Современные тенденции межкультурного взаимодействия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 19:34, реферат
Описание работы
Цель данной работы такова - рассмотреть некоторые аспекты и современные тенденции развития многокультурной реальности современного мира. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • охарактеризовать положение человека в многокультурном мире; • рассмотреть диалог как естественный результат развития и углубления взаимоотношения культур в современном мире; • раскрыть проблемы и перспективы развития такого явления как мультикультурная реальность.
Содержание работы
Введение 3 1. Человек в многокультурном мире 3 2. Взаимодействие культур: диалог культур в современном обществе 6 3. Многокультурная реальность: проблемы и тенденции развития 10 Заключение 13 Список литературы 15
Федеральное государственное
бюджетное учреждение высшего
профессионального образования
Забайкальский государственный
университет
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
на тему: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Выполнил: студентка группы
ЭКб-14-2
Бянкина Вероника Викторовна
Проверил: к.с.н., доцент кафедры
философии
Гернего Л.В.
Чита - 2014
Оглавление
Введение
В настоящее время известно
более пятисот вариантов использования
термина «культура» в самых различных
отраслях науки и практики. Наиболее удачное
для социологической науки определение
этого термина дано английским этнографом
Э. Тейлором: «Культура - то некоторое сложное
целое, которое включает в себя знания,
верования, искусство, мораль, законы,
обычаи и другие способности и привычки,
приобретаемые и достигаемые человеком
как членом общества». Культура - это то,
что объединяет людей в целостность, в
общество. Для современного мира свойственны
открытость культурных систем, многообразие
культур их взаимодействие или мультикультурализм.
Жить в таком мире интересней, да и ответы
на вызов времени проще находить. Еще на
рубеже XIX и XX веков, осмысливая опыт воспитания
в контексте нарастающей пестроты, подвижности,
множественности современной жизни, американский
историк и философ Генри Адамс придумал
странное словечко мультиверсум (multiverse).
Сегодня для нас оно звучит даже более
актуально, чем столетие назад: многокультурная
(мультикультурная) реальность начала
XXI века побуждает к самовопрошанию и ставит
перед человечеством множество проблем.
Поэтому цель данной работы такова - рассмотреть
некоторые аспекты и современные тенденции
развития многокультурной реальности
современного мира.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать положение
человека в многокультурном мире;
рассмотреть диалог как естественный
результат развития и углубления взаимоотношения
культур в современном мире;
раскрыть проблемы и перспективы
развития такого явления как мультикультурная реальность.
Человек в многокультурном
мире
В современном информационном
обществе человек лихорадочно стремится
успеть за временем, которое требует от
него осведомленности в различных областях
знания. Чтобы органично вплетаться в
ткань современности, необходимо иметь
способность четко отбирать самое необходимое
и действительно полезное в том огромном
информационном потоке, который сегодня
обрушивается на человеческое сознание.
В подобной ситуации приходится самостоятельно
устанавливать приоритеты. Тем не менее,
при подобном переизбытке знаний совершенно
явной становится вся поверхностность
развития человеческой личности. Культурная
личность - личность воспитанная, образованная,
с развитым чувством нравственности. Однако
когда человек перегружен бесполезной
информацией, когда он знает «ничего обо
всем», то довольно сложно судить о его
образованности или культурности. Современный
мир характеризуется процессами глобализации,
которые способствуют стабильности в
экономике, в политической сфере; с другой
стороны, помимо уничтожения экономических
и политических границ, воплощения в реальность
старой идеи единства человечества (выраженной
в трудах В. И. Вернадского, Н. Ф. Федорова,
К. Э. Циолковского), стимулируют культурное
и этническое объединение, стирание национальных
особенностей.
Современное открытое общество
дает возможность каждому человеку быть
включенным в процессы, которые выходят
за рамки жизни конкретного государства.
Культурное многообразие мира
продолжает сохраняться и в современную
эпоху. Процесс взаимодействия культур
и цивилизаций имел место на протяжении
всей истории человечества, но в наше время
наблюдается повышение интенсивности
этого процесса, что ни в коем случае не
противоречит сохранению религиозных
и этнических традиций и культурных различий
народов.
Можно говорить о том, что современный
человек живет в многообразном поликультурном
мире. В этом многообразии существуют
основные элементы, связанные иерархическими
отношениями. Включенность в полноту культурного
бытия происходит через освоение национальной
культуры, культуры цивилизации и с учетом
глобалистических тенденций, происходящих
в современном мире.
Благодаря новым информационным
технологиям, человек глобального общества
получил возможность познакомиться с
целой совокупностью артефактов, которые
были недоступны людям индустриального
и постиндустриального общества из-за
отсутствия у значительной их части, возможности
совершать экскурсионные поездки в различные
страны, путешествовать по миру, пользоваться
услугами, предоставляемыми знаменитыми
хранилищами культурных ценностей, где
сосредоточена значительная часть мирового
культурного наследия. Виртуальные музеи,
библиотеки, картинные галереи, концертные
залы, существующие в "мировой информационной
паутине", дают возможность познакомиться
со всем тем, что был создано гением того
или иного художника, архитектора, композитора,
независимо от того, где находятся те или
иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или
Вашингтоне. Для миллионов стали доступны
хранилища крупнейших библиотек мира,
в том числе библиотек Конгресса США, Британского
музея, Российской государственной библиотеки
и многих других библиотек, фондами которых
на протяжении столетий пользовался узкий
круг лиц, занимающихся законотворчеством,
преподавательской и научно-исследовательской
деятельностью. Это, несомненно, положительный
результат процесса глобализации культуры
для человека.
Но мультикультурная реальность
такова, что она ставит перед человечеством
множество проблем, в частности проблема
межкультурной коммуникации. Становясь
участниками любого вида межкультурных
контактов, люди взаимодействуют с представителями
других культур, зачастую существенно
отличающихся друг от друга. Отличия в
языках, национальной кухне, одежде, нормах
общественного поведения, отношении к
выполняемой работе зачастую делают эти
контакты трудными и даже невозможными.
Но это лишь частные проблемы межкультурных
контактов. Основные причины их неудач
лежат за пределами очевидных различий.
Они - в различиях в мироощущении, то есть
ином отношении к миру и к другим людям.
Главное препятствие, мешающее успешному
решению этой проблемы, состоит в том,
что мы воспринимаем другие культуры через
призму своей культуры, поэтому наши наблюдения
и заключения ограничены ее рамками. С
большим трудом мы понимаем значения слов,
поступков, действий, которые не характерны
для нас самих. Наш этноцентризм не только
мешает межкультурной коммуникации, но
его еще и трудно распознать, так как это
бессознательный процесс. Отсюда напрашивается
вывод, что эффективная межкультурная
коммуникация не может возникнуть сама
по себе, ей необходимо целенаправленно
учиться.
Взаимодействие культур:
диалог культур в современном обществе
Вся история человечества -
это диалог. Диалог пронизывает всю нашу
жизнь. Он является по своей действительности
средством осуществления коммуникационных
связей, условие взаимопонимания людей.
Взаимодействие культур, их диалог - наиболее
благоприятная основа для развития межэтнических,
межнациональных отношений. И наоборот,
когда в обществе есть межэтническое напряжение
и тем более, межэтнические конфликты,
то диалог между культурами затруднен,
взаимодействие культур может носить
ограниченный характер в поле межэтнической
напряженности данных народов, носителей
данных культур.
Диалог предполагает активное
взаимодействие равноправных субъектов.
Взаимодействие культур и цивилизаций
предполагает и какие-то общие культурные
ценности. Диалог культур может выступать
как примиряющий фактор, предупреждающий
возникновение войн и конфликтов. Он может
снимать напряженность, создавать обстановку
доверия и взаимного уважения. Понятие
диалога особенно актуально для современной
культуры. Сам процесс взаимодействия
и есть диалог, а формы взаимодействия
представляют собой различные виды диалогических
отношений. Идея диалога имеет своё развитие
в глубоком прошлом. Древние тексты культуры
Индии наполнены идеей единства культур
и народов, макро- и микрокосмоса, раздумьями
о том, что здоровье человека во многом
зависит от качества его взаимоотношений
с окружающей средой, от сознания силы
красоты, понимания как отражение Вселенной
в нашем бытии.
Межкультурные взаимодействия
не могут происходить иначе, чем через
взаимодействия индивидуальных мировоззрений.
Важнейшей проблемой при анализе межкультурного
взаимодействия является раскрытие механизма
взаимодействий. Существует два вида взаимодействия:
1) культурно-прямое,
когда культуры взаимодействуют друг
с другом благодаря общению на уровне
языка;
2) косвенное, когда основные
характеристики взаимодействия являются
и его диалоговый характер, диалог при
этом входит внутри культуры, в составе
ее собственных структур.
Методология взаимодействия
культур, в частности, диалога культур,
была разработана в трудах М. Бахтина1. Диалог по М. Бахтину - это взаимопонимание,
участвующих в этом процессе, и в то же
время сохранение своего мнения, своей
в другого (слияние с ним) и сохранение
дистанции (своего места). Диалог - это
всегда развитие, взаимодействие. Это
всегда объединение, а не разложение. Диалог
- это показатель общей культуры общества. Диалог
не средство, а самоцель. Быть - значит
общаться диалогически. Когда диалог кончается,
всё кончается. Поэтому, диалог, в сущности,
не может и не должен кончаться. По М. Бахтину,
каждая культура живёт только в вопрошании
другой культуры, что великие явления
в культуре рождаются только в диалоге
различных культур, только в точке их пересечения.
Способность одной культуры осваивать
достижения другой - один из источников
её жизнедеятельности. Чужая культура
только в глазах другой культуры раскрывает
себя полнее и глубже. Один смысл раскрывает
свои глубины, встретившись и соприкоснувшись
с другим, чужим смыслом, между ними начинается
как бы диалог, который преодолевает замкнутость
и односторонность этих смыслов, этих
культур. При такой диалогической встрече
двух культур они не сливаются и не смешиваются,
но они взаимно обогащаются. Подражание
чужой культуре или полное неприятие её
должны уступить место диалогу. Для обеих
сторон диалог двух культур может быть
плодотворным. Мы ставим чужой культуре
новые вопросы, каких она сама себе не
ставила, мы ищем у нее ответа на эти наши
вопросы; и чужая культура отвечает нам,
открывая перед нами новые свои стороны,
новые смысловые глубины.
Интерес - начало диалога. Диалог
культур - это потребность во взаимодействии,
взаимопомощи, взаимообогащении. Диалог
культур выступает как объективная необходимость
и условие развития культур. В диалоге
культур предполагается взаимопонимание.
А во взаимопонимании предполагается
единство, сходство, тождество. То есть
диалог культур возможен лишь на основе
взаимопонимания, но вместе с тем - лишь
на основе индивидуального в каждой культуре.
А общим, объединяющим все человеческие
культуры, является их социальность, т.е.
человеческое и человечное. Взаимопонимание
столетий и тысячелетий, народов, наций
и культур обеспечивает сложное единство
всего человечества, всех человеческих
культур (сложное единство человеческой
культуры), сложное единство человеческой
литературы. Нет единой мировой культуры,
но есть единство всех человеческих культур,
обеспечивающее сложное единство всего
человечества - гуманистическое начало.
Влияние одной культуры на другую
реализуется только в том случае, если
существуют необходимые условия для такого
влияния. Диалог двух культур возможен
только при определенном сближении их
культурных кодов, наличии или возникновении
общей ментальности. Диалог культур - это
проникновение в систему ценностей той
или иной культуры, уважение к ним, преодоление
стереотипов, синтез самобытного и инонационального,
ведущий к взаимообогащению и вхождению
в мировой культурный контекст. В диалоге
культур важно увидеть общечеловеческие
ценности взаимодействующих культур.
Одним из главных объективных противоречий,
свойственных культурам всех народов
мира, является противоречие между развитием
национальных культур и их сближением.
Поэтому необходимость диалога культур
является условием самосохранения человечества.
А формирование духовного единства есть
результат диалога современных культур.
По мнению Хантингтона2, многообразие культур изначально
предполагает их замкнутость и требует
диалога. Локальная культурная замкнутость
может быть разомкнута через диалог с
другой культурой через философию. Через
философию общечеловеческое проникает
в диалог культур, создавая шанс каждой
культуре делегировать свои лучшие достижения
в общечеловеческий фонд. Культура - достояние
всего человечества, как исторический
результат взаимодействия народов. Диалог
является истинной формой межнационального
общения, предполагающий как взаимообогащение
национальных культур, так и сохранение
их самобытности. Общечеловеческая культура
- это как бы древо со многими ветками.
Культура народа может процветать лишь
тогда, когда процветает общечеловеческая
культура. Поэтому, заботясь о национальной,
этнической культуре, следует очень беспокоиться
и об уровне общечеловеческой культуры,
которая едина и многообразна. Едина -
в смысле включения в себя многообразия
исторических и национальных культур.
Каждая национальная культура своеобразна
и единственна. Её вклад в общечеловеческий
культурный фонд уникален и неповторим.
Ядро каждой культуры составляет свой
идеал. Исторический процесс формирования
и развития культуры не может быть правильно
понят, не учитывая взаимодействие, взаимовлияние,
взаимообогащение культур.
Обмен духовными ценностями,
знакомство с достижениями культуры других
народов обогащает личность. Сердцевиной
деятельности субъекта культуры, в процессе
которой изменяется он сам, изменяя, развивая
при этом состояние, содержание национальной
культуры. Взаимодействие культур происходит
и на уровне межличностного общения, так
как в ощущении реализуются общезначимые
ценности культур. Межличностное общение,
расширяя источники социальной и культурной
информации, тем самым может выступить
важным фактором в преодолении стереотипизированного
мышления и этим способствует взаимообогащению
духовного облика людей.
Глобализация и глобальные
проблемы способствуют диалогу культур.
В целом проблемы открытости к диалогу
и взаимопониманию в современном мире
приобретают глубокий характер. Однако
для взаимопонимания и ведения диалога
не достаточно одной доброй воли, но необходима
кросс-культурная грамотность (понимание
культур других народов), которая включает
в себя: осознание различий в идеях, обычаях,
культурных традиций, присущих разным
народам, способность увидеть общее и
различное между разнообразными культурами
и взглянуть на культуру собственного
сообщества глазами других народов. Участвуя
в диалоге культур, надо знать не только
свою культуру, но и сопредельных культур
и традиций, верований и обычаев.
3. Многокультурная реальность: проблемы
и тенденции развития
Характеристика современности
как многокультурной реальности стала
уже привычной как для исследователей,
так и в обыденном сознании. Но понимание
проблем и перспектив развития нуждаются
в дальнейшем исследовании.
В прошлые эпохи так же, как
и в современном мире, существовало многообразие
культур, их уникальность и своеобразие
не мешало, а скорее, предполагало необходимость
диалога между ними.
Культура воспринималась как
мир, как целое, в ней создавалась картина
мира, мировоззрение; искусство и наука,
каждая по своему пытались постичь законы
мировой гармонии, понять смысл целого,
противостоять хаосу и энтропии. В культурной
реальности присутствовал системообразующий
фактор позволяющий создать органическое
целое.
В начале XX века в произведениях
О. Шпенглера3 и других философов утверждается
идея самостоятельного, независимого,
отдельного существования культур. В конце
XX века постмодернизм выдвигает идею плюрализма,
равновесия ценностей, равенства, равноправия
культур.
Глобализация, развитие информационной
культуры дают человеку неограниченные
возможности в познании мира, позволяют
выбирать различные ценности, культуры,
выстраивая собственный мир, формируя
принципы личностного развития. Человечество
обращается не просто к мировой, но к «всемирной
культуре».