Равновесие ценностей, снятие
различий между добром и злом приводят
к утрате системы координат и создает
человека, обладающего вроде бы безграничной
свободой выбора, но не способного на деле
реализовать ее, находящегося в мучительном
состоянии неопределенности и потерявшего
ощущение осмысленности бытия и выбора
целей.
Отсутствие высшего начала
приводит к доминированию культуры повседневности,
которая не может формировать мировоззрение,
но уменьшает состояние неопределенности,
погружая человека в комфортное существование,
человек погружается в быт и перестает
задумываться над смыслами.
Глобальные проблемы современности,
присущие всему человечеству, требуют
обращения к прошлому, осмыслению и поиску
сакрального, абсолютного, способного
не только констатировать проблемы, но
и искать способы их решения. То есть, помимо
горизонтали многообразия и диалога культур,
необходимо возвращение к вертикали, обращение
к вечности, тем проблемам, которые решали
религия и философия.
Глобализация способствует
стремительному углублению культурного
неравенства между странами и народами.
Она привела к коренным изменениям в системе
взаимоотношений между народной, элитарной
и массовой культурой, она понизила статус
не только первых двух, но и культуры как
таковой. Одновременно она возвеличила
массовую культуру, превратив ее в ведущий
элемент системы культуры постиндустриального
общества.
Глобализация утвердила в качестве
базового принципа сосуществования различных
культурных миров принцип мультикультурализма,
который ее идеологами рассматривается
как императив государственной культурной
политики, осуществляемый в информационном
обществе. Однако, по мнению западных исследователей,
реализация на практике идеи мультикультурализма
оборачивается множеством негативных
последствий, которые явно усугубляют
и без того сложную социокультурную ситуацию,
сложившуюся практически во всех развитых
странах Запада. Мультикультурализм проявляется
в попытках обосновать требования представителей
тех или иных групп не их индивидуальными
качествами, а статусом членов этих сообществ,
стремлением сделать ту или иную культурную
идентичность группы основанием для выдвижения
разнообразных требований политического
и экономического толка. Примерами таких
проявлений насыщена жизнь современных
западных обществ. Характерная для начала
XX в. цель ассимилировать представителей
иных культурных традиций в лоно доминирующей
культуры сегодня нередко воспринимается
как свидетельство расизма или национализма.
Глобализация нанесла мощный
удар по базовым структурам практически
всех национальных культур.
Взаимодействие с чужой культурой,
рассуждая теоретически, может иметь четыре
результата:
- интеграция, когда каждая из
взаимодействующих групп сохраняет свою
культуру, но одновременно устанавливает
тесные межкультурные контакты;
- ассимиляция, когда группа теряет
свою культуру;
- сепаратизм, когда группа, сохраняя
свою культуру, отказывается от контактов
с инокультурными группами;
- маргинализация, когда группа теряет свою культуру, при этом не установив тесных контактов с другой культурой.
Процесс взаимодействия культур,
ведущий к их унификации, вызывает у некоторых
наций стремление к культурному самоутверждению
и желание сохранить собственные культурные
ценности. Целый ряд государств и культур
демонстрирует свое категорическое неприятие
происходящих культурных изменений. Процессу
открытия культурных границ они противопоставляют
непроницаемость своих собственных и
гипертрофированное чувство гордости
своей национальной самобытностью. Различные
общества реагируют на влияния извне по-разному.
Диапазон сопротивления процессу слияния
культур достаточно широк: от пассивного
неприятия ценностей других культур до
активного противодействия их распространению
и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями
и современниками многочисленных этнорелигиозных
конфликтов, роста националистических
настроений, региональных фундаменталистских
движений.
Заключение
Таким образом, на рубеже второго
и третьего тысячелетий становится все
более очевидным, что человечество развивается
по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости
различных стран, народов и их культур.
Этот процесс охватил различные сферы
общественной жизни всех стран мира. Сегодня
невозможно найти этнические общности,
которые не испытали бы на себе воздействие
как со стороны культур других народов,
так и более широкой общественной среды,
существующей в отдельных регионах и в
мире в целом. Это выразилось в бурном
росте культурных обменов и прямых контактов
между государственными институтами,
социальными группами, общественными
движениями и отдельными индивидами разных
стран и культур. Расширение взаимодействия
культур и народов делает особенно актуальным
вопрос о культурной самобытности и культурных
различиях. Культурное многообразие современного
человечества увеличивается, и составляющие
его народы находят все больше средств,
чтобы сохранять и развивать свою целостность
и культурный облик. Эта тенденция к сохранению
культурной самобытности подтверждает
общую закономерность, состоящую в том,
что человечество, становясь все более
взаимосвязанным и единым, не утрачивает
своего культурного разнообразия.
Диалог культур был и остается
главным в развитии человечества. На протяжении
веков и тысячелетий происходило взаимообогащение
культур, из которых складывалась уникальная
мозаика человеческой цивилизации. Процесс
взаимодействия, диалога культур носит
сложный и неравномерный характер. Потому
что не все структуры, элементы национальной
культуры активны для усвоения накопленных
творческих ценностей.
Процессы глобализации вносят
свои положительные и отрицательные моменты
в культурную жизнь общества, но их уже
нельзя остановить.
Список
литературы
- Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества. - М., 1986.
- Венедиктова Т. Материалы круглого стола. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.
- Сорокин П.А. Человек.
Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Бабаджанова М.М., Юлдашева М.Р.,
Ким В. Калейдоскоп культур. Учебное пособие
для школьников старшего возраста и студентов
I – III курсов./Под общей редакцией Бабаджановой
М.М./ – Душанбе: «Статус», 2007.
- «Белая книга» по межкультурному
диалогу. – М., 2009.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.:2008.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб, 1999.
- Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций» // Полис. – 1994. - №1
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: 2000.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных
различий. М.:2002.
1
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н— русский
философ, культуролог, теоретик европейской
культуры и искусства.
2
Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон (англ. Samuel
Phillips Huntington)— американский социолог и
политолог, автор концепции этнокультурного
разделения цивилизаций.
3
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер
(нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler) — немецкий историософ,
представитель философии жизни, публицист
консервативно-националистического направления.