Список наследия Юнеско в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 10:06, реферат

Описание работы

Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.

Содержание работы

1. Введение
2. ЮНЕСКО
3. Вступление Казахстана в ЮНЕСКО
4. Список наследия Казахстана
5. Духовная культура Казахстана с VI-XIX в.
6. Заключение
7. Список используемых источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

Факультет Гуманитарно - Педагогический

 

Кафедра Философии и социально - гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

РФ.         . 14/4.     .     .

 

По дисциплине _________________________________

Тема __________________________________

_____________________________________

         __________            

           (оценка)                                                          

           Руководитель                                  _______________________________

(должность, ученая степень)

_______________________________      

         (инициалы, фамилия)

                                                                               _____________       ______________

(подпись)                      (дата)

 

                                                                        Студент

                                                                        __________________________ 

                                                                                              (инициалы, фамилия)

                                                                                    _____________      _______________

                                                                                     (подпись)                       (дата)

                                                                                  _______________________________

                                                                                                        (группа)

 

  20__

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. ЮНЕСКО
  3. Вступление Казахстана в ЮНЕСКО
  4. Список наследия Казахстана
  5. Духовная культура Казахстана с VI-XIX в.
  6. Заключение
  7. Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахская народность, прошедшая долгий период  формирования,  в  процессе которого принимало участие  множество  племен  и  народов,  занимает  важное место в  истории  Евразии  и  является  одним  из  древнейших  этносов.  Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших  участие  в ее становлении, поэтому казахский народ  –  один  из  богатейших  народов  в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой,  но не смотря на это  за  многие  тысячелетия  прошла  путь  развития  не  менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали  свой способ  мышления  и  общественной  организации,  которая  является  синтезом познавательных  форм  Запада  и  Востока.  В   результате   этого   смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.

 

Современный Казахстан переживает период национального возрождения ; в докладе президента Н. А. Назарбаева  перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке.

 

 

ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии

Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.

Среди вопросов, которые охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся Африка и гендерное равенство

 

 

Начиная со вступления в ЮНЕСКО в 1992 году и ИСЕСКО в 1996 году, Казахстан поступательно проводит активную деятельность в целях укрепления сотрудничества с этими авторитетными международными организациями, и в своей внешней и внутренней политике демонстрирует свою приверженность идеалам ЮНЕСКО и ИСЕСКО путем проведения глобальных инициатив, созвучных их целям. 

       С момента обретения независимости при поддержке ЮНЕСКО и ИСЕСКО в стране был проведен ряд реформ в области культуры, образования, науки и информации, благодаря которым в настоящее время мы можем гордиться научным и творческим потенциалом современной казахстанской молодежи

В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Респу́блика Казахста́н значатся 3 наименования (на 2012 год), это составляет 0,3 % от общего числа (1007 на 2014 год). 2 объекта включены в список по культурным критериям, причём один из них признан шедевром человеческого гения (критерий i) и 1 объект включен по природным критериям. Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 12 объектов на территории Казахстана находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия. Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 29 апреля 1994 года. Первый объект, находящиеся на территории Казахстана были занесены в список в 2003 году на 27-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В данной таблице объекты расположены в хронологическом порядке их добавления в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

#

Изображение

Название

Местоположение

Время создания

Год внесения в список

Критерии

1

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави 
(каз. Қожа Ахмет Ясауи кесенесі)

Город: Туркестан 
Область: Южно-Казахстанская

1389—1405

2003

1103

i, iii, iv

2

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы 
(каз. Тамғалы петроглиф тас кешені)

Ближайший город: Алма-Ата 
Область: Алматинская

II тысячелетие до н. э. — начало XX века

2004

1145

Iii

3

Сарыарка — Степи и озёра Северного Казахстана 
(каз. Сарыарқа - Солтүстік Қазақстан даласы мен көлдері)

Области: Акмолинская,Карагандинская, Костанайская

2008

1102

ix, x

4

Объекты Великого Шёлкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре 
* городища Каялык, Карамерген, Талгар,Актобе, Акыртас, Кулан, Костобе и Орнек

Области: Алматинская, Жамбылская(Совместно с Китаем и Киргизией)

2014

1442

ii, iii, v, vi


Предварительный список.

В таблице объекты расположены в порядке их добавления в предварительный список. В данном списке указаны объекты, предложенные правительством Казахстана в качестве кандидатов на занесение в список всемирного наследия.

#

Изображение

Название

Местоположение

Время создания

Год внесения в список

Критерии

1

Тюркское святилище Мерке 
(каз. Меркі)

Ближайшее поселение:Мерке 
Область: Жамбылская

VI—XI века

1998

1131

не указаны

2

Мегалетичесий мавзолей культуры Бегазы-Дандыбай 
(каз. Беғазы - Дәндібай мәдениеті)

Ближайшее поселение:Актогай 
Область: Карагандинская

XIII—IX века до н. э.

1998

1132

ii, iii, iv

3

Курганы с каменными кругами Тасмолинской культуры 
(каз. Тасмола мәдениеті)

Область: Карагандинская,Акмолинская, Павлодарская

VII—III века до н. э.

1998

1133

не указаны

4

 

Петроглифы Ешкиольмес 
(каз. Ешкіөлмес петроглифтері)

Ближайший город:Талдыкорган 
Область: Алматинская

XIII—IX века до н. э.

1998

1134

не указаны

5

Петроглифы Арпа-Узень 
(каз. Арпаөзен петроглифтері)

Ближайшее поселение:Чулаккурган 
Область: Южно-Казахстанская

I тысячелетие до н. э.

1998

1135

ii, iii, iv

6

Палеолитические объекты и геоморфология хребтаКаратау 
(каз. Қаратау)

Области: Южно-Казахстанская, Жамбылская,Кызылординская

1998

1136

не указаны

7

Археологические объекты оазиса Отрар 
(каз. Отырар)

Ближайший город: Туркестан 
Область: Южно-Казахстанская

1998

1137

iii, iv

8

Культурный ландшафт Улытау 
(каз. Ұлытау)

Ближайший город: Жезказган 
Область: Карагандинская

1998

1138

не указаны

9

Северный Тянь-Шань (Иле-Алатауский национальный парк) 
(каз. Іле-Алатау ұлттық паркі)

Ближайший город: Алма-Ата 
Область: Алматинская

2002

1681

X

10

Государственный национальный парк «Алтын-Эмель» 
(каз. «Алтынемел» мемлекеттік ұлттық табиғи паркі)

Ближайший город: Алма-Ата 
Область: Алматинская

2002

1682

vii, viii, ix

11

Аксу-Жабаглинский заповедник 
(каз. Ақсу-Жабағылы мемлекеттік табиғи қорығы)

Области: Южно-Казахстанская, Жамбыльская

2002

1683

vii, x

12

Западный Тянь-Шань 
(каз. Батыс Тянь-Шань)  
* Каратауский заповедник 
* Аксу-Жабаглинский заповедник 
* Сайрам-Угамский национальный парк

Области: Южно-Казахстанская, Жамбыльская

2010

5519

vii, viii, ix, x

13

Великий шелковый путь 
(каз. Жібек жолы)

Регион: Европа – Китай

2012

[1]

не указаны


 

 

 

К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.

Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.

В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.

Письменная литература развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.

Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).

Таким образом, мы видим, что средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира.

Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд.

Одна из первых, дошедших до нас - "Кисса Рабгузи" Н. Раб-гузи, написанная в 1310 г. Основное содержание составляют не вложенные на огузско-кыпчакский язык легенды и рассказы, популярные среди арабо-персидского населения Ближнего и Среднего Востока. Здесь и сказания о халифах, пророках, космогонические мифы, стихи и песни. Многие сюжеты из "Кисса Рабгузи" перешли позже в казахские народные сказки. До революции это произведение неоднократно публиковалось издательствами Казани и Ташкента и было широко распространено среди казахов.

Большой популярностью на Востоке пользовалась поэма азербайджанского поэта Низами "Хосроу и Ширин", кыпчакский перевод которой был сделан в 1341-1342 гг. Ее автор - Кутып, живший при дворе хана Озбека. Перевод не был дословным, используя сюжетную линию и композицию поэмы Низами Кутып изложил ее своими стихами, обильно насытив их кыпчакскими народными пословицами и поговорками. (Когда говоришь что-либо, говори осторожно); (Не к лицу льву поступать по-лисьи); (Всякая речь хороша в меру, пословица есть) "Многословие - ослиный вьюк"). До нас не дошел оригинал поэмы, сохранился лишь один список, переписанный в 1338 г. кыпчакским поэтом, жившим в Египте, Берке Фатихом ибн Едгу. Впервые "Хусрау-Шырын" был опубликован в 1961 г. польским ученым А. Зайончковским.

Значительное место в кыпчакской литературе занимает поэма Хорезми из рода конрат "Мухаббат-нама", написанная в 1353 г. на двух языках-кыпчакском и персидском. Известны два варианта поэмы: один на арабском, другой - на уйгурском алфавите.

Язык всех упомянутых выше произведений отличается искусственной архаичностью и подражанием языкам произведений более ранней эпохи.

В ХIV-XV вв. развиваются и традиционные жанры кочевников - устная литература. Она представлена, кроме народных песен, поговорок и пословиц, произведениями жырау-певцов, композиторов, поэтов, импровизаторов.

Продолжает развиваться устное эпическое искусство казахов. В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в государстве.

Религиозные представления ХIV-XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система- тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце ХIV-XV вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм.

С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана.

Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.

Таким образом, мы видим, что ХIV-XV вв. были временем наибольшего расцвета духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, продолжают развиваться традиционные жанры устного творчества. В целом в этот период сложились основы духовной культуры казахов.

Информация о работе Список наследия Юнеско в Казахстане