Современное состояние культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить культуру России в новейшее время и попытаться понять проблемы современной культуры России.
Исходя из вышеперечисленных целей мы, ставим следующие задачи для изучения.
- рассмотреть культуру России в «постсоветский» период;
- изучить основные направления культурной жизни современной России;
- выявить основные проблемы культуры в современной России;
- рассмотреть роль российской культуры в мировой культуре.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время…………………………………...………….……………..
1.1.Тенденции культурного развития России конца XX начала XXI века……………………………………………………………………………
1.2. Особенности литературного процесса и кинематографии …….
1.3. Пути духовного возрождения России……………. ……………..
Глава 2.Современное состояние культуры в России…………………
2.1. Проблемы культуры в современной России…………………….
2.2. Культура современной России ее роль в мировой культуре …..
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы ……………….....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время…………………………………...………….……………..

 

6

1.1.Тенденции культурного развития  России конца XX начала XXI    века……………………………………………………………………………

 

6

1.2. Особенности  литературного процесса и кинематографии …….

14

1.3. Пути духовного возрождения России……………. ……………..

19

Глава 2.Современное состояние культуры в России…………………

23

2.1. Проблемы культуры в современной  России…………………….

23

2.2. Культура современной России ее роль в мировой культуре …..

29

Заключение ………………………………………………………………..

34

Список использованных источников и литературы ……………….....

37


 

Введение

 

 

Актуальность темы. Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры интересен не только сам по себе, но и позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферах жизни общества.

На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данной работе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации «привычки сознания», т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в культурной жизни России на рубеже XX и XXI вв.

Предметом данной работы является культура России в новейшее время и ее проблемы в современное время. 

Цель работы – изучить культуру России в новейшее время и попытаться понять проблемы современной культуры России.

Исходя из вышеперечисленных целей мы, ставим следующие задачи для изучения.

- рассмотреть культуру России в «постсоветский» период;

- изучить основные направления  культурной жизни современной России;

- выявить основные проблемы культуры в современной России;

- рассмотреть роль российской культуры в мировой культуре.

Территориальные рамки работы охватывают территорию бывшего СССР и современной Российской Федерации.

Хронологические рамки включают период от распада СССР по настоящее время.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы историзма и научной объективности. В работе применяется системный подход традиционных исторических методов (описательный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, текстологический, методы и методика источниковедения, методы историографического анализа) и метод анализа и синтеза.

Научная новизна работы состоит в том, что в рамках специальной работы предпринята попытка рассмотреть современное положение российской культуры и ее основные проблемы.

Историография вопроса. Специальных научных работ, посвященных проблемам новейшей культуры России практически нет. В работе использовались в основном научные публикации таких ученых как Воронцова В.А.1, Деркача О2., Быкова В.3, Малинковича В4., Мухаева Р.Т.5, Омельченко Н.А6, Фортунатов В.В.7, Шестаков В.А8. и др.

Вопросы современного состояния культуры нашли отражение в работах таких известных культурологов, как Балакиной Т.И.9, Беловой Т.10, Зезиной М.Р.11, Кошмана Л.В.12, Шульгина В.С.13, Ильина Т.В., Киселева Г.С., Малянова Е.А. 14 и др.

Заметно увеличивается интерес исследователей к проблемам «постсоветского» периода. Так, в частности, диссертации О.М. Сазанова15, Т.К. Маякина16, Д.В. Конычева17, посвящены изучению отдельных аспектов современной культуры России.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в средней школе на уроках истории, и на практических занятиях по культуре России.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время

 

 

 

1.1.Тенденции культурного развития России конца XX начала XXI века

 

 

 

Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.18

Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.

Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за «приобщение к общечеловеческим ценностям».19

Духовная сфера переживает в середине 1990-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.

Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В социокультурной ситуации, сложившейся в российском обществе к середине 1990-х годов, человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного уже не может нормально развиваться. Действительно, большинство людей по мере укрепления рыночных отношений все больше отчуждаются от ценностей отечественной культуры. И это вполне закономерная тенденция для того типа общества, которое создается в России в конце XX столетия. Все это, ставшее реальностью за последнее десятилетие, подводит общество к пределу накопления взрывоопасной социальной энергии.

Словом современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.20

Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.

Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми и исповедуемыми народами России.

Борьба между этими по своей сути антагонистическими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.

Культура России и эпоха «постмодерна». Современные культуротворческие процессы, происходящие в России, - неразрывная часть общемирового развития конца XX - начала XXI веков, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от «модерна» к «постмодерну».

Духовное состояние западной культуры и искусства современности получило название постмодернизм. Оно родилось из трагического осознания невозможности восстановить всеобщую гармонию через превознесение единичного. Главной ценностью постмодернизма является «радикальная множественность». По мнению немецкого исследователя проблем современной культуры В. Велша, эта множественность - не синтез, а эклектическое сочетание разнородных элементов, стирающее грани между создателем ценностей и их потребителем, между центром и периферией, превращающее ценности в антисимволы посредством утраты их глубинных связей с духовной составляющей культуры.

Так, в мире постмодернизма происходит деиерархизация культуры, делающая невозможным утверждение новой системы ценностей. В силу этого современный человек обречен пребывать в состоянии духовной аморфности. Он способен обозревать все, но ничто не может оформить его изнутри.21 Поэтому столь необходимыми становятся внешние формы ограничения людей, которые всячески стремятся укрепить западный мир посредством моды, общественного мнения, стандартизации жизни, повышения ее комфортабельности и т. д.

В силу этих же причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации. Им даже присвоено имя «четвертой силы», имея в виду три другие - законодательную, исполнительную и судебную.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п. Действительно, сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновь обретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное классическое наследие, ценности официальной советской культуры.22

Таким образом, как раз и складывается общая картина культурной жизни России, характерная для постмодернизма, широко распространенного в мире к концу нашего века. Это особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех норм и традиций, установления каких-либо истин, ориентированный на безудержный плюрализм, признание равноценными любых культурных проявлений. Но постмодернизм не в состоянии примирить непримиримое, так как не выдвигает для этого плодотворных идей, он лишь совмещает контрасты как исходный материал дальнейшего культурно-исторического творчества.

В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.23

Наша культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Но для этого надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия «середины». Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки.

Информация о работе Современное состояние культуры в России