Современные тенденции межкультурного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 19:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы такова - рассмотреть некоторые аспекты и современные тенденции развития многокультурной реальности современного мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• охарактеризовать положение человека в многокультурном мире;
• рассмотреть диалог как естественный результат развития и углубления взаимоотношения культур в современном мире;
• раскрыть проблемы и перспективы развития такого явления как мультикультурная реальность.

Содержание работы

Введение 3
1. Человек в многокультурном мире 3
2. Взаимодействие культур: диалог культур в современном обществе 6
3. Многокультурная реальность: проблемы и тенденции развития 10
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

культурология реферат современные тенденции межкультурного взаимодействия.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Равновесие ценностей, снятие различий между добром и злом приводят к утрате системы координат и создает человека, обладающего вроде бы безграничной свободой выбора, но не способного на деле реализовать ее, находящегося в мучительном состоянии неопределенности и потерявшего ощущение осмысленности бытия и выбора целей.

Отсутствие высшего начала приводит к доминированию культуры повседневности, которая не может формировать мировоззрение, но уменьшает состояние неопределенности, погружая человека в комфортное существование, человек погружается в быт и перестает задумываться над смыслами.

Глобальные проблемы современности, присущие всему человечеству, требуют обращения к прошлому, осмыслению и поиску сакрального, абсолютного, способного не только констатировать проблемы, но и искать способы их решения. То есть, помимо горизонтали многообразия и диалога культур, необходимо возвращение к вертикали, обращение к вечности, тем проблемам, которые решали религия и философия.

Глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства между странами и народами. Она привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух, но и культуры как таковой. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.

Глобализация утвердила в качестве базового принципа сосуществования различных культурных миров принцип мультикультурализма, который ее идеологами рассматривается как императив государственной культурной политики, осуществляемый в информационном обществе. Однако, по мнению западных исследователей, реализация на практике идеи мультикультурализма оборачивается множеством негативных последствий, которые явно усугубляют и без того сложную социокультурную ситуацию, сложившуюся практически во всех развитых странах Запада. Мультикультурализм проявляется в попытках обосновать требования представителей тех или иных групп не их индивидуальными качествами, а статусом членов этих сообществ, стремлением сделать ту или иную культурную идентичность группы основанием для выдвижения разнообразных требований политического и экономического толка. Примерами таких проявлений насыщена жизнь современных западных обществ. Характерная для начала XX в. цель ассимилировать представителей иных культурных традиций в лоно доминирующей культуры сегодня нередко воспринимается как свидетельство расизма или национализма.

Глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур.

Взаимодействие с чужой культурой, рассуждая теоретически, может иметь четыре результата:

  • интеграция, когда каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно устанавливает тесные межкультурные контакты;
  • ассимиляция, когда группа теряет свою культуру;
  • сепаратизм, когда группа, сохраняя свою культуру, отказывается от контактов с инокультурными группами;
  • маргинализация, когда группа теряет свою культуру, при этом не установив тесных контактов с другой культурой.

Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.

Заключение

Таким образом, на рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия.

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей.

Процессы глобализации вносят свои положительные и отрицательные моменты в культурную жизнь общества, но их уже нельзя остановить.

 

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
  2. Венедиктова Т. Материалы круглого стола. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.
  3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.  М., 1992.
  4. Бабаджанова М.М., Юлдашева М.Р., Ким В. Калейдоскоп культур. Учебное пособие для школьников старшего возраста и студентов  I – III курсов./Под общей редакцией Бабаджановой М.М./ – Душанбе: «Статус», 2007.
  5. «Белая книга» по межкультурному диалогу. – М., 2009.
  6. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.:2008.
  7. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб, 1999.
  8. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций» // Полис. – 1994. - №1
  9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: 2000.
  10. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.:2002.

 

 

1 Михаи́л Миха́йлович Бахти́н— русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства.

2 Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон (англ. Samuel Phillips Huntington)— американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций.

3 О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler) — немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.


Информация о работе Современные тенденции межкультурного взаимодействия