Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:10, контрольная работа
Логика- наука о мышлении. Такое определение дает большинство из известных нам учебных изданий. Но рассматривать данную науку следует все- таки исходя из специфики, присущей именно этой научной дисциплине, а именно во главу угла следует поставить предмет изучения Логики, как средство познания, т.е. определенную совокупность инструментов и правил, при помощи которых, индивид сможет правильно мыслить, избегая ложных суждений и умозаключений.
1. Предмет логики. Специфика логики и ее место среди других наук, изучающих мышление …..……………………………………..……...……..4
2. Упражнения…………………………………………...…………..……9
3. Список использованной литературы………..………….…………...11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Логика».
Вариант № 1.
Исполнитель
Руководитель: преподаватель |
Содержание:
1. Предмет логики. Специфика логики и ее место среди других наук, изучающих мышление …..……………………………………..……...……..4
ВАРИАНТ №1
Теоретический вопрос:
Предмет логики / специфика логики и ее место среди других наук, изучающих мышление/.
Упражнения:
1. Установите содержание и объем
следующих понятий: явление
2. Установите количество и
2.1. Все металлы хорошо проводят электрический ток.
2.2. Некоторые марки представляют
высокую художественную
2.3. Ни одно правило не знает исключений.
3. Определите вид умозаключения, его посылки и заключение:
3.1. Логика исследует формы и принципы мышления, а так как я изучаю логику, то я имею представление о формах и принципах мышления.
Предмет логики. Специфика логики и ее место среди других наук, изучающих мышление.
Логика- наука о мышлении. Такое определение дает большинство из известных нам учебных изданий. Но рассматривать данную науку следует все- таки исходя из специфики, присущей именно этой научной дисциплине, а именно во главу угла следует поставить предмет изучения Логики, как средство познания, т.е. определенную совокупность инструментов и правил, при помощи которых, индивид сможет правильно мыслить, избегая ложных суждений и умозаключений.
Еще на заре становления Логики как науки ходили споры о ее жизне- и дееспособности, были нередки обвинения в бесполезности в практическом применении законов данной науки. Как иллюстрация сказанному можно привести ироничные слова Гегеля о том, что логика «учит» мыслить, так же как физиология «учит» переваривать. Да, безусловно, мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах, независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная ее правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики, но задача логики состоит в том, чтобы вооружить индивида знаниями, дающими правильное направление мышления или обосновать, почему мышление привело к ложным умозаключениям в тот или иной момент времени.
Как самостоятельная наука, логика сложилась около 2 тысячелетий назад. Ее основателем считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения.
Среди других античных мыслителей, внесших большой вклад в теоретические основы логики следует отметить Галена, Порфирия и Боэция, сочинения последнего долгое время служили материалом для изучения логики.
Новое время ознаменовано огромным вкладом в развитие науки английским философом Ф. Бэконом (1561-1626г.) Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной.
Дальнейшее развитие науки получило в трудах таких великих ученых, как Р. Декарт (1569—1650г.), Г. Лейбниц (1646—1716г.), И. Кант (1724—1804г.) и многие другие западноевропейские ученые. Необходимо отметить, что все они были философами. Да, действительно нельзя усомниться в присутствии философских знаний в логике. Уже исходя из определения данного в начале, можно было бы провести параллели с другими науками, изучающими мышление, такими как психология, кибернетика, физиология и другие, но особенностью логики является то, что ее предметом являются формы и способы правильного мышления.
Итак, логика – это наука о способах и формах правильного мышления. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика, то есть объектом логики является абстрактное мышление.
Абстрактное мышление – это процесс
рационального отражения
формальная логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.
Следовательно, предмет формальной логики составляют:
1) формы мыслительного процесса – понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;
2) законы, которым подчиняется
3) методы получения нового
4) способы доказательства истинности или ложности полученных знаний – прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д.
Таким образом, логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.
Логика как наука включает в
себя такие разделы, как формальная
логика, диалектическая, символическая,
модальная и другие. Любую науку
можно рассматривать как
но специфика логики заключается в том, что она выступает в роли своеобразного теоретического инструмента, служащего для контроля правильности и обоснованности рассуждений и тем самым способствующего поиску и доказательству истины.
В XXI веке наука и техника открывают перед обществом еще неведомые горизонты познания, а фундаментальные исследования позволяют проникать в тайны мироздания. При этом значение абстрактного мышления, а в этой связи и возрастающее значение логики, исследующей его структуру, формы и законы, переоценить невозможно. В современных условиях развертывания нового этапа научно-технической революции, связанного с глубокими структурными изменениями производства и управления, внедрения в жизнь достижений кибернетики и наноиндустрии, потребность в логике, особенно символической, становится еще более ощутимой и необходимой.
Каково же место логики среди других наук, изучающих мышление?
Философия исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека и его мышления к окружающему миру.
Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т.д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с отклонениями.
Физиология раскрывает материальные, физиологические процессы, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.
Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном, прежде всего с его управленческой деятельностью.
Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.
Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, то есть роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.
Но если логическая культура не дается человеку от природы, то, как, же она формируется?
Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно их усваиваем и начинаем понимать, какие из них правильные, а какие – нет. Логическая культура юриста повышается в процессе его профессиональной деятельности.
Указанный путь формирования логической культуры можно назвать стихийным. Он не является наилучшим, так как люди, не изучившие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами, и, кроме того, у них разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием, например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики – умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Логика – необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна «любому специалисту, будь он математик, медик, биолог». (Анохин Н.К.).
2.Упражнения.
1.Установите содержание
и объем следующих понятий:
явление природы, стихийное
Содержание понятия «явление природы»- всякое изменение, процесс, проходящий в живой или неживой природе.
Объем понятия «явление природы»: восход солнца, ветер, дождь, гроза, туман, радуга и многое другое, в том числе и человека можно отнести к данному понятию.
Содержание понятия «стихийное бедствие»- природное явление, чрезвычайный характер, наличие жертв и (или) материального ущерба.
Объем понятия «стихийное бедствие»: наводнение, ураган, землетрясение, торнадо, лесные пожары, град, сели, цунами и т.д.
Содержание понятия «землетрясение»- подземные толчки, естественность или искусственность данного процесса.
Объем понятия «землетрясение»: цунами.
2. Установите количество и
2.1. Все металлы хорошо проводят
электрический ток. По
2.2. Некоторые марки представляют
высокую художественную
2.3. Ни одно правило не знает исключений. По качеству- отрицательное; по количеству- общее.
3. Определите вид умозаключения, его посылки и заключение:
3.1. Логика исследует формы и
принципы мышления, а так как
я изучаю логику, то я имею
представление о формах и
Данное умозаключение является простым категорическим силлогизмом- в котором из двух категорических суждений - посылок, связанных общим термином, получается третье суждение – вывод.
Посылки- логика исследует формы и принципы мышления;