Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 10:06, реферат
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.
1. Введение
2. ЮНЕСКО
3. Вступление Казахстана в ЮНЕСКО
4. Список наследия Казахстана
5. Духовная культура Казахстана с VI-XIX в.
6. Заключение
7. Список используемых источников
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет Гуманитарно - Педагогический
Кафедра Философии и социально - гуманитарных дисциплин
По дисциплине ______________________________
Тема ______________________________
______________________________
__________
(оценка)
Руководитель ______________________________
(должность, ученая степень)
______________________________
(инициалы, фамилия)
(подпись) (дата)
20__
Содержание:
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.
Современный Казахстан пережива
ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational
Основные цели, декларируемые организацией, —
содействие укреплению мира и безопасности
за счёт расширения сотрудничества государств и на
Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.
Среди вопросов, которые охватывает деятельность
организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка
национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосф
Начиная со вступления в ЮНЕСКО в 1992 году и ИСЕСКО в 1996 году, Казахстан поступательно проводит активную деятельность в целях укрепления сотрудничества с этими авторитетными международными организациями, и в своей внешней и внутренней политике демонстрирует свою приверженность идеалам ЮНЕСКО и ИСЕСКО путем проведения глобальных инициатив, созвучных их целям.
С момента обретения независимости при поддержке ЮНЕСКО и ИСЕСКО в стране был проведен ряд реформ в области культуры, образования, науки и информации, благодаря которым в настоящее время мы можем гордиться научным и творческим потенциалом современной казахстанской молодежи
В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Респу́блика Казахста́н значатся 3 наименования (на 2012 год), это составляет 0,3 % от общего числа (1007 на 2014 год). 2 объекта включены в список по культурным критериям, причём один из них признан шедевром человеческого гения (критерий i) и 1 объект включен по природным критериям. Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 12 объектов на территории Казахстана находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия. Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 29 апреля 1994 года. Первый объект, находящиеся на территории Казахстана были занесены в список в 2003 году на 27-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В данной таблице объекты расположены в хронологическом порядке их добавления в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
# |
Изображение |
Название |
Местоположение |
Время создания |
Год внесения в список |
№ |
Критерии |
1 |
|
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави |
Город: Туркестан |
1389—1405 |
2003 |
1103 |
i, iii, iv |
2 |
|
Петроглифы археологического
ландшафта Тамгалы |
Ближайший
город: Алма-Ата |
II тысячелетие до н. э. — начало XX века |
2004 |
1145 |
Iii |
3 |
|
Сарыарка — Степи и озёра Северного Казахстана |
Области: Акмолинская,Караганди |
— |
2008 |
1102 |
ix, x |
4 |
|
Объекты
Великого Шёлкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре |
Области: Алматинская, Жамбылск |
— |
2014 |
1442 |
ii, iii, v, vi |
Предварительный список.
В таблице объекты расположены в порядке их добавления в предварительный список. В данном списке указаны объекты, предложенные правительством Казахстана в качестве кандидатов на занесение в список всемирного наследия.
# |
Изображение |
Название |
Местоположение |
Время создания |
Год внесения в список |
№ |
Критерии |
1 |
|
Тюркское святилище Мерке |
Ближайшее поселение:Мерке |
VI—XI века |
1998 |
1131 |
не указаны |
2 |
|
Мегалетичесий мавзолей культуры Бегазы-Дандыбай |
Ближайшее поселение:Актогай |
XIII—IX века до н. э. |
1998 |
1132 |
ii, iii, iv |
3 |
|
Курганы с каменными кругами Тасмолинской
культуры |
Область: Карагандинская,Акмоли |
VII—III века до н. э. |
1998 |
1133 |
не указаны |
4 |
Петроглифы Ешкиольмес |
Ближайший город:Талдыкорган |
XIII—IX века до н. э. |
1998 |
1134 |
не указаны | |
5 |
|
Петроглифы Арпа-Узень |
Ближайшее поселение:Чулаккурган |
I тысячелетие до н. э. |
1998 |
1135 |
ii, iii, iv |
6 |
|
Палеолитические объекты и геоморфология хребтаКаратау |
Области: Южно-Казахстанская, Ж |
— |
1998 |
1136 |
не указаны |
7 |
|
Археологические объекты оазиса Отрар |
Ближайший город: Туркестан |
— |
1998 |
1137 |
iii, iv |
8 |
|
Культурный ландшафт Улытау |
Ближайший город: Жезказган |
— |
1998 |
1138 |
не указаны |
9 |
|
Северный Тянь-Шань (Иле- |
Ближайший город: Алма-Ата |
— |
2002 |
1681 |
X |
10 |
|
Государственный национальный парк «Алтын-Эмель» |
Ближайший город: Алма-Ата |
— |
2002 |
1682 |
vii, viii, ix |
11 |
|
Аксу-Жабаглинский заповедник |
Области: Южно-Казахстанская, Жамбыльская |
— |
2002 |
1683 |
vii, x |
12 |
|
Западный Тянь-Шань |
Области: Южно-Казахстанская, Жамбыльская |
— |
2010 |
5519 |
vii, viii, ix, x |
13 |
|
Великий шелковый путь |
Регион: Европа – Китай |
— |
2012 |
[1] |
не указаны |
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.
Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.
В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Письменная литература развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.
Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).
Таким образом, мы видим, что средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира.
Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд.
Одна из первых, дошедших до нас - "Кисса Рабгузи" Н. Раб-гузи, написанная в 1310 г. Основное содержание составляют не вложенные на огузско-кыпчакский язык легенды и рассказы, популярные среди арабо-персидского населения Ближнего и Среднего Востока. Здесь и сказания о халифах, пророках, космогонические мифы, стихи и песни. Многие сюжеты из "Кисса Рабгузи" перешли позже в казахские народные сказки. До революции это произведение неоднократно публиковалось издательствами Казани и Ташкента и было широко распространено среди казахов.
Большой популярностью на Востоке пользовалась поэма азербайджанского поэта Низами "Хосроу и Ширин", кыпчакский перевод которой был сделан в 1341-1342 гг. Ее автор - Кутып, живший при дворе хана Озбека. Перевод не был дословным, используя сюжетную линию и композицию поэмы Низами Кутып изложил ее своими стихами, обильно насытив их кыпчакскими народными пословицами и поговорками. (Когда говоришь что-либо, говори осторожно); (Не к лицу льву поступать по-лисьи); (Всякая речь хороша в меру, пословица есть) "Многословие - ослиный вьюк"). До нас не дошел оригинал поэмы, сохранился лишь один список, переписанный в 1338 г. кыпчакским поэтом, жившим в Египте, Берке Фатихом ибн Едгу. Впервые "Хусрау-Шырын" был опубликован в 1961 г. польским ученым А. Зайончковским.
Значительное место в кыпчакской литературе занимает поэма Хорезми из рода конрат "Мухаббат-нама", написанная в 1353 г. на двух языках-кыпчакском и персидском. Известны два варианта поэмы: один на арабском, другой - на уйгурском алфавите.
Язык всех упомянутых выше произведений отличается искусственной архаичностью и подражанием языкам произведений более ранней эпохи.
В ХIV-XV вв. развиваются и традиционные жанры кочевников - устная литература. Она представлена, кроме народных песен, поговорок и пословиц, произведениями жырау-певцов, композиторов, поэтов, импровизаторов.
Продолжает развиваться устное эпическое искусство казахов. В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в государстве.
Религиозные представления ХIV-XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система- тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце ХIV-XV вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм.
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана.
Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.
Таким образом, мы видим, что ХIV-XV вв. были временем наибольшего расцвета духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, продолжают развиваться традиционные жанры устного творчества. В целом в этот период сложились основы духовной культуры казахов.