Современная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Существенным недостатком культурологии является ее абстрактность, не "опускающаяся" до уровня повседневной жизни людей. Социальная антропология пытается преодолеть этот разрыв.
В данной теме будут рассмотрены некоторые подходы к объяснению культуры повседневности. Разумеется, этим не исчерпываются возможности и достижения теоретического анализа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….1
1. Понятие и сущность «культуры»………………………………………………………….2
2. Актуальная культура и культурная память ……………………………………………....5
3. Виды культуры……………………………………………………………………………...7
4. Диалогический характер культуры………………………………………………………..8
5. Культура повседневности………………………………………………………………….10
6. Язык и культура………………………
Заключение

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

      6. Язык и культура 

      Труд, сознание и членораздельная речь - главные свойства человека, возникшие  исторически (в филогенезе) и формиру-емые при индивидуальном освоении культуры (в онтогенезе). В культуре повседневности язык является основной знаковой системой, позволяющей людям понимать друг друга в любых ситуациях социального взаимодействия. Язык существует в устной и письменной формах (вербальные формы), телодви-жениях и мимике (невербальные формы), искусственных формах (машинный язык, язык математических и других символов). В мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесписьменных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей и на которых создана богатая литература. Принято выделять 15 языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, древнеиндий-ская, уральская, чукотско-камчатская, конго(нигеро)-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австроазиатская, эскимосо-алеутская). Основная семья - ин-доевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения Земли говорят на десяти наиболее распространенных языках.

      Жизнь языка в обществе - основная проблема социолин-гвистики. Социологическое  направление в лингвистике связано  с интересом к функционированию живого разговорного языка, его социальной и территориальной дифференциации. Основ-ными проблемами являются вопросы: кто с кем разговаривает, как средства массовой коммуникации говорят со слушателями, какова языковая политика государства? Кто и что говорит, с кем и на каком языке, при каких социальных обстоятельствах, с какой целью, каковы последствия речевого акта - вот предмет социолингвистики. Во внимание берутся ролевые, ситуационные и тематические типы речевого поведения (статус, роль, социальная ситуация).

      Социальную  антропологию интересуют, вопросы существо-вания  и развития языка как главного семиотического средства, структурирующего и обозначающего опыт. В языке  упорядо-чивается, структурируется, выявляет свое значение позитивный и негативный опыт людей: с помощью языка формируется единое культурное поле с типичными ценностно-нормативными координатами поведения и взаимодействия людей. Словарный состав языков содержит три слоя: а) неизменную массу основных слов (4000-5000 слов); б) технический словарь, отражающий эволюцию технического мира и насчитывающий десятки тысяч слов; этот словарь, однако, подразделяется на ряд специальных словарей, чем снижается ценность его куль-турного вклада в общество; в) узкий слой слов, включенных в язык творцов слов (литераторов, поэтов, журналистов, ораторов).

      Степень «культурности» конкретного человека обычно оце-нивается по его словарному багажу, который он использует систематически. Следовательно, социокультурное расслоение людей в обществе определяется прежде всего типом языка, которым пользуется та или иная социальная группа. Тип языкового общения представляет собой нечто подобное айсбер-гу – «подводные» 9/10 складываются из уровня образования, вида деятельности человека, языковой культуры его непосредственной среды, личных способностей и т.д.

      Анализ  языка как элемента социокультурной  жизни позво-ляет установить следующую  его типологию:

      - общий литературный язык: письменный (научный: эссе, трактаты, исследования; художественный: поэзия, проза), устный (театр, лекции, проповедь);

      - общий утилитарный, или стандартный  язык: письменный (пресса, реклама, коммерческая  документация, любого рода корреспонденция); устный (радио, телевидение и кино);

      - разговорный, фамильярный язык: письменный (письма, записки); устный (устная неформальная беседа в повседневных ситуациях, жаргон, арго, ненормативная лексика).

      А. Моль делит общество на четыре категории, оказывающих различное влияние  на язык в зависимости от своего положения в социальной пирамиде:

      1. Категория творцов слов (ученые, писатели, инженерно-техническая интеллигенция).

      2. Образованная публика, которая  считает себя способной судить  об этих словах.

      3. Лица, использующие язык в профессиональных  целях.

      4. Пассивная масса. (Во Франции 60-х  гг. относительно образованная публика насчитывала до 2 млн. человек, а слой, оказывающий влияние на язык, - около 100 тыс. человек).

      Словарный состав языка - это содержание языка, которое отражается в систематически составляемых словарях: Оксфор-дском  словаре (Англия), Ларусса (Франция), Даля или Ожегова (СССР, Россия) и т.д. Словари включают в себя от 40 до 150 тыс. словарных статей. Человек <массы> оперативно использует лишь незначительную часть слов, имеющихся в этих словарях.

      В речи человека различают грамматику и риторику. Первая имеет дело с правилами соединения слов. Эти правила строги. Грамматические формы образуют такой аспект общественной жизни, в котором требования цензуры, уважение к личности, и соблюдение условностей носят наиболее категорический характер. Риторика утверждает логику построения сообщений,используемых в межличностной речи. Здесь господствуют в основном инстинктивные способы употребления языка, усвоенные впроцессе овладения родной речью. В условиях широкого применения средств массовой коммуникации одними из наиболее распространенных методов убеждения людей, не имеющих навыков самостоятельного рассуждения, являются метод повторов, систематическая избыточность примеров, манипуля-ция статистическими данными и т.д. Такие сообщения - это передачи низкого культурного качества (реклама во всех ее формах, <промывание мозгов> перед выборами, формирование выгодного <имиджа> того или иного политического деятеля и т.д.).

      К фактам культуры относятся также  произведения языка, отобранные и хранимые специально. Рассмотрим эволюцию их форм в истории.

      1. Устная дописьменная речь сводилась  к диалогу, молве, фольклору.

      2. Устная литературная речь развивалась  в формах риторики (судебная, совещательная,  показательная речь), гомилетики (учебная  речь, проповедь, пропаганда), сценической  речи (драма, чтение вслух, диктант).

      3. Письменная речь развивалась  в следующих формах: эпиграфика (надписи  на надгробных памятниках), нумизматика(надписи  на монетах, медалях), сигиллография  (историческая дисциплина, связанная  с печатью, геральдикой), палеография (эпистолы, т.е. письма, а также документы, рукописная литература в виде гомилетических произведений, гимнографий, житийной литературы, географических сочинений о путешествиях, исторических сочинений в форме хроники, сочинений по различным искусствам, развлекательных сочинений, нази-дательных сочинений).

      4. Неография: художественная литература (эпос, лирика, драма), научная литература (рецензия, статья, монография, учебный  курс, диссертация), журналистика (библиография, аннотация, рецензия, памфлет, статья).

      Формы фиксации речи эволюционировали от надписей на бересте, папирусе и камнях надгробий  в письменных циви-лизациях до пластинок, пленок и дискет в информационном обществе.

      Итак, обобщая, можно сказать, что в  коммуникативных актах, сопровождающих ситуации социального взаимодействия, возникают речевые модели, адекватные конкретным ситуациям. Такое соответствие обеспечивается лингвистической компете-нтностью участников ситуации, что в свою очередь опреде-ляется их социальным опытом (представляется спорной точка зрения, отстаивающая врожденность такой компетентности). Лингвистическая компетентность определяется четырьмя пара-метрами: грамматической правильностью, реализуемостью, при-емлемостью, встречаемостью.   

 

       Заключение 

      В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют в виду обычную воспитанность, бытовую этику. (Ученик Вася всегда первым здоровается, не плюется и не ругается нехорошими словами - он культурный мальчик. А ученик Коля делает все совсем наоборот - он мальчик некультурный). При таком обыденном понимании разговор о культуре ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода очевидна и, значит, житейского понимания культуры для выявления ее сущности недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.

      Еще в 1964 г. американские исследователи А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной философии культуры. Уже это ярко свидетельствует о том, сколь сложен данный феномен.

      Мир человека - это мир культуры. В  своем первоначаль- ном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

      Итак, с определенной долей максимализма можно утверждать, что культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, если переступить через известное благоговение,которое с эпохи Просвещения внушает европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях

 

      

      Список  используемых источников 

    1. Белик Н.А. Антропология. Культурология. Теория культур. – М.,2000.
    2. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учебное пособие. – М.., 2001.
    3. Мареева Е.В. Культурология: Теория культуры. 2 изд., испр. и дополн. – М., – 2002.
    4. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. М., 2002.

Информация о работе Современная культура