Современная массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Понятие массовой культуры.
Массовая культура - это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д. Уайта.

Содержание работы

1) Понятие массовой культуры
2) Современные тенденции в развитии массовой культуры
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр.работа культурология.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки России

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Волгоградский  государственный технический университет»

                         Кафедра Истории, культура и социология

 

 

 

 

 

Контрольная  работа по культурологи

Тема №:31.Современная массовая культура

 

 

 

                                                           

 

 

                                                            Выполнила: Рычкова Л.В.

                                                             Группа: ЭЗК 179        1 курс

          Шифр:20122898

                                      Проверил: Небыков  Илья Александрович

 

                                           

                                                Волгоград 2012

План:

1)Понятие массовой культуры.                                                               3стр.

2)Современные тенденции  в развитии массовой культуры.                8стр.

Список литературы                                                                                 19стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие массовой культуры.

Массовая культура - это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.

Массовая культура является производной от индустриального  общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения  и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном  мире носителями культуры, формируя у  масс людей стандартные вкусы  и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности  СМИ поистине безграничны, спутниковая  связь и Интернет способны донести  информацию о событиях в мире искусства  и культуры до миллионов людей  в десятках стран мира.

Но история массовой культуры началась гораздо раньше. Вопрос о  корнях и истоках этой культуры сложен и недостаточно изучен, но чрезвычайно  важен для понимания современных  тенденций и форм развития культуры. Ключ к пониманию формирования современной  массовой культуры - в генезисе европейской  культуры. В античную эпоху вообще не существовало деления искусства  на «элитарное» и массовое. Культура была единой. Произведения искусства  создавались профессионалами, получившими  образование в специальных учебных  заведениях. Но сами произведения создавались  для массового потребления. Статуи богов, атлетов и прекрасных женщин, величественные храмы и многое другое было доступно и, главное, соответствовало  эстетическим потребностям широких  масс населения. Что касается системы  развлечений, культурного досуга, то их формы вообще имели ярко выраженный массовый характер: театральные представления  и другие виды массовых зрелищ, в  том числе, например, спортивные состязания (Олимпийские игры) в Древней Греции, бои гладиаторов и сцены морских  сражений или выступления трибунов - ораторов в Древнем Риме и т.п. Общенародное признание и слава  победителей Олимпийских игр  или публичных конкурсов ораторов вполне сравнимы с известностью современных  мировых «звезд» шоу-бизнеса. В  античном мире культура формально была связана с религией тематически, а реально она имела светский характер. В средние века ситуация изменилась. Церковь вплоть до конца XIX в. определяла направление развития политики, экономики и культуры в стране. Церковные проповеди, произносимые с кафедры или амвона на общедоступном языке по злободневным темам и собиравшие сотни и тысячи верующих, многие современные исследователи считают началом современной массовой культуры. При этом непрерывно шел процесс секуляризации культуры. Перелом произошел в эпоху Возрождения, когда церковное искусство уступило место светскому, но продолжало сохранять свои позиции в «культуре для необразованных». Однако светское по тематике искусство существовало только в сфере образованных слоев общества. Причем начиная с эпохи Просвещения наиболее прогрессивная часть элиты общества стала «питать надежду», что когда-нибудь культура и искусство станут достоянием широких народных масс. Это определило просветительный характер художественного творчества во многих видах искусства. В своих произведениях, особенно в живописи и литературе, художники старались привить непросвещенным зрителям и читателям потребность в искусстве. Но для необразованной части общества практически до конца XIX в. храм оставался и музеем, и концертным залом, и библиотекой. Только один вид профессионального светского искусства - театр - сохранял связь с необразованными массами. Возможно, этим объясняется столь бурное развитие различных форм и жанров театрального искусства. Особую роль в этом плане сыграло появление оперетты - театрального жанра, наиболее близкого к массовой культуре.

Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела  к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое  напряжение масс людей, связанное с  изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное  начало стало преобладать над  традиционными просветительскими  установками. Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием  в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения  получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе - детективам, бульварным романам и комиксам. 
 
В 1895 г. был изобретен кинематограф - новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов. 
 
Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр. Аналогично трансформация наблюдалась в других видах и жанрах «высокого» искусства. Рождался авангард - новый стиль в профессиональном, «образованном», искусстве, который явился «продолжением классики в ее аристократизме». Пожалуй, лучше всего особенности развития авангардистского искусства охарактеризовал испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший, что в ходе этого процесса будет достигнута такая стадия, когда человеческий элемент произведения искусства станет ничтожно скудным и едва заметным: получится некий предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает специфическим даром художественной восприимчивости, т. е. это будет искусство для художников, а не для масс людей, искусство касты, а не демократическое искусство. 
 
Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в течение почти 100 лет. Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления.

Архитектурное творчество переориентировалось  на массовую городскую застройку  и дизайн; музыка - на различные формы  поп- и рокмузыки, скульптура - на бодибилдинг  и т.д. Конечно, это крайние выражения  массовой культуры. Усиливающиеся национальные (но не националистические) и глобальные процессы в художественной культуре ведут к усилению роли массовой культуры в жизни общества, рождая новые  «шедевры», базирующиеся на функциональных особенностях, характерных для массовой культуры в противовес традиционной (этнографической, народной), классической (высокой) культуре и авангарду. Отличие  массовой культуры от классической («высокой», «элитарной») художественной культуры наиболее точно выразил К. Разлогов. Он отмечает, что «высокая», «элитарная» культура развивается в основном по пути экспериментальных авангардистских поисков. Произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между текстом художественного произведения и зрителем, читателем, слушателем. Массовая культура, наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если «элитарное» искусство характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных механизмах восприятия, которые активизируются абсолютно независимо от образования и степени подготовленности аудитории. К. Маркс считал, что, для того чтобы наслаждаться произведением искусства, «нужно быть художественно образованным человеком». Для того чтобы наслаждаться произведениями массовой культуры, наоборот, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа. 
 
Современный образованный человек является, как правило, узким специалистом в какой-то определенной области, в большинстве других областей ему требуется постоянный штат «гидов», информирующих его о всех событиях, процессах, новациях в политической, художественной, спортивной и других сферах жизни общества. Состав и структура явлений общественной жизни подается как набор стандартных ситуаций, где все отобрано, систематизировано и выявлено «лучшее»: «правильный» политический строй, «правильные и неправильные» лидеры, звезды эстрады, кино и спорта, символы эпохи и пр. Этот отбор совершен профессионалами: журналистами, публичными политиками, авторитетными общественными деятелями, выдающимися представителями искусства. К их мнению трудно не прислушаться. Массовая культура не освобождает человека от личной ответственности, она снимает проблему поиска и отбора информации. Но если для образованного человека поток все возрастающей информации представляет собой проблему, то она еще острее для «необразованной» части населения. Речь идет о людях, которые не имеют высшего образования, навыков аналитической работы с информацией. Для них «гиды-профессионалы» -представители «звездного мира», в который мечтает попасть каждый из этих людей. 
 
Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается. 
 
Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики. Основные функции массовой культуры следующие: 
 
- снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях; 
- упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире; 
- формирование национальных идеалов, стандартов - ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию. 
 
Считается, что существует более десяти основных направлений современной массовой культуры. Ограничимся теми, которые, на наш взгляд, могут непосредственно выступать как условия развития туризма: 
 
- индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу; 
- индустрия оздоровительного досуга (курортная индустрия, оздоровительные, спортивные и фитнес-центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм; 
- индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы по интересам, общества любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения), включая «культурный», религиозный, экологический туризм; 
- система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей; 
- разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, включая развивающие и развлекательные комплексы и парки). 
 
Массовая культура - результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки». 
 
В результате устанавливаются равноправные отношения между художниками - деятелями искусства - и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура - порождение рыночной экономики - органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство. Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

 

Современные тенденции в  развитии массовой культуры.

XX столетие - самое динамичное  в истории человеческой цивилизации,  что не могло не отразиться  на всем характере его культуры 

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные  оценки развитию культуры этого периода  очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно  выделить три периода:

    1. начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
    2. 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),
    3. послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных  процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый  кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли  решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли  необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения  к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская  живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная  цель которого - запечатлеть мгновение  жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого  становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению  глобальных проблем, попытку осознания  новой роли человека в мире. В  культурологии, искусствоведении и  науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название "декаданс", а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность  декаданса - растерянность перед  резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие  перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую  картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший  элемент мировоззрения, - вопрос о  закономерностях в природной  и социальной действительности. Поэтому  и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные  течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Информация о работе Современная массовая культура