Современное состояние культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить культуру России в новейшее время и попытаться понять проблемы современной культуры России.
Исходя из вышеперечисленных целей мы, ставим следующие задачи для изучения.
- рассмотреть культуру России в «постсоветский» период;
- изучить основные направления культурной жизни современной России;
- выявить основные проблемы культуры в современной России;
- рассмотреть роль российской культуры в мировой культуре.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время…………………………………...………….……………..
1.1.Тенденции культурного развития России конца XX начала XXI века……………………………………………………………………………
1.2. Особенности литературного процесса и кинематографии …….
1.3. Пути духовного возрождения России……………. ……………..
Глава 2.Современное состояние культуры в России…………………
2.1. Проблемы культуры в современной России…………………….
2.2. Культура современной России ее роль в мировой культуре …..
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы ……………….....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственно российское кино сегодня существует еще недолгий срок, но и в нем есть свои шедевры – по миру прогремели блокбастеры «Ночной» и «Дневной дозор», и многие др. фильмы.

 

1.3. Пути духовного возрождения  России

 

Несмотря на все сложности и трудности наша отечественная культура функционирует, в целом не теряя своей идентичности. И возможностей для поиска и "маневров" культуры не так уж мало.

Взять хотя бы систему образования. Во все времена эта система была своего рода моделью общества. Сегодня она должна вернуть себе роль ускорителя, катализатора общественного развития, совершенствования и обогащения его культуры. Демократизация нашей системы образования ставит перед средней школой задачу - растить и выявлять таланты, поддерживать неординарно мыслящих учеников.32 Ведь именно такие личности не просто способствуют реализации различных сфер культуры, но творят ее.

Получила свежее дыхание система высшего образования - быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. В свою очередь, сегодня от специалистов требуется не только глубокие узкоспециальные знания, но и методологическая подготовка, знания не только точных, но и гуманитарных, и общественных наук, что делает деление высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое в известной мере условным, а узкую специализацию в ряде случаев - неприемлемой, особенно в отраслях с высокими темпами научно-технического прогресса. Широкое распространение в последние годы получают так называемое альтернативное образование и дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet.

К числу позитивных изменений в культурной жизни постсоветской России можно отнести появление большого количества периодических изданий - газет и журналов, - а также большой выбор различной литературы. По количеству изданий (названию книг), которые выпускаются за год сейчас, Россия опередила все 15 республик Советского Союза вместе взятых. Конечно, среди этого изобилия встречаются книги, имя которым макулатура (лат. - бездарная, низкопробная литература, не имеющая большой ценности). Но в большинстве случаев - это литература практически по всем отраслям знания, хорошего содержания и в хорошем полиграфическом исполнении.

Культура последних лет расширяется вширь. Обогащается спектр культурных начинания за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Стал богаче культурный обмен с другими странами, исчезает чувство культурной изоляции. Создаются новые радиостанции. В общественные галереи, музеи, многие из которых появились за последние годы, а также на выставки возвращают художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Организуются новые оркестры, в том числе и симфонические, открываются новые театры. Вспомним в связи с этим, какое место в культурной жизни российского общества всегда занимало искусство театра. И в перестроечное время театр выполняет возложенную на него миссию. Он остается в авангарде общественной мысли, помогает своими средствами формировать гражданское согласие.

После периода практически полного развала отечественной системы кинопроизводства и кинопроката, когда по стране сотнями закрывались кинотеатры, и в этой области культуры сейчас наметился определенный подъем. Создается все больше фильмов, которые уже могут составить конкуренцию голливудской продукции и которые востребованы зрителем, ибо ему уже порядком поднадоел иностранный антураж на экране. Отечественное кино продолжает выполнять несколько основных функций: ознакомительную, воспитательную, критическую.

Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращения религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деградация и т.д. Однако уровень религиозности, т.е. искренняя вера, довольно невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание религиозных ценностей.33

Перспективы духовного культурного роста (развития) во многом зависят от результатов реформирования страны. Но не только. Важную роль здесь должна играть какая-то общая объединяющая идея (идеология). Однако национальная идея только тогда будет "работающей", когда ее поддержит большинство народа. Иначе получится как в изречении известного поэта-сатирика: "возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, это девка, брошенная в полк". Понятно, что организация любого общества, его стабильность, благосостояние народа, перспективы, которые открываются людям, тесно связаны со всей историей культуры этого народа. И у каждого народа, у каждой страны свои особый путь. Но вот что любопытно, когда людям не хватает каких-то жизненных ресурсов, они ищут утешения в идеалистическом самообмане - фольклорном героизме у компенсирующих свое унижение в символах и споре вокруг национальной идеи.

В принципе такое счастье или наша национальная идея уже сформулирована исчерпывающе и непререкаемо, скатам, в Библии, по заветам которой пытаются как христиане, так и атеисты. И эта идея общечеловеческая. Предательство этой идеи ведет к вседозволенности, терроризму, самоуничтожению - человечество веками вырабатывало свод установлений для самосохранения. Время налагает свой отпечаток, в том числе и на библейские истины. Но все равно существуют общие закономерности развития общества, особенно в наше время экологического кризиса, стремительного роста производительных сил и усиления взаимосвязанности людей. Следует понять, что в мире, как в горной реке, есть своя главная струя, и горе пловцу, который не захочет ей следовать.

Такой главной струёй можно назвать идеологию здравого смысла. Здравый смысл - это простейший социальный элемент человека, любого человека: независимо от этнической принадлежности, образования, жизненного опыта, вероисповедания и т.д. Здравый смысл - это неуловимое, но фундаментальное свойство человека, приводящее его и обеспечивающее принадлежность к очевидному всеединству человечества, к всеединому опыту человечества. И хотя в наше время многим кажется наивным мыслить простыми формулами, именно в такую простую формулу укладывается вся мудрость народной идеологии: Отечество, семья, личный успех. Можно сказать и по-другому - надо обустраивать свой дом и не покушаться на дома чужие, ведать ближнему только того, что желаешь самому себе. Только такая идеология приведет Россию к материальному благоденствию и духовному подъему.

Таким образом в заключении данной главы можно сказать что культура России современное время это переломное время в становлении многонациональной культуры где в основном аспекте становится национальный вопрос.

 

Глава 2. Современное состояние культуры в России.

 

 

 

2.1. Проблемы культуры  в современной России

 

 

 

Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры интересен не только сам по себе, но и позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферах жизни общества.34

На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данной работе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации "привычки сознания", т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д.

Смысл и содержание функционирования цивилизации заключается в том, что каждый культурно-исторический тип в рамках своей культуры стремится гармонизировать свои отношения с миром природы, социальным миром и миром духовным. Иными словами, культура выступает как сумма правильных и неправильных ответов в рамках цивилизации на взаимоотношения человека с природой, обществом и доминирующей системой ценностей.

Современная Россия живет в сложное и противоречивое время. Распад Советского Союза знаменовал конец существования особого типа цивилизации - советской. И теперь путем проб и ошибок мучительно нащупываются пути создания новой цивилизации.

В это переломное время в России столкнулись несколько типов человека, их культур и систем ценностей, сложно взаимодействующих друг с другом. Главным итогом существования советской цивилизации явилось создание нового типа человека - советского человека, создавшего особый вариант небуржуазной культуры. Его картина мира с системой ценностей складывалась на протяжении нескольких десятилетий и окончательно оформилась к шестидесятым годам.35

Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 1990-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.

Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".

Духовная сфера переживает в середине 1990-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.36

Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В социокультурной ситуации, сложившейся в российском обществе к середине 1990-х годов, человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного уже не может нормально развиваться. Действительно, большинство людей по мере укрепления рыночных отношений все больше отчуждаются от ценностей отечественной культуры. И это вполне закономерная тенденция для того типа общества, которое создается в России в конце XX столетия. Все это, ставшее реальностью за последнее десятилетие, подводит общество к пределу накопления взрывоопасной социальной энергии.

В последние два десятилетия в нашем обществе активно формировался буржуазно-индивидуалистический тип человека, и прежде всего в среде интеллигенции и партийно-государственной номенклатуры. Этот тип человека с его превалированием индивидуальных интересов над коллективными, материальных интересов над духовными, культом денег является господствующим в западном обществе, но не в России. К тому же он выступает антагонистом как по отношению к советскому, так и к крестьянскому и дворянскому типам человека.37

У буржуазного индивидуалиста картина мира сформирована особым восприятием времени, так называемым «временем бизнесмена». Носителя буржуазных ценностей интересует практический интерес и выгода сегодняшнего дня, и откладывание на завтра получение прибыли для него неприемлемо. А в его системе ценностей готовность к подвигу и самопожертвованию ради общественного блага стоит на последнем месте.

Правда, здесь не все так однозначно. Буржуазный индивидуализм не имеет в России сколько-нибудь значительной художественной культуры и тех художественных образов, которые были бы яркими и притягательными. Наоборот, и в дворянской, и в советской, и в крестьянской художественной культуре он подан только негативно. А индивидуализм, созданный художественной культурой «серебряного века», с его прославлением «почестей, доблести и славы», в своей системе ценностей ближе стоит к дворянской культуре. Это делает поле индивидуалистической культуры России, тесно связанной с либеральными идеями и ценностями, еще более узким, пестрым и противоречивым.

Информация о работе Современное состояние культуры в России