Специфика науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Чтобы возникла наука общество не только должно иметь стабильную экономическую платформу, но и сформулировать и развить культуру, задачей которой было бы развитие научного мышления, научного подхода к действительности. Чем выше уровень культуры, тем рациональнее используются плоды науки, тем продуктивнее сама наука.
Российские ученые, и в общем сама российская наука, являются на сегодняшний день одними из самых перспективных и первыми среди претендующих на мировое первенство

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика науки……………………………………………………………….4
2. Становление науки……………………………………………………………..6
3. Институализация науки………………………………………………………10
4. Влияние науки на культуру…………………………………………………..12
5. Взаимодействие науки с компонентами культуры…………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Наука в современной культуре.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Институализация науки

Оформление науки в  качестве социально-культурного института  произошло в 17-18 веках, когда в  Европе были образованы первые научные  общества и академии, началось издание  научных журналов. На рубеже 19-20 веков  возникает новый способ организации науки - крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Современная наука все глубже связывается с другими институализированными элементами культуры, пронизывая собой не только производство, но и политику, административную деятельность и т.д. Вплоть до конца 19 века наука играла вспомогательную роль по отношению, например, к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, и складывается единый комплекс “НАУКА-ТЕХНИКА-ПРОИЗВОДСТВО”, в котором науке принадлежит ведущая роль.

Структура современной  науки выглядит следующим образом:

- методологические и  общетеоретические проблемы науки;

- специализированные теории;

- прикладные науки.

Первый элемент науки  представляет собой стык науки с  философией. Дело в том, что каждый комплекс научного знания, подпитывая философию своими открытиями, в то же время "пользуется" определенной методологией и мировоззрениями, специфически преломляя их применительно к своей проблематике. Кроме того, данный уровень включает в себя и так называемые общетеоретические проблемы данной науки (проблемы типологии, систематизации и классификации объектов, изучаемых данной наукой).

Специализированные теории являются синтезом первого и второго  элементов науки: с одной стороны, они являются результатом дифференциации общетеоретических знаний, а с  другой - теории среднего уровня проявляются  и развиваются как обобщение  того, что содержится в прикладных науках. К специализированным теориям относятся, например, философия истории, философия науки, социология личности и т.д.

Прикладные науки, в  свою очередь, - это те ее отрасли, которые  прямо связаны с практикой. Разумеется, подобная стратификация науки достаточно условна, но она достаточно полно отражает специфику научного знания.

Наука есть не только совокупность теорий, но и совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы поведения в  сфере науки. К числу важнейших из этих норм относятся этические нормы и ценности , то есть речь идет о человеческом, гуманистическом измерении науки, об этических принципах научного познания . Чем дальше развивается человечество, тем больше возникает необходимость следования определенным, устойчивым принципам деятельности ученого во избежание возникновения новых глобальных проблем и катастроф.

К числу основных этических  ценностей науки можно отнести  следующие:

- стремление к познанию, понимаемому как долг - осознанная  ориентация ученого на веру в силу разума, его возможность облагодетельствовать человечество;

- "не укради" - негативное  отношение ученого к плагиату, щепетильное отношение к использованию  чужих исследовательских результатов;

- "не лги" - бескорыстность  научного поиска;

- отстаивание истины;

- социальная ответственность  ученого - на современном этапе  развития науки каждый дальнейший  шаг может оказаться для человека  как великим добром, так и величайшим  злом, поэтому ученый должен крайне  осторожно относиться к использованию полученных результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Влияние науки на культуру

Можно выделить два важных направления воздействия науки  на прошлую и современную культуру. Одно из них состоит в том, что  наука развивает культуру, а иногда и тормозит ее, своим собственным содержанием, формами и средствами функционирования. Другое направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей, на материальную и духовную культуру, на культуру видов деятельности и самих субъектов.

Первое направление  указывает на локальность науки  в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, как и другие ее элементы, развивается кумулятивно, по своим  принципам, законам, условиям и т. п. Она способствует совершенствованию  культурного процесса2:

  • участием в разложении на самостоятельные элементы синкретической архаической и более поздних «целостных» культур;
  • формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического и признание ценности умственной деятельности; связь с научным знанием; понимание специфики материальных и духовных ценностей для жизни людей; интеллект человека, его познавательные и конструктивно-творческие способности; потребность в точных знаниях и т. п.;
  • своей динамикой исторического развития: взлет науки в эпоху античности; сдерживание ее в средневековой Европе и поддержка в арабо-мусульманском мире; становление подлинно-экспериментальной и точной науки в Новое время; научно-технический прогресс в Новейшее время; социально-гуманитарный прогресс науки в XXI веке;
  • спецификой научной деятельности как разновидности социокультурного процесса;
  • гносеологическим содержанием науки, представляющим ценность для общества: истинные знания; объективация (опредмечивание) научных знании в продуктах материального и духовного труда; сам научный процесс как ценность культуры; обоснование ценности человека в мире культуры, сохранение его дара жизни, мира в обществе и благоприятной среды обитания, а также принципы, способы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;

Второе направление  раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру не только через свое собственное  совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.

 

 

 

 

5. Взаимодействие науки с компонентами культуры

С различными компонентами культуры наука взаимодействует  своеобразно на основе своей специфики и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре. Некоторые из них рассматривались выше. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился в европейской средневековой инквизиции. Католическая церковь открыто и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и ученых - естествоиспытателей, представителей других наук.

В современных развитых странах отношения науки и  религии стали более лояльными. Но существует множество стран, в  которых верования только подходят к взаимоуважительным отношениям с  наукой. Еще имеют место факты провозглашения той или иной религии официальной религией. Данные факты относятся прежде всего к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.

Своеобразие функционирования науки в культуре проявляется  и в том, что на ее основе могут  формироваться субкультуры - достаточно локальные образования, обладающие ярко выраженной спецификой. Например, сложились субкультуры по разработке и производству электронной техники, автомобилей и автотранспорта, средств связи, по исследованию космоса, генной инженерии, производству вооружений и др. Некоторые из субкультур имеют региональный или общепланетарный характер, а часть - внутригосударственную (внутрикультурную) направленность.

Через субкультуры реализуется  динамика совокупной науки. Она состоит  в том, что научно-практическая деятельность человечества, его конкретных субъектов  все более вовлекает в себя не только природу, но и самого человека, а также особые отрасли научного знания, заменяет биосферу ноосферой, миром научных и технических фактов вместо обыденно-практических действий. Данный процесс актуализирует важность развития духовности ученого, каждого индивида с тем, чтобы их деятельность не оказалась во власти научного, рационального бездушия и антикультуры.

Наука как процесс  добывания, развития и применения знаний функционирует, прежде всего, в сфере  духовной культуры. Она воспроизводит  теоретико-концептуальные знания как духовные ценности, развивает сознание и познавательные способности людей, формирует многие нормы и принципы, идеалы, ценностные ориентации, убеждения.

Научные знания составляют главное содержание объективно-истинной картины мира, усвоение которой для современного человека представляет существенный элемент его духовной культуры.

Естественнонаучные знания в картине мира указывают на степень  познания и освоения человеком природы, себя самого как части природы. Нидерландский  мыслитель XX в. Й. Хейзинга отмечал, например, что человек всегда стремился подчинить себе природу, господствовать над ней. И в этом он достиг многого. Но менее всего человеку удалось изучить собственную природу и господствовать над самим собой. Культурным, отмечал он, следует считать такое состояние общества, которое отражает уравновешенность научного освоения внешней природы и способности людей научно-духовно возвыситься над природой своего организма. Тогда жизнь общества и человека могут расцениваться не как удовлетворение «голой нужды» или откровенного самолюбия, а как гармония, порядок, составляющие в совокупности культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено  различными факторами как культурного, так и природного происхождения. Сама же наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.

Таким образом, наука  выступает закономерным общественно-историческим явлением культурного процесса. Социокультурное воздействие науки на содержание, формы и способы культуры проявляется по двум основным направлениям: она развивает культуру своим собственным содержанием, а также взаимодействуя с другими элементами содержания культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Аглямова Н.Н. Культурология: учебное пособие. М.:Инфра-М, 2008 ,С, 90
  2. Баранов А.П.  Роль науки в культуре современности. М.:Инфра-М, 2007, С, 79  
  3. Гараев А.П. Развитие культуры. М.:Инфра-М, 2007, С. 111
  4. http://www.abc-people.com
  5. http://www.humanities.edu.ru

1 Аглямова Н.Н. Культурология: учебное пособие. М.:Инфра-М, 2008 ,С. 91

2 Баранов А.П.  Роль науки в культуре современности. М.:Инфра-М, 2007, С, 79


Информация о работе Специфика науки