Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:57, контрольная работа
Массовая культура - это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.
1)Понятие массовой культуры. 3стр.
2)Современные тенденции в развитии массовой культуры. 8стр.
Список литературы 19стр.
Министерство образования и науки России
Кафедра Истории, культура и социология
Контрольная работа по культурологи
Тема №:31.Современная массовая культура
Шифр:20122898
План:
1)Понятие массовой культуры.
2)Современные тенденции
в развитии массовой культуры.
Список литературы
Понятие массовой культуры.
Массовая культура - это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.
Массовая культура является
производной от индустриального
общества. Ее появлению предшествовало
развитие кинематографа, звукозаписи,
звуковоспроизведения, радио, телевидения
и других средств массовой информации
(СМИ). Они объединяют людей в социальное
и культурное целое, став в современном
мире носителями культуры, формируя у
масс людей стандартные вкусы
и формы «культурного потребления»,
распространяя шаблоны массовой
культуры и в привилегированных,
и в малообеспеченных слоях населения.
Для этого современные
Но история массовой культуры
началась гораздо раньше. Вопрос о
корнях и истоках этой культуры сложен
и недостаточно изучен, но чрезвычайно
важен для понимания
Урбанизация, вызванная бурным
развитием промышленности, привела
к кризису традиционной, народной
культуры. Одновременно возросло психическое
напряжение масс людей, связанное с
изменением образа жизни и ростом
интенсификации труда. В результате
этого в искусстве
В 1895 г. был изобретен кинематограф - новая
форма художественного творчества, не
требующая у зрителей даже элементарной
грамотности для своего восприятия. В
этот же период получила широкое распространение
легкая музыка. Популярные песни и арии
из оперетт исполнялись самодеятельными
музыкантами в модных аристократических
и буржуазных салонах, ресторанах и кафе,
на улицах городов.
Все это совпало с кризисом классической
художественной культуры. Со второй половины
XIX до начала XX в. происходил отход от реализма
в пластических искусствах, переход от
импрессионизма и постимпрессионизма
к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму
и пр. Аналогично трансформация наблюдалась
в других видах и жанрах «высокого» искусства.
Рождался авангард - новый стиль в профессиональном,
«образованном», искусстве, который явился
«продолжением классики в ее аристократизме».
Пожалуй, лучше всего особенности развития
авангардистского искусства охарактеризовал
испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший,
что в ходе этого процесса будет достигнута
такая стадия, когда человеческий элемент
произведения искусства станет ничтожно
скудным и едва заметным: получится некий
предмет, который смогут воспринять только
те, кто обладает специфическим даром
художественной восприимчивости, т. е.
это будет искусство для художников, а
не для масс людей, искусство касты, а не
демократическое искусство.
Массовая культура, едва родившись, развивалась
стихийно в течение почти 100 лет. Она «подняла
брошенное знамя» ортодоксального реализма
и сохраняла его «любой ценой». Потребность
людей в рекреации (отдыхе) и релаксации
(расслаблении) продолжает возрастать.
Развитые индустриальные и постиндустриальные
общества, увеличивая интеллектуальные
нагрузки, значительно расширяют роль
художественной культуры в жизни современного
человека. Мутация художественной культуры
и искусства продолжается, приобретая
все новые формы и направления.
Архитектурное творчество переориентировалось
на массовую городскую застройку
и дизайн; музыка - на различные формы
поп- и рокмузыки, скульптура - на бодибилдинг
и т.д. Конечно, это крайние выражения
массовой культуры. Усиливающиеся национальные
(но не националистические) и глобальные
процессы в художественной культуре
ведут к усилению роли массовой культуры
в жизни общества, рождая новые
«шедевры», базирующиеся на функциональных
особенностях, характерных для массовой
культуры в противовес традиционной
(этнографической, народной), классической
(высокой) культуре и авангарду. Отличие
массовой культуры от классической («высокой»,
«элитарной») художественной культуры
наиболее точно выразил К. Разлогов. Он
отмечает, что «высокая», «элитарная»
культура развивается в основном по пути
экспериментальных авангардистских поисков.
Произведения массовой культуры строятся
по совершенно иным законам. Массовой
аудитории трудно воспринять произведение,
автор которого старательно конструирует
эстетическую дистанцию между текстом
художественного произведения и зрителем,
читателем, слушателем. Массовая культура,
наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если
«элитарное» искусство характеризуется
торможением непосредственных человеческих
переживаний, то массовая культура базируется
на универсальных механизмах восприятия,
которые активизируются абсолютно независимо
от образования и степени подготовленности
аудитории. К. Маркс считал, что, для того
чтобы наслаждаться произведением искусства,
«нужно быть художественно образованным
человеком». Для того чтобы наслаждаться
произведениями массовой культуры, наоборот,
лучше быть художественно необразованным
человеком. Художественная образованность
здесь не стимул, а препятствие, потому
что массовая культура, обращенная главным
образом к эмоциональной сфере, по определению
не требует никаких дополнительных знаний,
мешающих по достоинству оценить произведения
такого типа.
Современный образованный человек является,
как правило, узким специалистом в какой-то
определенной области, в большинстве других
областей ему требуется постоянный штат
«гидов», информирующих его о всех событиях,
процессах, новациях в политической, художественной,
спортивной и других сферах жизни общества.
Состав и структура явлений общественной
жизни подается как набор стандартных
ситуаций, где все отобрано, систематизировано
и выявлено «лучшее»: «правильный» политический
строй, «правильные и неправильные» лидеры,
звезды эстрады, кино и спорта, символы
эпохи и пр. Этот отбор совершен профессионалами:
журналистами, публичными политиками,
авторитетными общественными деятелями,
выдающимися представителями искусства.
К их мнению трудно не прислушаться. Массовая
культура не освобождает человека от личной
ответственности, она снимает проблему
поиска и отбора информации. Но если для
образованного человека поток все возрастающей
информации представляет собой проблему,
то она еще острее для «необразованной»
части населения. Речь идет о людях, которые
не имеют высшего образования, навыков
аналитической работы с информацией. Для
них «гиды-профессионалы» -представители
«звездного мира», в который мечтает попасть
каждый из этих людей.
Явления массовой культуры создаются
профессионалами, которые превращают
сложные символы художественной культуры
в общедоступные образы, понятия, схемы.
Это освобождает людей от интеллектуальных
усилий, социальной ответственности и
дает выход их эмоциям на более простом,
инфантильном уровне. В явлениях массовой
культуры в отличие от художественной
классики потребитель, как правило, выступает
не как пассивный зритель (слушатель),
а активный участник творческого процесса.
Это достигается путем постоянного провоцирования
(с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте
вместе») или прямого включения потребителя
в зрелищное действие: конкурсы, викторины,
карнавалы и пр. Особое место в массовой
культуре занимает массовое искусство,
которое быстро развивается.
Создание феноменов массового искусства
осуществляется на таком высоком техническом
уровне, что вызывает искреннее восхищение
не только у массового потребителя, но
и у представителей художественной классики.
Основные функции массовой культуры следующие:
- снятие психологического напряжения
и выход из конфликтных ситуаций путем
обучения способам поведения в разных
нестандартных ситуациях, моделируя которые,
она дает представление, как действовать
в тех или иных условиях;
- упрощение поиска и отбора информации,
выбора вариаций поступков, мнений, суждений
в этом неустойчивом, постоянно меняющемся
мире;
- формирование национальных идеалов,
стандартов - ориентиров «высокого» образа
жизни, достойного подражанию.
Считается, что существует более десяти
основных направлений современной массовой
культуры. Ограничимся теми, которые, на
наш взгляд, могут непосредственно выступать
как условия развития туризма:
- индустрия развлекательного досуга,
включая массовую художественную культуру,
массовые постановочно-зрелищные представления
(от спортивно-цирковых до эротических),
профессиональный спорт (как зрелище для
болельщиков), учреждения по проведению
организованного развлекательного досуга
(клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.)
и иные виды шоу;
- индустрия оздоровительного досуга (курортная
индустрия, оздоровительные, спортивные
и фитнес-центры, медицинские, фармацевтические,
парфюмерные и косметические центры, кабинеты,
лечебницы), включая оздоровительный и
спортивный туризм;
- индустрия интеллектуального досуга
(художественная самодеятельность, коллекционирование,
кружки и клубы по интересам, общества
любителей и поклонников чего бы то ни
было, научно-просветительские учреждения
и объединения), включая «культурный»,
религиозный, экологический туризм;
- система учреждений и организаций, стимулирования
и управления потребительским спросом
на вещи, идеи, услуги индивидуального
и коллективного пользования (реклама,
мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая
стандарты социально престижных образов,
стилей жизни, интересов и потребностей;
- разного рода игровые комплексы (от механических
игровых автоматов до систем виртуальной
реальности, включая развивающие и развлекательные
комплексы и парки).
Массовая культура - результат формирования
общенациональных культур. Она развивается
именно там, где преодолены или изживаются
тоталитарно-политические, сословные
и классовые «перегородки».
В результате устанавливаются равноправные
отношения между художниками - деятелями
искусства - и аудиторией. Каждый человек,
каждый слой общества или социальная группа
реализуют свое право любить или не любить,
смотреть или не смотреть, слушать или
не слушать художественное произведение,
т. е. реально поддерживать то искусство,
которое им нравится. Массовая культура
- порождение рыночной экономики - органично
вписывается в демократическую организацию
общества, в правовое государство. Массовая
культура и порождает, и обеспечивает
постоянно расширяющееся потребление
в самых различных сферах и формах. Формы
потребления, обеспечивающие снятие физического,
психологического, интеллектуального
и эмоционального напряжений, являются
основой туристской деятельности.
Современные тенденции в развитии массовой культуры.
XX столетие - самое динамичное
в истории человеческой
Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. - век быстро
меняющихся социальных систем, динамических
культурных процессов, давать однозначные
оценки развитию культуры этого периода
очень рискованно и можно выделить
лишь некоторые характерные
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
Духовная и материальная
культура XX в. - это продолжение
Прорыв за границы привычного
искусства, сложившегося в XIX в., происходит
и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят
принципиальные перемены: культура становится
интернациональной, интегрируя духовные
ценности практически всех этнических
региональных типов и от этого
становясь еще более