нерефлекти-рующей частью разума.
Повседневное - это сфера человеческого опыта, характе-ризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее ха-рактерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, лич-ное участие в мире, представляющем собой совокупность видимых, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Все эти формы являются интерсубъективно (социально) организованными.
А. Шюц считает, что повседневность - это один из миров опыта, для которого характерны следующие черты: а) бодрству-ющее напряженное внимание к жизни; б) воздержание от всякого сомнения в существовании мира; в) преобладающей формой активности является трудовая деятельность. Среди всех видов активности последняя <играет важнейшую роль в конституировании реальности повседневной жизни>. Реальность и трудовая деятельность вступают в когнитивную функциональ-ную связь, детерминированную трудом. Трудящееся Я высту-пает как целостное, нефрагментированное Я, поскольку труд наиболее полно активизирует все потенциальные качества личности, наделяет их единством. И это понятно, потому что основной функцией повседневности выступает жизнеобеспечение.
Естественно, в трудовой деятельности присутствуют и спон-танные физические проявления, и свойство созерцающей рефлексии (обзор результатов действия), и деятельность вооб-ражения (проектирование действия). Но главным остается действующее начало, чем повседневное и отличается от мира фантазии (литературного замысла, мира волшебной сказки, мифа и т.д.). В последнем нет труда, мотивированного ок-ружающим миром и в свою очередь воздействующего на его объекты, нет характерного для повседневности долженствова-ния, в силу чего и внимание к жизни ослаблено, напряженно-бодрствующая установка заменяется созерцательной, вообража-ющей, практикуется воздержание от суждения о существовании объектов этого мира (мира фантазии). Все воображаемые образы имеют право на существование в этом безграничном мире.
Ясно,
что в основе когнитивного стиля,
конституирующего повседневное, лежит
принцип правдивости в
В
повседневной жизни людям приходится
изобретать, создавать свой мир. В <своем>
мире люди участвуют и своим внешним
планом (деятельностью, поведением), и
внутренним (духовно-психическим) миром.
Внутренняя жизнь стремится быть согласованной
с внешней и наоборот, поскольку люди так
или иначе хотят жить в согласии с собой,
в состоянии душевного равновесия. Это
возможно благодаря способности людей
создавать и накладывать на мир фактов
и процессов свой смысловой и ценностно-нормативный
порядок и приво-дить оба эти мира в соответствие
друг другу. Ясно также, что социальное
взаимодействие невозможно без устойчивых
сим-волических форм. Появляются артефакты
- структурно сход-ные объекты. Культура
повседневности организуется в таких
символических формах, как позитивный
опыт, имеющий свой-ство передаваться
от человека к человеку, от поколения к
поколению. Социокультурный опыт людей
кодируется в ми-мике, жестах, телодвижениях,
интонациях и словах, формулах, образах,
технологиях. Эти проявления существуют
в областях совместной жизнедеятельности
людей, межличностной вербаль-ной и невербальной
коммуникации, письменных текстах, сферах
невербальных эстетических объектов.
Для участия в такого рода коммуникациях
человек должен обладать определенной
куль-турной компетентностью.