Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:52, контрольная работа
Русская послереволюционная культура - один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но вместе с тем в какой-то степени оптимистичный период. С одной стороны - гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непосредственно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого.
Появлялись несмотря на цензуру и идеологические стандарты новые интереснейшие литературные произведения: м.а. булгаков (“дни турбиных”, “бег”, “зойкина кавртира”), л.м. леонов (романы “соть”, “скутаревский”, “русский лес”, драма “нашествие”), м.а. шолохов (романы “тихий дон”, “поднятая целина”), а.а. фадеев (романы “разгром”, “молодая гвардия”), в.д. каверин (романы “исполнение желаний”, “два капитана”, “открытая книга”), в.п. катаев (роман “время, вперед!”, повесть “белеет парус одинокий”), а.п. гайдар (повести “школа”, “военная тайна”, “тимур и его команда”), б.л. пастернак (книга лирики “второе рождение”), а.т. твардовский (поэмы “страна муравия”, “василий теркин”, “дом у дороги”), к.г. паустовский (“кара-бугаз”, “северная повесть”), и. Ильф и е. Петров (“двенадцать стульев”, “золотой телёнок”), ю. Олеша (“зависть”, “заговор чувств”) и т.д.
Отечественная музыка 30-50-х годов представлена именами величайших мировых композиторов xx века с.с. прокофьева и д.д. шостако-вича. Но помимо них можно назвать ещё целый ряд интересных авторов: н.я.мясковский, д.б. кабалевский, и.о. дунаевский, p.m. глиэр, т.н. хренников, г.в. свиридов, а.и.хачатурян, ю.а. шапорин и др. В области исполнительского искусства достаточно упомянуть имена с. Рихтера, д. Ойстраха, л. Оборина, чтобы понять величие русской исполнительской школы советского времени.
В кинематографе успешно трудились кинорежиссеры: см. Эйзенштейн, г.в. александров, а.п. довженко, в.и. пудовкин, с.а. герасимов, м.и. ромм, си. Юткевич; выдающиеся актеры и.в. ильинский, л.п. орлова, с.а. крючков, м.и. жаров, ф.г. раневская, в.п.марецкая, э.п.гарин, н.к.черкасов и др.
Отечественное оперное и балетное искусство той поры, как это совершенно очевидно, находилось на подъеме: в это время выступали певцы л.в. собинов, м.м. михайлов, м.о. рейзен, а.в. нежданова, н.а. обухова, и.с. козловский, с.я. лемешев, в.ф. петров, п.м. норцов, н.н. озеров, блистательные танцовщики и танцовщицы е.в. гельцер, a.m. мессерер, л.м. лавровский, м.м. габович, в.м. чабукиани, г.с. уланова, м.т. семенова, св. Лепешинская, успешно готовили мастеров балета в ленинграде выдающийся педагог а.я. ваганова, в москве - с.а. головкина.
Отечественный драматический театр 30-50-х годов связан с имена-ми выдающихся режиссеров (к.с. станиславский, в.и. немирович-данченко, в.э. мейерхольд, а.я. таиров, а. Дикий, а. Попов, н. Охлопков, а. Лобанов, н. Акимов и др.) И актеров (в.и. качалов, и.м. москвин, ак. Тарасова, а.а. яблочкина, в.а. рыжова, а.г. коонен, м.и. царев, в.н. пашенная и др.). Это действительно был ярчайший период в исто-рии мирового театра. Деятели зарубежного театра приезжали в москву смотреть репетиции, стремясь постичь чудо русского театра. Театраль-ные коллективы находились на полном обеспечении у государства и это позволяло не думать о коммерческой выгоде, не идти на поводу у массового вкуса, а поддерживать высокий художественный уровень постановок, хотя и при существенных идеологических ограничениях. В любой период - и во время сталинских репрессий, и во время хрущёвской оттепели, и во время брежневского “застоя” - всегда появлялись яркие, острые по мысли постановки: “лес”, “горе от ума”, “ревизор”, “дама с камелиями” в постановке в. Мейерхольда, “оптимистическая трагедия” и “федра” в постановке а.таирова, “гамлет” н. Акимова 30-х годов, “гамлет” н. Охлопкова 50-х, “гамлет” г. Козинцева 60-х, люби-мовский 70-х с в. Высоцким в главной роли и “гамлет” а. Тарковского в московском ленкоме 80-х.
Отечественная живопись 30-50-х годов - это м.в. нестеров, в.а. фаворский, п.д. корин, и.э. грабарь, к.ф. юон, к.с. петров-водкин, п.п. кончаловский, н.п. ульянов, в.ф. рыдин, ф.ф. федоровский, п. Филонов.
Отечественная скульптура 30-50-х годов представлена работами и.д. шадра, в. И. Мухиной, с.д. меркурова, ст. Коненкова, с.д. эрьзи, м.к. аникушина, л.е. кербеля, м.г. манизера, г.белашевой.
В области архитектуры успешно трудились а.в. щусев, и.а. фомин, в.а. веснин, к.с. мельников, и.в. жолтовский, а.в. щуко, к.с.алабян и др.
ЧАсть 4
Реализовывались огромные архитектурные проекты (строительство метро, действительно самого красивого в мире, сочетавшего архитектурные новации с художественными: чего стоят одни только мозаики п. Корина на станции “комсомольская - кольцевая”, скульптурные группы на станции “площадь революции”, витражи и мозаика на станции “новослободская” и т.д.).
Достижения в различных областях культуры 30-50-х годов совер-шенно очевидны. Русская культура вновь сумела одержать победу над тяжелейшим сломом и возродиться. Несгибаемый дух русской культуры ярко проявился в годы великой отечественной войны. На службу победе, защиту родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники; ученые, инженеры и техники совершенствовали и создавали новые образцы боевой техники; работали выдающиеся конструкторы с.а. лавочкин, св. Илюшин, а.н. туполев, а.с. яковлев, ж.я. котин, с.н. махонин, в.а. дегтяр, ф.в. токарев.
Самоотверженно трудились во имя победы деятели советской литературы и искусства. В начальный период войны были опубликованы быст-ро ставшие популярными пьесы к. Симонова “русские люди”, а. Корнейчука “фронт”, л. Леонова “нашествие”, повести шолохова “наука ненавис-ти” и многие другие. В годы войны появились и такие известные и любимые многими и сегодня поэтические произведения, как “василий теркин” а. Твардовского, стихи к. Симонова, а. Суркова, а. Прокофьева, м. Исаковского, м. Светлова, н. Тихонова и др. Д. Шостакович в блокад-ном ленинграде написал свою знаменитую 7-ю симфонию, посвященную героическим защитникам ленинграда. Большой популярностью пользова-лись песни композиторов а. Александрова, в. Соловьева-седого, м. Блантера, а. Новикова, б. Мокроусова, м. Фрадкина, т. Хренникова и других. Снимались оптимистичные, полные веры в победу художественные фильмы (“небесный тихоход”, “воздушный извозчик” и др.). Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа и его культуры.
Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. Число научных работников увеличилось вдвое. Показателем успехов в этой области явился потрясший мир первый запуск искусственного спутника земли (4 октября 1957 г.), 5 декабря 1957 г. В ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол “ленин”, 12 апреля 1961 г. Ссср осуществил впервые в истории человечества космический полет с человеком на борту. Первым в мире космонавтом стал ю. А. Гагарин. В первые годы перестройки “отсталая” россия готова была предложить миру сотни уникальных открытий в различных сферах науки и техники.
В литературе 60-80-х годов четко прослеживаются несколько доминирующих направлений. Продолжается разработка темы великой отечественной войны (романы ю.в. бондарева “берег”, “выбор”; а.б. маковского “блокада”, “победа”, к.м. симонова “живые и мертвые”, документальная повесть с.с. смирнова “брестская крепость”, повесть в.г. распутина “живи и помни” и др.). Самое пристальное внимание писатели начинают уделять проблеме сохранения культурного наследия, бережному отношению к отечественным культурным традициям: работы академика д.с. лихачева “земля родная”, “письма о добром и прекрасном”, в.а. солоухина “письма из русского музея”, “черные доски”, “время собирать камни”, д.а. гранина “картина”, “эта странная жизнь”, д.м. балашова “народные баллады”, “господин великий новгород”, “марфа-посадница”. Особого разговора заслуживает творчество в.м. шукшина, яркий, многогранный талант которого раскрылся именно в это время (романы “любавины”, “я пришел дать вам волю”, повести “энергичные люди”, “точка зрения”) и т.д. В 60-70-е годы возникает особое явление, которое носит название “театр вампилова”; оригиналь-ное дарование его раскрылось в пьесах “старший сын”, “утиная охота”, “прощание в июне”.
Тема “человек и война” стала важной и для советского кинематогра-фа 60-80-х годов. К числу значительных событий (с точки зрения глубины разработки военно-патриотической проблематики, режиссерского, актерского и операторского мастерства) следует отнести появление таких художественных фильмов, как “белорусский вокзал”, “освобождение”, “они сражались за родину”, “блокада”, “а зори здесь тихие”, “горячий снег”, “двадцать дней без войны”, “восхождение” и др. Поиск своего места в жизни, тема формирования личности, вступления в самостоятельную жизнь получают взволнованное, искреннее воплощение в лентах: “подранки”, “сто дней после детства”, “чужие письма”, “не болит голова у дятла”, “ключ без права передачи”, “вам и не снилось”. Классику отечественного кино, наряду со многими из перечисленных, составили фильмы: “белое солнце пустыни”, “афоня”, “осенний марафон”, “калина красная”, “ирония судьбы, или с легким паром”, “служебный роман”, “вокзал для двоих”, “москва слезам не верит” и многие другие.
60-80 годы не стали потерянным временем для отечественного театра. Именно в эти годы по праву завоевывают мировую славу ленинградский большой драматический театр им. Горького (главный режиссер г.а. товстоногов), ленинградский театр миниатюр, а с 1982 г. - государственный театр миниатюр (художественный руководитель а.и. райкин), государственный театр кукол (художественный руководитель св. Образцов). Именно в это время ставили свои замечательные спектакли, пусть и преодолевая бесконечные препятствия, а. Эфрос, ю. Любимов, о. Ефремов, а. Гончаров, а. Васильев, м. Захаров, в. Плучек, и. Владимиров, л. Додин и др.
Событием в жизни балетного искусства стала постановка в большом театре балета а.и. хачатуряна “спартак” (1967, балетмейстер ю. Григорович).
Мировую известность принесло исполнение центральных партий в этом балете в. Васильеву и м. Лиепа. В 1975 г. С огромным успехом прошла премьера балета ю. Григоровича “иван грозный” на музыку с. Прокофь-ева. В год своего двухсотлетия (1976) государственный академический большой театр союза сср располагал таким количеством звёзд мирового класса, как ни один другой театр мира: м. Плисецкая, е. Образцова, е. Нестеренко, в. Атлантов, в. Васильев, е. Максимова, н. Бессмертнова, н. Тимофеева, м. Лиепа, м. Лавровский младший, н. Сорокин, ю. Вла-димиров и др.
Интересные явления советской культуры 60-80-х годов можно перечислять долго. Очевидно, что культура советского периода встретила 90-е годы в состоянии целостном, гармоничном и даже величавом, несмотря на все несомненные идеологические издержки советской цензуры и строгого партийного контроля всех культурных процессов и явлений.
Введение
В разноголосице сегодняшних мнений отчетливее других слышны две
интонации — позиции. Одна, поспешная и близорукая, опирающаяся для внешней
убедительности на авторитетные высказывания философа Н. Бердяева о «новом
средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-волкодаве», объявляет
семидесятилетнюю российскую культуру советской эпохи мрачной ямой
тоталитаризма, то есть формы государства, характеризующейся полным
(тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, не представляющей
якобы никакого позитивного содержания. Другая — конкретно-историческая,
аналитически объемная и взвешенная, учитывающая сложнейшие противоречия
развития и тормозящие его причины, точка зрения, отбрасывающая прочь
метания в крайности, скоропалительную смену полюсов и ядовитый нигилизм в
угоду выгодной конъюнктуре. Именно эта позиция представляется нам
исторически объективной и плодотворной.
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных
противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в
сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского
зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.
Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая,
мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и
неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее
элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым
образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с
бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а
кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением
все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых
разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении... Так что сегодня
закономерен результат: далеко не все сделанное в советской культуре
выдержало строгую проверку временем, испытание «на разрыв»...
Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление
социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и
русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования
запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать
в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства,
Отечества и недалекого лидера-пророка... Как правомерно отмечают
современные социологи, для рассматриваемой эпохи, для ее рядового «колесика
и винтика», типично известное состояние «зажатости» между прошлым и
будущим, одержимой концентрации на «двоичности» (революция —
контрреволюция, белые — красные, мы — они, наши — не наши и т.п.), с
заявленной пафосной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к
сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного
человека. Ненаучной и аморальной выглядит позиция нынешних скоропалительных
критиков, кто видит в культуре советской эпохи преимущественно
мифологическую утопию, игнорируя ее многозначность и важные связи с
духовными поисками в отдаленной и ближайшей российской истории. Суждения
Н.Бердяева, Г.Федотова, И.Ильина и других известных философов культуры
аргументирование убеждают нас в этом...
Сейчас нами осознано главное: советская культура и культура советской
эпохи — явно не одно и то же. Многозначную и многослойную культуру
советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего» или
безоглядного восхваления вождизма. Невероятно наивная утопическая вера,