Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:52, контрольная работа
Русская послереволюционная культура - один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но вместе с тем в какой-то степени оптимистичный период. С одной стороны - гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непосредственно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого.
Советская культура: специфика и основные этапы ее развития
1) Ионин, Л.Г. Свобода в СССР / Л.Г. Ионин. – СПБ. : Лань, 1997. – 220с.;
2) Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М. : Логос, 1996. – 278с.;
3) История советского искусства / Ред. И.Э. Грабарь. – М. : Искусство, 1965.– 872с.;
Спецификация русской культуры
Русская послереволюционная культура - один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но вместе с тем в какой-то степени оптимистичный период. С одной стороны - гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непосредственно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого. С другой - грандиозная просветительная программа, блестяще реализованная, во многом успешно осуществлённые программы электрификации и индустриализации, интенсивное градостроительство и превращение ссср в индустриальную супердержаву; активная материальная правительственная поддержка многих начинаний и явлений в области культуры. Плюсы и минусу теснейшим образом соседствуют. Однозначно негативным является неоправданность и жестокость минусов, которых вполне можно было избежать.
Хорошо известно, что культура нового государства должна была служить народу, прежде всего пролетариату как самому активному и многочисленному классу. Отношение в.и. ленина к “пролетарской культуре” не было неизменным, но доминантой оставалось убеждение в высокой культурно-исторической миссии пролетариата. Однако сами идеипролеткульта - культурно-просветительная и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности в разных областях искусства, существовавшая в 20-30-е годы резко отрицательно относившаяся к наследию прошлого, он не разделял. В программной речи в.и. ленина на iii всероссийском съезде комсомола (2 окт. 1920 г.) Подчеркивалось, что усвоение молодежью культуры, науки, всех знаний,
Которые выработало человечество, имеет огромное историческое значение. В середине 20-х годов движение пролеткульта пришло в упадок, а в 1932 г. Прекратило своё существование.
Для попытки объективно оценить картину развития отечественной культуры в указанный период рассмотрим как позитивные, так и негативные факты с тем, чтобы избежать одностороннего подхода к историко-культурным явлениям. Так называемая "культурная революция" в советском государстве не могла обойти, как минимум, двух взаимосвязанных вопросов: отношение к культурному наследию (во-первых), отношение к интеллигенции (во-вторых).
Уже сам состав первого советского правительства был, казалось бы, определенной гарантией взвешенного, разумного отношения новой власти к тем двум вопросам, которые оговорены выше. Высокообразованными людьми были не только ленин, но и н. К. Крупская, г.в. чичерин, a.m. коллонтай, а. В. Луначарский. Известно восторженное отношение луначарского к русской культуре, ее замечательным традициям, выдающимся представителям русской культуры. Есть немало фактов, свидетельствующих об усилиях луначарского по сохранению отечественного культурного наследия, по оказанию конкретной помощи деятелям культуры.
Вопросы отношения к культурному наследию, к отечественной интеллигенции были составной частью общей программы “культурной революции”, предусматривавшей решение трех (как минимум) важнейших взаимосвязанных задач:
Ликвидацию неграмотности в масштабах всей страны (что было глобальной задачей в гигантской стране, где более 70 % населения к октябрю 1917г. Было неграмотно);
Постепенное, последовательное приобщение народа к тому духовному богатству, которое выработало человечество;
Создание новой советской интеллигенции из трудящихся, способной отстаивать и развивать достижения социализма на культурном фронте, искренне разделяющей идеи октябрьской революции.
Конституция законодательно закрепляла обязанность государства “предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование”. В партийной программе предусматривалось “развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и исполь-зование для этих целей аппарата и средств государственной власти”, а также оговаривались меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению широкого доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства. Уже в 1917 г. Перешли в собственность и распоряжение народа эрмитаж, русский музей, третьяковская галерея, оружейная палата, бахрушинский театральный музей и т.д. Были национализированы и переданы музеям частные коллекции щукина, мамонтовых, морозовых. Для осуществления программы были предприняты конкретные шаги, в частности были изданы декреты о регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины (октябрь 1918 г.).
Меры по сохранению культурных ценностей явно предпринимались, но между тем масса фактов свидетельствует о том, что революционные потрясения нанесли существенный ущерб отечественной культуре:
Началось массовое переименование улиц, площадей, переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю;
Повсеместно разрушались памятники, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима;
Началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров зодчества, скульптуры, живописи;
Несмотря на так называемые “охранные грамоты” у их владельцев конфисковывали редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины;
Повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола и переплавлялись на металл; так, например, в 1917 г. В москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты.
Асть 2
Вместе с разрушаемыми обителями упразднялись и старинные кладбища (так, только в москве были полностью уничтожены лазаревское кладбище, основанное в 1748 г.; кладбища данилова, скорбященского, андрониковского, алексеевского монастырей; полностью уничтожено братское кладбище. На кладбище донского монастыря осталась 1/10 всех памятников, такая же участь постигла некрополь новодевичьего монастыря);
1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии святых мощей, в разгар этой печально известной кампании были вскрыты мощи самого почитаемого святого на руси преподобного сергия радонежского;
Иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись сообщения о том, что то в одной, то в другой деревне сжигали целыми телегами иконы и богослужебные книги; при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представлявшие исключительную культурную ценность; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом и т.д.
В 1921-1922 гг. Церковные сокровища вместе с ценностями гохрана и ценностями госмузей-фонда шли в уплату за хлеб, закупленный для голодной и разрушенной страны. Потом изъятие церковного достояния станет нормой.
Но одновременно с этими примерами варварства можно привести и положительные факты: только в период с 1918 по 1923 гг. Возникло 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых исторических памятников. В 1918-1919 гг. Было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924г. - 227. Нельзя не признать, что были достигнуты величайшие достижения в образовательной области (к 1930 г. Грамотность населения возросла с 33% в 1916 г. До 62,6% в 1931 г.); было введено всеобщее начальное обучение на всей террито-рии ссср; усилиями энтузиастов, талантливых педагогов, психологов
А.с. макаренко, п.п. блонского, а.к. гастева, н.к. крупской и других было положено начало советской системе образования, приоритетные позиции и достижения которой по сей день признаются в большинстве цивилизованных стран мира.
В тесной связи с вопросом об отношении новой власти к культурному наследию изначально находился вопрос об отношении к интеллигенции. Часть интеллигенции задолго до октябрьской революции прочно стала на позиции рабочего класса, что, впрочем, не помешает в даль-нейшем сталину систематически уничтожать именно их. Представители интеллигенции принимали активное участие в октябрьской революции, искренне веря в её праведность. Другой отряд отечественной интеллигенции составляли те, кто, не являясь членами большевистской партии и не участвуя в революционной деятельности, тем не менее, поддержали советскую власть. Здесь мы видим: крупнейших ученых (к.а. тимирязев, и.в. мичурин, и.п. павлов, в.м. бехтерев, к.э. циолковский, н.е. жуковский, в.и. вернадский, а.ф. иоффе, и.м. губкин и др.), литераторов (а.а. блок, в.я. брюсов, в.в. маяковский, с.а. есенин, а.а. ахматова, б.л. пастернак, о.э. мандельштам и др.), деятелей театра (к.с. станиславский, в.и. немирович-данченко, в.э. мейерхольд, а.я. таиров, е.б. вахтангов, а.и. южин, л.в. собинов, м.н. ермолова, а.в. нежданова, е.в. гельцер, а.а. горский, г.н. федотова), юриста и общественного деятеля а.ф. кони, знаменитого архитектора ф.о. шехте-ля, богатейшего промышленника и коллекционера а.а. бахрушина и т.д. Для них вопрос о возможности жить вне родины решался однозначно. Все они продолжали активно работать, укрепляя славу русской науки и культуры.
С первых дней советской власти всячески ограничивались возмож-ности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1922 г. Учреждается специальный цензурный комитет - главлит, который должен был осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за “враждебными выпадами” против марксизма и большевиков. Появился главрепертком для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В целях жесткого регулирования культурной политики в 1919 г. Основывается государственное издательство (госиздат), национализируются театры и киноиндустрия. Начинается долгий период строгой идеологизации культуры и искусства. В середине 20-х годов прекращается деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к нэпу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. Но это отнюдь не ведёт к падению художественного уровня произведений культуры. Художественными символами новой эпохи в искусстве и литературе стали: первая советская поэма о революции “двенадцать” а. Блока (1918); первый спектакль на советскую тему “мистерия-буфф” в. Маяковского в постановке в. Мейерхольда (7 ноября 1918 г.); картина выдающегося русского художника б. Кустодиева “большевик” (1920); скульптура и. Шадра “булыжник- орудие пролетариата”
(1927); обошедший всю страну плакат моора (д. Орлова) - “ты записался добровольцем?” (1920), ставший классикой советской графики; памятник “жертвам революции” в петрограде, на марсовом поле, работы архитектора л. Руднева (1919). Идейный и художественный подъем молодого советского кино нашел блистательное воплощение в фильме одного из крупнейших кинорежиссеров мира с. Эйзенштейна “бронено-сец “потемкин” (1925 г.). Мастера культуры были активно вовлечены в создание мощного культа советского государства, создавая посредством образов культуры ореол несокрушимой, мощной, а главное гуманной страны.
Немалая часть интеллигенции изначально не приняла октябрьскую революцию, влилась в белое движение. После поражения белого движения для этих людей эмиграция стала единственным выходом. По данным лиги наций, русская диаспора в первой четверти xx в. Насчитывала не менее 10 млн. Человек, в разные годы выехавших из россии. Однако можно без преувеличения сказать, что после октября 1917 г. Произошел великий исход творческой интеллигенции из россии, почти весь ее цвет оказался за рубежом: литераторы (и. Бунин, а. Куприн, к. Бальмонт, м. Цветаева, а. Толстой, б. Зайцев, и. Шмелев, и. Северянин, э. Гиппиус и др.); композиторы (с. Рахманинов, с. Прокофьев, а. Гречанинов, и. Стравинский, н. Черепнин и др.); художники (а. Бенуа, н. Рерих, л. Бакст, и. Билибин, к. Сомов, м. Добужинский, в. Кандинский, м. Ларионов, н. Гончарова, л. Пастернак, м. Шагал и др.); деятели балета (м. Кшессинская, м. Фокин, л. Мясин, д. Баланчин и др.); оперные певцы (ф. Шаляпин, д. Смирнов, л. Липковская и др.). Несмотря на то, что часть из них вернулась в тридцатые годы в россию (с.с. прокофьев, ан. Толстой, м.и. цветаева и др.), страна потеряла огромное количество творческих личностей, которые преумножали славу русской культуры за рубежом.
О поразительной творческой активности представителей отечест-венной культуры в экстремальных условиях эмиграции свидетельствует ряд достоверных фактов, находящих подтверждение во многих источниках- с 1918 по 1932 гг. За границей существовали 1005 русских периодических изданий; в период с 1919 г. По 1952 г. Увидели свет 2230 эмигрантских журналов и газет.
Не менее активно заявили о себе и русские учёные зарубежья, внесшие значительный вклад фактически во все области науки. Перечислим хотя бы некоторых из тех, кто в непростой ситуации эмиграции добился мирового признания: с.н. виноградский (биология), и.и. сикорский (аэродинамика), п.а. сорокин (социология), н.с. трубец-кой, г.в. вернадский, а.в. карташов (история). Подлинный ренессанс пережила в 20-40-е годы русская философская мысль (н.а. бердяев, с.н. булгаков, н.о. лосский, с.л. франк, л.и. шестов, и.а. ильин и др.).
Нельзя не сказать о тех потерях, которые понесла русская культура во время репрессий30-х годов. Были расстреляны философ п. Флоренский, ученый-селекционер н. Вавилов, режиссёр в. Мейерхольд,
Писатель и. Бабель. В лагерях погибли поэты о. Мандельштам и н. Клюев, писатель б. Пильняк. Через лагеря прошли историк д.с. лихачев, философ а.ф. лосев, этнограф л.н. гумилев и множество других выдающихся деятелей русской культуры.
ЧАсть 3
При этом в крепнувшей советской культуре были крупные достиже-ния. Успехи в области образования стали важной предпосылкой социально значимых итогов во всех сферах жизнедеятельности советского общества. Уже к концу гражданской войны количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной россии. К середине 30-х годов, после ряда не всегда оправданных педагогических экспериментов 20-х годов, завершилось формирование советской системы народного образования (были введены обязательные государственные программы обучения, стабильные учебники, установлен жесткий распорядок школьной жизни; школа стала подразделяться на начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую. К концу 30-х годов в городах был завершен переход к обязательному семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городах и семилетнему - в селах и национальных районах.
Существенными были достижения в фундаментальных отраслях знания. Наиболее серьезные результаты и открытия были сделаны в изучении арктики (о.ю. шмидт, и.д. папанин), геологоразведке (открытие нефтеносных и рудных районов (и.м. губкин, а.е. ферсман и др.), разработке теории космических полетов (н.э. циолковский) и реактив-ного движения (ф.а. цандер), ядерной физике (а.ф. иоффе, п.л. капица, л.д. ландау, а.и. алиханов, а.п. александров, ю.б. харитон, я.б. зельдо-вич, и.в. курчатов, а.д. сахаров и др.); мирового признания добились естествоиспытатели - и.п. павлов (в области физиологии), н.и. вавилов (в области генетики), в.и. вернадский (в области теории биосферы), н.н. семенов (в области химической физики). Развитие авиации, создание новых видов самолетов, позволили осуществить сверхдальние перелеты на дальний восток, крайний север, в сша через северный полюс.